Главная » Спецвыпуск » ЗСЖД переходит на новые стандарты

ЗСЖД переходит на новые стандарты

Александр ПОПОВ

 

Успех реформы железнодорожной отрасли и будущее ОАО «Российские железные дороги» зависят от деятельности филиалов новой компании. Западно-Сибирская железная дорога, ставшая сегодня филиалом крупнейшей в России транспортной корпорации, теперь будет работать над укреплением и развитием общекорпоративных стандартов, которые были оглашены президентом ОАО «РЖД» Геннадием Фадеевым в конце сентября. При этом Западно-Сибирский филиал РЖД уже достиг определенных результатов, которые позволят ему занять не последнее место в общей структуре корпорации.

С 1 октября начала работу новая компания — ОАО «Российские железные дороги». Уставный капитал общества составил 1,54 трлн руб. РЖД будет обеспечивать 39% совокупного грузооборота и свыше 41% пассажирооборота. Компания будет вести всю хозяйственную деятельность вместо Министерства путей сообщения, у которого остались функции государственного регулирования отрасли и установления тарифов. 17 железных дорог МПС, в том числе и ЗСЖД, стали филиалами акционерного общества.

Западно-Сибирская железная дорога — одна из крупнейших в России по объему выполняемой работы. На ее долю приходится 19,9% погрузки в России, 70% объема которой — уголь. Доля налоговых доходов от деятельности ЗСЖД в бюджете только Новосибирской области составляет более 20%. По итогам 8 месяцев 2003 года в консолидированный бюджет Новосибирской области от ЗСЖД поступило более 10 млрд руб.

Выступая с объемным докладом на селекторном совещании 26 сентября, президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев назвал 13 направлений работы железных дорог России на новом этапе. Так, основой развития корпорации станет совершенствование основного вида деятельности — грузовых и пассажирских перевозок. Сегодня в отрасли уже сложилась жесткая конкурентная среда, и частные компании активно борются за свое место на рынке железнодорожных перевозок. По информации РЖД, частные перевозчики имеют в собственности свыше 200 тысяч вагонов (что составляет около трети железнодорожного парка России), выполняют более 21% грузоперевозок, 40% нефтеперевозок, 22% перевозок автомобилей. При этом независимые компании выполняют только высокодоходные перевозки, предоставляя РЖД фактически монопольное положение на убыточных видах работы. Как заметил Геннадий Фадеев, «это вряд ли можно назвать конкурентным преимуществом».

Конечно, вновь созданная компания будет стремиться исправить сложившееся положение. Некоторые позитивные результаты достигнуты уже сегодня. Так, в отделениях ЗСЖД наблюдается устойчивый рост как грузовых, так и пассажирских перевозок. По словам пресс-секретаря ЗСЖД Анатолия Раннева, «перевозки грузов растут, когда растет промышленность; пассажиры больше ездят, если развиваются торговые и деловые связи между регионами, а также в целом растет благосостояние жителей: у них просто появляется больше денег, чтобы ездить в командировки или на отдых».

По данным службы статистики ЗСЖД, за 9 месяцев 2003 года всеми отделениями ЗСЖД перевезено 169 млн 333 тыс. т грузов, что на 8% выше прошлогодних показателей. При этом основное место в грузоперевозках занимают каменный уголь (117 млн 433 тыс. т) и строительные грузы (10 млн 443 тыс. т). Далее идут нефтеперевозки (8 млн 257 тыс. т), черные металлы (6 млн 842 тыс. т), железная руда (6 млн 339 тыс. т), кокс (4 млн 903 тыс. т) и зерно (2 млн 641 тыс. т). Наибольший рост грузоперевозок зафиксирован в угольной и нефтяной промышленности, что связано с общим развитием этих отраслей в сибирских регионах.

Успешно развивает грузоперевозки и Новосибирское отделение ЗСЖД. Так, за 9 месяцев 2003 года отправление грузов здесь возросло по сравнению с аналогичным периодом 2002 года на 15% и составило 9 млн 281 тыс. т (8 млн 071 тыс. т в 2002 году). При этом особенно растет перевозка каменного угля и нефтепродуктов — на 57% и 13% соответственно к уровню прошлого года. Всего же за 9 месяцев работы Новосибирским отделением ЗСЖД перевезено 557 тыс. т (353 т в 2002 году) каменного угля и 967 тыс. т (852 т в прошлом году) нефтегрузов.

Не отстают от «грузовых» показателей и объемы пассажирских перевозок. В целом по отделению зафиксирован рост пассажиро-километров на 5%. За 9 месяцев 2003 года этот показатель по всем отделениям дороги составил 9 млн 296 тыс. Эффективным средством снижения убытков от пригородных перевозок стало создание ЗСЖД в партнерстве с администрациями нескольких регионов акционерных компаний (ОАО «Экспресс-пригород» в Новосибирске, «Алтай-пригород» в Барнауле, аналогичные компании в Омске и Кемерове), которые осуществляют пригородное сообщение электропоездами. Ускоренные поезда повышенной комфортности курсируют между Новосибирском и другими городами Сибири — Омском, Томском, Новокузнецком, Кемеровом и Барнаулом. Создание акционерных компаний — своеобразное ноу-хау ЗСЖД. «Раньше этот вид перевозок приносил одни убытки, — говорит пресс-секретарь ЗСЖД Анатолий Раннев. — Дело в том, что данными поездами в основном пользуются льготники, которых у нас очень много. В данном же случае потери от льготного проезда компенсируют администрации областей и регионов. Кроме того, они участвуют в совместных проектах по развитию инфраструктуры. Гибкая нормативная база акционерных обществ позволяет решать эти вопросы». ЗСЖД планирует и дальше развивать данный вид перевозок.

Рост объемов грузовых и пассажирских перевозок привел к увеличению доходов ЗСЖД от этих видов деятельности. Так, за 9 месяцев 2003 года доходы от перевозок выросли на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 29,1 млрд руб. Однако при этом возросли и расходы по эксплуатации — на 30% к уровню 2002 года (27,5 млрд руб.).

Фото Михаила ПЕРИКОВА

Большой вопрос в связи с реорганизацией отрасли вызывает судьба непрофильных активов ОАО «РЖД» — промышленных предприятий и социальных объектов. Как рассказали «КС» в пресс-службе ЗСЖД, на следующем этапе реформирования РЖД предполагается выделить из структуры ОАО «РЖД» дочерние предприятия, определить в сфере пассажирских и грузовых перевозок конкурентные секторы. Новосибирские стрелочный и электровозоремонтный заводы, а также щебеночный карьер вошли в структуру ОАО «РЖД» на правах самостоятельных филиалов. В недавнем интервью «КС» (N 32) начальник ЗСЖД Александр Целько по поводу судьбы непрофильных активов сказал следующее: «Сегодня на этих предприятиях нормальная здоровая экономика, причем они добиваются этого за счет увеличения не цены, а объемов выпуска продукции. В будущем же, по мере создания конкурентной среды, мы будем выводить эти предприятия из системы. Они будут конкурировать между собой, находить заказчиков, среди которых может быть и наша железная дорога».

В процессе создания транспортной корпорации не утихали и горячие дебаты по поводу включения в уставный капитал ОАО «РЖД» объектов социальной сферы. В итоге победили железнодорожники — социальные объекты вошли в структуру новой компании, за исключением жилищного фонда, который полностью передан в собственность муниципалитетов.

Подчеркивая важность социальной сферы для успешного развития корпорации, президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев в своем программном выступлении 26 сентября сказал: «Социальная деятельность — не затратная нагрузка, а инструмент эффективного развития корпорации. При этом возможности дальнейшего роста заработной платы, сохранения высокого уровня медицинского обслуживания, отдыха в отраслевых санаториях, а также способность ощутимой поддержки неработающих ветеранов отрасли и исполнение Тарифного соглашения — все это с нынешнего дня зависит исключительно от прибыльности работы компании».

В структуре Западно-Сибирского филиала РЖД осталась почти вся социальная сфера: больницы, базы отдыха, детские лагеря, спортивные и культурные сооружения. А Новосибирское отделение ЗСЖД не потеряло ни одного объекта — Дворец культуры железнодорожников, Дорожную клиническую больницу, профилакторий «Восток», спортивную базу и т. д.

Рост заработной платы — еще один показатель отношения компании к социальной сфере. Так, только в ЗСЖД работают около 100 тыс. человек. В 2003 году фонд заработной платы увеличен на 30% по сравнению с уровнем прошлого года и составил 7 млрд руб. (в 2002 году — 5,4 млрд). А средняя зарплата по филиалу за 9 месяцев 2003 года составила 8269 руб. При этом, если посмотреть статистику по отделениям ЗСЖД, лучший показатель по средней зарплате установлен в Кузбасском отделении — 8949 руб. На втором месте — Новосибирское отделение (8157 руб.).

В целом Западно-Сибирская железная дорога готова к преобразованиям. За последний год дорога дважды становилась победителем отраслевых соревнований. А в сентябре на базе ЗСЖД прошла ассамблея начальников железных дорог России — крупнейшее событие для отрасли. Руководители 17 дорог МПС смогли ознакомиться с опытом ЗСЖД. Речь идет, например, о работе уже упоминавшихся акционерных компаний по пригородным перевозкам. Особое место в ЗСЖД занимает открытие уникального терминала для механизированного ремонта грузовых вагонов на станции Входная в Омске («КС» писал об этом в N 34).

Развитие ЗСЖД создает условия и для роста обслуживающей транспорт промышленности. Так, только запуск терминала в Омске инициировал строительство в регионе завода по ремонту колесных пар, который полностью обеспечит потребности ЗСЖД, а на «Омсктрансмаше» идет освоение производства запчастей для полувагонов. Неслучайно полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский заметил в интервью «КС»: «От того, насколько ритмично и эффективно будут работать железные дороги, зависит вся жизнь сибиряков».

На правах рекламы


Comments are closed.

Так же в номере