Главная » Спецвыпуск » Виктор Толоконский: "Мы открыты для всех"

Виктор Толоконский: «Мы открыты для всех»

Новосибирская область, не имеющая особых экономических преимуществ, кроме географического положения и сильной науки, четвертый год подряд демонстрирует темпы роста, опережающие общероссийские показатели. О проблемах и перспективах экономики территории заместителю главного редактора «Континента Сибирь» ЭЛЬМИРЕ НИГОМЕДЬЯНОВОЙ рассказал глава администрации области ВИКТОР ТОЛОКОНСКИЙ.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Виктор Александрович, как вы оцениваете текущее состояние экономики области? Удовлетворяет ли оно вас?

— Вряд ли руководитель региона, отрасли или предприятия (масштаб ответственности здесь не принципиален) может быть удовлетворен текущим состоянием дел. Конечно, всегда хочется большего. Но позитивный опыт есть. В экономике очень важно состояние динамики. Это темпы роста, освоение новых видов продукции, новых технологий, появление новых рабочих мест. Динамика развития Новосибирской области в последние годы, безусловно, качественно усилилась, даже в сравнении с общероссийскими показателями. Динамика валового регионального продукта у нас за четыре года поднялась на 16 процентных пунктов выше, чем в среднем по России. И все другие показатели, характеризующие рост производства в отдельных отраслях, в промышленности в целом, опережают общероссийские.

При этом объективно у нас было меньше возможностей для развития, потому что наиболее динамично развивающиеся в последние годы нефтяная, газовая, угольная отрасли, металлургия в Новосибирской области либо совсем не представлены, либо имеют очень маленький удельный вес в экономике и не могут повлиять на общую картину. У нас нет и монопольной промышленности, что тоже очень важно: все, чего мы добились, — это реальные цифры, достигнутые благодаря повышению эффективности производства и производительности труда, завоеванию новых рынков, освоению новых видов продукции.

Разумеется, мы не просто наблюдали и фиксировали эти цифры. Мы ставили определенные задачи, акцентированно работали с теми предприятиями, где было сложное положение, помогая им избежать катастрофического падения или остановки производства; развивали новые производства, которые наиболее эффективно влияют на общее состояние экономики области и дают максимальный мультипликативный эффект.

Это, конечно, прикладная наука, разрабатывающая новые технологии и изделия. Например, программа «Силовая электроника» позволила внедрить на десятке заводов ряд пионерных разработок. Может быть, на общей динамике эти достижения сегодня не очень сказываются, но новая продукция вытесняет с рынка многие импортные и отечественные изделия и позволяет расширять производство в длительной перспективе. Это строительные материалы и конструкции (окна и двери, стеновые и теплоизоляционные материалы и так далее), поскольку выход экономики из кризиса — это всегда резкое увеличение темпов строительства.

Дальше — производства, позволяющие укрепить налоговый потенциал области. Один только пивной завод, построенный «Красным Востоком», уплачивает в год порядка 200 млн рублей акцизов (100 млн в текущем году, порядка 250 млн — в будущем), при этом там заложено удвоение мощности. Расширение пивного производства ВИНАПом принесет еще 60-70 млн рублей акцизных сборов…

Я согласен с нашими специалистами, которые высоко оценивают динамику доходов граждан в этом году. Год был не слишком инфляционным: повышение зарплаты бюджетникам произошло только 1 октября, тем не менее реальные доходы граждан к декабрю вырастут. А за четыре года они увеличились в полтора раза. Экономисты считают, что здесь серьезно сказалась программа дополнительных вложений в промышленность. В этом году только промышленным предприятиям на пополнение оборотных средств выделено из областного бюджета 500 млн рублей. В целом же в сферу материального производства мы вложили почти 2 млрд — в виде прямых кредитов либо компенсации процентной ставки по банковским кредитам. Из них примерно 1,2 млрд рублей направлено в сельское хозяйство, порядка 200 млн — на поддержку строительных организаций. Есть также средства на поддержку малого предпринимательства в производственной сфере и на поддержку прикладных научных исследований.

— Тем не менее Новосибирск постепенно утрачивает свой статус промышленного центра (если в 1990 году на долю промышленности приходилось порядка 45% ВРП, то сейчас — не более 22%). Собираются ли областные власти стимулировать развитие города в том или ином направлении?

— Мы ни в коем случае не можем допустить потери позиций в промышленности — это наиболее валоемкий сектор хозяйства. Ни одна торговая компания не даст налогов или рабочих мест столько, сколько нормально работающее промышленное предприятие.

В последние пять лет темпы роста промышленности в области были чуть ниже, чем рост валового регионального продукта: производство в сельском хозяйстве росло быстрее, чем промышленное. В этом году впервые цифры сравнялись. Я хочу поставить нетипичную для современного этапа научно-технического прогресса задачу: в течение пяти лет обеспечить темпы роста промышленной продукции не ниже темпов роста ВРП.

— Вы можете кратко охарактеризовать подготовленный обладминистрацией сценарий развития области до 2008 года?

— Эту среднесрочную программу развития мы будем обсуждать на президиуме областной администрации в двадцатых числах октября. Сейчас она проходит процедуру согласования в министерствах и ведомствах и должна быть зарегистрирована в Минэкономики. Если коротко, то приоритетными будут три основных направления развития.

Первое. Мы хотим усилить влияние на экономику научно-технического комплекса области, фактически создать эффективную реальную технопарковую зону — с тем, чтобы научный комплекс реализовывал свои разработки в виде промышленных образцов и в виде патентов. Уже есть принципиальная договоренность с правительством России о том, что в Новосибирской области в порядке эксперимента будут отрабатываться условия функционирования специальных экономических зон вокруг научного центра, а также в отделении сельскохозяйственных наук, наукограде Кольцово. Там будут предусмотрены налоговые льготы, другие преференции для привлечения инвестиций, повышения экономической активности. Это одна из первых базовых задач для развития области.

Второе. Нужно уже в ближайшие пять лет максимально усилить техническое перевооружение нашей промышленности, чтобы, как я уже говорил, обеспечить приемлемые темпы роста промышленного производства. Для этого, конечно, нужны серьезные инвестиции, и у нас есть конкретные планы по целому ряду заводов.

Третья задача — усилить значение Новосибирска и Новосибирской области как транспортного центра. Вокруг Новосибирска в относительно небольшом радиусе (250-350 км) проживают около 10 млн жителей, причем большинство из них — в развитых городах: Новокузнецке, Кемерове, Барнауле, Бийске, Томске… Инфраструктурно они зависят от нас достаточно сильно. Большая доля пассажирских и грузоперевозок в эти города осуществляется через Новосибирск. Наша задача — еще больше активизировать этот процесс. Еще хотелось бы, чтобы больше притягивались к нашему региону Омская область и Красноярский край. Если вы посмотрите на специальные поезда Новосибирск-Красноярск, Новосибирск-Омск, то увидите, что это инфраструктурные поезда, что люди ездят не к родственникам, а в командировки, перевозят товары.

Все это, безусловно, влияет на нашу экономику. И за счет налоговых отчислений от транспортных, торговых, складских предприятий, и косвенно — в плане усиления инвестиционного процесса. Неслучайно «Красный Восток» выбрал площадку для строительства своего завода именно в Новосибирске.

Мы планируем в аэропорту сделать мощный автовокзальный комплекс, а со временем — подвести к нему железнодорожную ветку, чтобы пассажирам из других регионов было удобнее пользоваться нашим аэропортом. Кроме того, мы хотим добиться для аэропорта Толмачево действительно международного статуса. Я уже, наверное, надоел в Министерстве транспорта со своими просьбами дать большую возможность международным авиаперевозчикам делать посадки в Новосибирске.

Новосибирская область кровно заинтересована в том, чтобы на Транссиб было переведено большое количество грузов, которые перемещаются из Юго-Восточной Азии в Западную Европу и наоборот.

— Насколько я поняла, в ближайшую пятилетку инвестиционный процесс в промышленности будет более активным, чем раньше. В какую сумму обойдется модернизация промышленного комплекса, за счет каких механизмов этот процесс будет запущен?

— По самым приблизительным оценкам, массовая программа первичного технического перевооружения должна коснуться порядка 200 крупных промышленных предприятий при среднем объеме вложений примерно $10 млн в каждое. Но это не в один год; может быть, процесс затянется даже дольше чем на пять лет, хотя мы постараемся создать максимально благоприятные условия для привлечения инвестиций. Основные источники финансирования — это средства владельцев предприятий, в том числе поступающие по прямым соглашениям с обладминистрацией (например, по металлургическому заводу подписано специальное соглашение с инвесторами: за определенный период времени вкладываются $10 млн, направленность такая-то, это влечет то-то…). Мы можем предоставить предприятию налоговые освобождения (так, новый завод ВИНАПа получил около 50 млн рублей налоговых льгот, чтобы сконцентрировать их в инвестициях), частично компенсировать процентную ставку или дать дополнительные гарантии обладминистрации по банковским кредитам. В каких-то случаях, очевидно, будет неизбежна капитальная санация предприятий, у которых сегодня нет эффективных собственников, нужно будет подключить дополнительных инвесторов.

— Список предприятий, претендующих на инвестиции, уже составлен?

— Да. И включен в программу развития до 2008 года. Мы рассмотрели предложения всех предприятий и включили в программу наиболее реальные из них. Конечно, не наше дело контролировать ход реконструкции на каждом заводе, но очень важен даже тот факт, что задачу обеспечения режима максимального благоприятствования для инвестиций наши специалисты будут видеть как одну из главнейших.

По предприятиям легкой промышленности готовится отдельная серьезная программа поддержки. Сейчас этой отрасли очень трудно выживать, мы исторически отстали по многим направлениям, наши природные условия сложнее для получения хороших исходных материалов, во многих регионах производство товаров народного потребления сворачивается. Мы посчитали, что наступило время поддержать предприятия этой отрасли за счет бюджета, дать им возможность пережить тяжелые времена, модернизировать производство. Потом из-за снижения предложений из других регионов спрос на нашу продукцию возрастет, и мы в виде налогов вернем те вложения, которые сейчас сделаем. Мы точно так же действовали с рядом перерабатывающих пищевых предприятий. Сейчас это сильная отрасль, занимающая прочные позиции в экономике области.

Эльмира НИГОМЕДЬЯНОВА


Comments are closed.

Так же в номере