Главная » Спецвыпуск » Нуждаются друг в друге

Нуждаются друг в друге

Сложившаяся структура межбюджетных отношений и все большее «перетягивание одеяла на себя» федеральным центром вынуждают регионы заниматься стратегическим планированием и искать новые пути оптимизации собственных доходов и расходов. В Новосибирской области такая работа ведется в двух направлениях: собственные стратегии развития разрабатывают город и область. А поскольку муниципальный и областной бюджеты тесно связаны, определение общих приоритетов будет на пользу обоим.

Географические особенности Новосибирска до сих пор определяют его позиционирование как транспортного центра Сибири. На фото — новосибирский губернатор Виктор Толоконский (слева) и руководитель Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Сложности стратегического планирования в Новосибирской области вызваны объективными условиями экономики региона. Здесь нет отрасли-«локомотива», которая тянула бы за собой другие сферы, как это происходит, например, в Кузбассе (угольная промышленность, металлургия) или в Омской и Томской областях (нефтепром); нет крупных ФПГ, с которыми можно было бы подписать «соглашения о сотрудничестве», как это делается в Красноярском крае. За последние годы Новосибирская область добилась наиболее значительного роста лишь в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Однако экономисты называют и другие потенциальные точки роста, имеющиеся у региона. Прежде всего это высокий научный и образовательный потенциал, а также транспортные связи с другими территориями.

Поиск эффективных путей использования имеющегося потенциала подталкивает и город, и область к разработке стратегических планов развития. Однако структура межбюджетных отношений (город обеспечивает 80% промышленного производства области, но при этом зависит от дотаций из областного бюджета) определяет разницу в подходах к планированию. В отличие от фундаментального и, по некоторым оценкам, слишком теоретического городского плана (рассчитанного, кстати, до 2020 года), область разработала более прагматичный документ, определив основные направления работы на ближайшие четыре года: научно-технический комплекс, промышленность и транспортная инфраструктура (см. интервью с губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским в этом номере). По словам начальника главного планово-экономического управления обладминистрации Натальи Бабушкиной, областная программа изначально «укладывалась» в рамки типового макета, разработанного в правительстве, чтобы облегчить ее согласование с государственной стратегией экономического и социального развития для последующего использования при формировании федерального бюджета.

Мэрия Новосибирска тоже по мере сил пытается развивать городскую экономику: помогает налаживать связи между наукой и промышленностью, ремонтирует дороги, организует торговое пространство и т.д. Однако ограниченность собственных ресурсов сдерживает реализацию многих планов муниципалитета и порождает спонтанность в действиях. «Конечно, Красноярск и Тюмень богаче Новосибирска по природным ресурсам, но столичность — это не столько ресурсы (в Москве же нет месторождений нефти и газа), сколько суммарный потенциал города, — отмечает председатель совета директоров российско-шведского СП «СовПлим-Холдинг» Борис Аронов. — Новосибирск не имеет внятной стратегии, которая позволила бы закрепить имеющиеся преимущества и найти новые аргументы для развития и поддержки столичного статуса. Многое делается хаотично, бессистемно, на энтузиазме отдельных людей».

По мнению предпринимателей, Новосибирску нужно развивать в первую очередь транспортную, гостиничную и туристическую инфраструктуру. Это достаточно быстро привлечет в город дополнительные средства, которые можно будет направить на развитие других важнейших сфер — науки, образования и культуры, а также на улучшение инвестиционного климата. Юрий Бернадский, исполнительный секретарь Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (МАРП), объединяющей главным образом представителей промышленных кругов, считает, что развивать можно все направления, но при этом ведущая роль должна оставаться за промышленностью.

Вице-губернатор Вадим Федоров (слева) и мэр Новосибирска Владимир Городецкий понимают, что стратегию мало просто разработать. Фото Михаила ПЕРИКОВА

«Но если транспорт — это «вены» экономики, по которым течет ее «кровь» — финансы, то «организм» — это то, что производит конечный продукт, который и доходит до потребителя. Транспорт его не производит», — говорит господин Бернадский.

При этом большинство экспертов, опрошенных «КС», считают, что городу и области необходимо согласовать свои усилия, чтобы сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях.

Областные власти вполне отдают себе в этом отчет. В программе социально-экономического развития области до 2008 года, по словам главы комитета по экономике Новосибирского облсовета Николая Мочалин, как раз консолидированы все источники финансирования (бюджеты всех уровней, в том числе муниципальный, плюс привлеченные средства), а также административные ресурсы и любые другие формы влияния. «Мы проанализировали развитие области за 12 лет, выявили плюсы и минусы, определили основные векторы, — сообщил господин Мочалин. — А для их развития нужно консолидировать все ресурсы».

Сложившееся в настоящее время «разделение труда» одни эксперты объясняют политической конъюнктурой и предстоящими выборами, другие — действующим законодательством о местном самоуправлении, которое позволяет муниципалитетам разрабатывать собственные стратегии развития (правда, лишь в пределах имеющихся бюджетных средств). При этом опрошенные «КС» эксперты уверены, что раздельная работа не вызвана какими-то личностными или иными разногласиями в отношениях мэра Владимира Городецкого и губернатора Виктора Толоконского.

Однако, как показывает опыт предыдущих лет и пример других регионов, просто разработать и принять стратегию мало. Нужно еще добиться того, чтобы она эффективно работала. «Каждого предпринимателя интересует не стратегия в целом, а узкий круг информации по той теме, которой человек занимается, — говорит бизнес-консультант Андрей Рашидов. — К сожалению, сегодня даже в бизнесе мало кто занимается стратегическим планированием: все привыкли жить сегодняшним днем, не заглядывая в будущее».

«Городу нужна комплексная программа развития, которая была бы понятна всем, — считает Борис Аронов из «СовПлим-Холдинга». — В ней должно быть определено место и роль каждого человека и хозяйствующего субъекта: что конкретно он должен сделать для достижения результатов программы, в какой срок, с какими ресурсами, и главное — что он в итоге получит».

Утверждение Стратегии устойчивого развития Новосибирска до 2020 года и плана социально-экономического развития Новосибирской области до 2008 года произойдет после нового года. Время покажет, успеют ли городские и областные власти согласовать документы и объединить усилия — другими словами, окажутся ли в данном случае экономические интересы выше политических. Во всяком случае, понимание того, что четкие действия со стороны всех уровней региональной власти выгодны как предпринимателям, так и чиновникам, сегодня появилось.

Александр ПОПОВ


Comments are closed.

Так же в номере