Главная » Спецвыпуск » Толмачево набирает обороты

Толмачево набирает обороты

Новосибирскому аэропорту Толмачево в структуре новосибирского мультимодального транспортного узла отводится особая роль. Планы региональных властей сделать Новосибирск торгово-сервисным центром Сибири невозможны без современного аэропорта, отвечающего международным требованиям. О том, с какими результатами Толмачево планирует закончить год, и о перспективах компании корреспонденту «КС» ОКСАНЕ СНИЦАРЬ рассказал генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» АНДРЕЙ ЛОБКИН.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Как вы оцениваете роль аэропорта Толмачево в создании новосибирского мультимодального узла?

— Уже стало банальностью говорить о том, что географическое положение Новосибирской области уникально. Область находится в центре России, здесь есть и железная дорога, и речные пути, и автомобильные магистрали, которые связывают Сибирь и Казахстан. Новосибирский авиационный узел находится на пересечении маршрутов, связывающих Юго-Восточную Азию и Европу. Так что перспективы развития мультимодального транспортного узла, проект которого активно продвигает администрация Новосибирской области, очевидны. Этому способствует и емкость рынка перевозок, хотя бы потому, что в радиусе 200 км проживает 13 млн человек — потенциальных пассажиров. А строительство грузовых и пассажирских терминалов даст возможность привлечь еще и транзитные потоки. Так что Толмачево, являясь пятым по величине аэропортом России, имеет все шансы реализовать свои проекты и по строительству терминала, и по привлечению авиаперевозчиков. Мы намерены в течение двух-трех лет выйти на более качественный уровень обслуживания и значительно увеличить пассажиропоток.

— Планируете ли вы открыть представительство в Москве?

— На днях этот вопрос был решен, и вскоре представительство начнет свою работу. Мы считаем, что это очень важный шаг, потому что деятельность аэропорта давно уже приобрела не только региональное, но общероссийское и даже международное значение. С помощью представительства в Москве мы сможем улучшить контакты с российскими и зарубежными авиакомпаниями, найти более короткую дорогу к нашим клиентам и расширить участие аэропорта в различных федеральных мероприятиях.

— Неделю назад в Толмачево стали совершать технические посадки самолеты корейской авиакомпании Asiana Airlines. Есть ли у руководства аэропорта планы по сотрудничеству с другими зарубежными перевозчиками?

— Asiana Airlines уже совершила две посадки в Толмачево. Обслуживание самолетов компании занимает не более часа. Это очень хороший показатель работы аэропорта. Планируется, что корейская компания будет совершать четыре посадки в неделю, что принесет аэропорту дополнительно 50 млн рублей в год. Сотрудничество с этим перевозчиком достигнуто благодаря совместной работе администрации Новосибирской области, руководства Западно-Сибирского межрегионального управления воздушного транспорта Минтранса России и менеджмента аэропорта Толмачево.

Привлечение Asiana Airlines для технических посадок в Толмачево — это только первый шаг в новом для нас направлении. Положительный опыт Asiana повысил авторитет новосибирского аэропорта в глазах международных авиаперевозчиков. Сейчас ведутся переговоры с немецкой Lufthansa. Желание совершать посадки в Толмачево уже высказали корейская компания Korean Air, японские Japan Air Commuter (JAC) и ANA. Очевидно, что сейчас у противников этого проекта не осталось аргументов, и все службы аэропорта, вопреки мнениям скептиков, отвечают самым высоким мировым стандартам.

— Что было сделано для того, чтобы аэропорт смог обслуживать суда иностранных авиакомпаний?

— Проделана большая работа: куплена специальная техника, усовершенствованы стоянки для самолетов, прошел обучение персонал. Мы не стали приобретать дорогостоящее оборудование для обслуживания самолетов иностранных компаний. Благодаря конкурсам и тендерам мы смогли взять технику по очень привлекательным для нас ценам. Всего на организацию обслуживания было потрачено около $1 млн. Думаю, что уже за первый год все окупится. А с учетом того, что сегодня многие авиакомпании используют Boeing-747, перед аэропортом открываются большие перспективы в техническом обслуживании самолетов иностранных авиакомпаний.

— По стандартам ИКАО аэропорт международного класса должен иметь две взлетно-посадочные полосы. Как решается вопрос со строительством второй ВПП в Толмачево?

— Напомню, что финансирование этого объекта предполагалось разделить поровну между федеральными и региональными властями. Однако возникли определенные трудности — нехватка средств у федеральных властей и отсутствие законодательной базы в использовании регионального бюджета для строительства федерального объекта, каковым является ВПП. Так что сейчас строительство ведется гораздо медленнее, чем хотелось бы. Думаю, наши законодатели в итоге разберутся с этим вопросом, так как, во-первых, вторая полоса необходима для аэропорта уровня Толмачево, а во-вторых, в этот проект вложено немало средств, поэтому довести его до конца нужно. Сейчас на завершение строительства требуется около 700 млн.

— Планирует ли руководство Толмачево развивать сервисную базу аэропорта?

— Мировая практика авиабизнеса основана на том, что аэропорт, который обслуживает от 5 млн пассажиров, получает до 50% доходов от неавиационной деятельности и неавиационных услуг. Это предоставление рекламных площадей, аренды, парковки для автомобилей, услуг гостиницы и прочее. Толмачево пока не обслуживает такой объем пассажиров, однако при тех возможностях, которыми сегодня обладает аэропорт, 20-25% доходов от неавиационной деятельности мы реально можем получить. Надеюсь, вскоре мы к этому придем, развивая сервисную базу и расширяя аэропортовый комплекс.

— Какую чистую прибыль ожидает аэропорт по итогам 2003 года?

— За 9 месяцев этого года доходы аэропорта составили 788 млн руб. — это на 30 млн больше, чем было запланировано получить. Показатель валовой прибыли — 133 млн руб., на 26 млн больше запланированного. Прибыль до налогообложения составила 113 млн руб. (на 27 млн больше, чем ожидалось). А чистая прибыль — 84,5 млн руб., что на 20 млн больше, чем запланировано.

Сейчас мы достигли той суммы, которую ожидали по итогам года. Так что к концу 2003 года планируем получить прибыль более 100 млн руб.

В частности, доходы от авиационной деятельности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года существенно выросли благодаря увеличению объема обслуженных пассажиров и вводу новых аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание самолетов. Кроме того, аэропорт ведет серьезную работу по сокращению расходной части. Так, за 9 месяцев сэкономлено 26,7 млн руб. Например, только от внедрения рацпредложений — 1,3 млн руб.

— Как изменился пассажиропоток аэропорта за 9 месяцев?

— За этот период в Толмачево было обслужено более 1095,9 тыс. пассажиров. Это превысило ожидаемый объем на 10%. Рост произошел за счет появления новых регулярных пассажирских рейсов авиакомпаний «Сибирь», «Пулково» и «КрасЭйр».

Вообще, по сравнению с 2002 годом сейчас наблюдается тенденция уменьшения доли международных вылетов и увеличение доли внутренних. Это связано с тем, что в 2003 году были отменены некоторые рейсы авиакомпании «Сибирь» в страны ближнего и дальнего зарубежья, нерегулярно выполнялись грузовые рейсы «Аэрофлота». Кроме того, с мая были ограничены полеты в Китай из-за эпидемии атипичной пневмонии — сократилось количество рейсов Синьцзянской авиакомпании и Согдийского авиапредприятия и частично отменены рейсы в Китай «Украинских авиалиний». Так что показатель транзитных пассажиров оказался ниже ожидаемого на 4,6 тыс. человек.



Comments are closed.

Так же в номере