Главная » Спецвыпуск » ВИНАП: технология лидерства

ВИНАП: технология лидерства

Крупнейшее в Новосибирске предприятие по производству алкогольной и безалкогольной продукции ОАО «ВИНАП» за последние два года реализовало масштабную инвестиционную программу — одну из самых крупных за последние пять лет в Новосибирской области. В результате в Сибири было построено два современных завода — «Собол джус» (в конце прошлого года) и «Собол бир» (запущенный в сентябре). Объем инвестиций, привлеченных в область, составил $70 млн. В планах группы компаний ВИНАП с помощью этих предприятий вернуть себе утраченные в последнее время позиции на сибирском рынке.

В настоящий момент в группу компаний ВИНАП входят: завод ВИНАП, «Собол Джус» (производство безалкогольных напитков), «Собол бир» (пивоваренное производство). Основными акционерами ОАО являются ФГУП «Росспиртпром» (33% акций), генеральный директор ВИНАПа Юрий Верясов (11,6%) и финская компания «Новоски» (8%). Мощности группы рассчитаны на производство около 30 млн дал продукции. По итогам 2002 года общие объемы выпуска составили около 8 млн дал, объемы продаж — 1,5 млрд руб.

В настоящее время группа компаний ВИНАП осуществляет производство, розлив, продажу алкогольной, слабоалкогольной и безалкогольной продукции. Выгодное географическое расположение, налаженная инфраструктура и динамично развивающийся мегаполис, по мнению аналитиков, создают благоприятную среду для развития бизнеса компании. ВИНАП — один из крупнейших налогоплательщиков Новосибирской области.

Однако некоторые производственные линии предприятия к 2001 году уже не соответствовали требованиям конкурентного рынка напитков. Крупная инвестиционная программа, реализующаяся с 2001 года, позволит обновить производственные линии безалкогольной и пивоваренной продукции, а также закрепить за предприятием роль лидера регионального рынка. До сих пор ОАО «ВИНАП» является единственным в России предприятием, объединяющим в свой структуре пять самостоятельных производств: пивоваренное, винодельческое, шампанское, ликероводочное и безалкогольное.

«Собол джус»: первый шаг

Производство безалкогольных напитков на основе натуральных соков в эпоху войны с пьянством и алкоголизмом фактически спасло комбинат от полной остановки. Но в начале 90-х на конкуренция на рынке прохладительных напитков резко возросла. Строительство современного завода «Собол джус» по производству безалкогольных, слабоалкогольных и сокосодержащих напитков и розливу минеральных вод стало первым шагом в реализации проекта радикального перевооружения ведущих производств ВИНАПа. Завод был запущен в ноябре 2002 года. Он работает только на привозном сырье и имеет технологический цикл от водоподготовки и приготовления сахарного сиропа до розлива газированных напитков. Проектная мощность — 7 млн дал, при достижении которой годовая валовая выручка завода составит порядка $21 млн.

Пива много не бывает

В 2002 году ВИНАПом было произведено 5,6 млн дал пива, объем продаж составил 650 млн руб. В общем объеме продаж компании в 2002 году (972 млн руб. без учета налогов и акцизов) на долю бутылочного пива пришлось 29,3%, пива в кегах — 11,8%, в цистернах — 5,4%.

Производимое на ВИНАПе пиво было удостоено многочисленных наград на российских и международных конкурсах в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Новосибирске.

Однако с выходом на сибирский рынок производств, имеющих инвестиционную поддержку таких гигантов, как «САН Интербрю» и BBH (владелец марки «Балтика»), на пивном рынке Сибири ценовая конкуренция усилилась. В результате многие местные компании стали терять свои позиции.

Генеральной задачей для ВИНАПа стало полное обновление линии пивоваренного производства и возвращение позиций на «домашнем» новосибирском рынка пива, а также выход в лидеры на региональных рынках. Основой для реализации этой задачи стало строительство совершенно нового современного пивоваренного комплекса — пивоварни «Собол». «Собол бир», вошедший в группу компаний ВИНАП, создан в 2000 году. В строительство нового завода было инвестировано более $35 млн, часть из которых составили кредит Сбербанка и инвестиционный кредит администрации Новосибирской области на сумму 50 млн руб. Конструктивные отношения между ВИНАПом и обладминистрацией направлены на увеличение объемов производства на заводе, что, в свою очередь, приведет к росту акцизных и налоговых поступлений в бюджет Новосибирской области.

Запуск завода «Собол бир» состоялся осенью 2003 года. Из старых марок на «Соболе» будет выпускаться хорошо знакомое потребителям «Жигулевское», которое до сих пор является самым продаваемым среди всех представленных на рынке марок нижнего ценового сегмента. Кроме того, на новом заводе будет выпускаться пиво Sobol (собственная марка) и Kaltenberg. Последнее будет выпускаться по лицензии в рамках сотрудничества с европейской компанией Konig Ludwig International.

До конца 2003 года объем производства пива на заводе «Собол бир» составит 1,5 млн дал. В 2004 году здесь планируется произвести 8 млн дал, а в 2005-м запланирован выход на проектную мощность в 12 млн дал в год.

По словам заместителя финансового директора группы компаний ВИНАП Андрея Пономарева, в 2005 году «Собол бир» рассчитывает достичь объема продаж пива в $60-70 млн, притом что в 2002 году выручка составила около $20 млн. На продвижение своих марок «Собол бир» планирует потратить в 2004 году до $1,5 млн.

По мнению аналитиков, вывод на рынок новой линейки брэндов класса премиум при сохранении традиционных дешевых сортов пива делает портфель брэндов ВИНАПа достаточно конкурентоспособным, чтобы бороться за лидерство с крупными федеральными компаниями, претендующими на захват сибирских рынков пива.

Масштабные инвестиции последних двух лет должны стать основой для усиления долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия и роста доли компании на рынке. По словам Андрея Пономарева, «ВИНАП обладает хорошо диверсифицированным бизнесом, необходимыми мощностями и инфраструктурой, чтобы стать ведущим поставщиком и производителем пива и безалкогольной продукции на сибирском рынке».

Динамика объемов производства ОАО «ВИНАП»

1999 2000 2001 2002 2003* 2004* 2005* 2006*
Пиво (тыс. дал) 6871 6237 4720 3486 7000 10 000 12 000 12 000
Вина и коньяки (тыс. дал) 384 240 195 124 150 180 210 240
Водка и ЛВИ (тыс. дал) 1855 1230 792 552 600 720 800 1200
Безалкогольные напитки (тыс. дал) 4309 4289 4275 3478 4500 8000 9000 10 500
Шампанское (тыс. бут.) 4666 3774 2395 1786 1800 2200 2600 3000

* — прогноз

Источник: ОАО «ВИНАП»



Comments are closed.

Так же в номере