Главная » Спецвыпуск » Региональные операторы не сдаются

Региональные операторы не сдаются

Сибирские регионы уже давно находятся под пристальным вниманием операторов «большой тройки». Их экспансия в Сибирь до сих пор не закончена — все три оператора одновременно присутствуют только в Новосибирской области. Во многих регионах Сибири, кроме федеральных операторов, присутствуют и местные — региональные. У некоторых из них получается сдерживать натиск федеральных операторов и оставаться первыми. Как им это удается и в чем специфика такой борьбы, попытался разобраться корреспондент «КС» СЕРГЕЙ МИНИН.

Эксперты считают, что абоненты региональных операторов в будущем все равно перейдут к федеральным. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Степень насыщения рынка сотовой связи в европейской части страны уже настолько велика, что количество новых подключений существенно упало. Именно поэтому центр конкурентной борьбы между федеральными операторами постепенно смещается в регионы, в частности — в Сибирь, где средний уровень проникновения связи составляет около 22%. Поэтому потенциал СФО очень велик, а в Москве, например, степень проникновения сотовой связи достигает 80% — рынок насыщен.

Для развертывания сетей в Сибири операторам приходится привлекать серьезные инвестиции — необходимо получить лицензию на каждый регион, купить достаточно большое количество оборудования, построить офис и т. д. Кроме того, очень важно опередить конкурента и как можно раньше запуститься в каждом регионе.

Но пока операторы «большой тройки» осваивали европейскую часть страны, некоторые региональные компании успели развернуть свои сети и достигли неплохих результатов в нескольких регионах. В Красноярском крае лидирующую позицию занимает «Енисейтелеком», в Иркутской области — «Байкалвестком» (обе компании — 100-процентные «дочки» ОАО «Сибирьтелеком»). Кроме того, обороты набирают компании холдинга Tele2 — общая база GSM-абонентов за год выросла почти в пять раз.

Основными преимуществами федеральных операторов являются значительно больший объем финансовых ресурсов, которые они могут привлечь, отработанные схемы построения и организации работы сотовых сетей, возможность обеспечить роуминг в большинстве регионов РФ. «Скорее всего, у операторов «большой тройки» также более широкие возможности для лоббирования своих интересов, например, при получении частотного диапазона или номерной емкости, — считает ведущий аналитик ИГ «Русские инвесторы» Сергей Фундобный. — Поэтому конкурентная борьба региональных операторов с федеральными, на мой взгляд, является очень сложной».

С ним согласен и специалист службы по связям с общественностью ОАО «ВымпелКом» Артем Минаев: «Из-за более широких финансовых и технических возможностей федеральные операторы обладают мощными рычагами для завоевания рынков, поэтому локальным игрокам с ними конкурировать достаточно трудно. За счет масштабов бизнеса федеральные операторы могут более гибко подходить к тарифной политике, быстрее запускать новые услуги. Поэтому большие сложности скорее испытывают именно локальные операторы, и они смогут претендовать лишь на очень узкие ниши пользователей».

В «Енисейтелекоме» же относятся к конкуренции с «большими» операторами достаточно спокойно и даже с нетерпением ожидают выхода каждого следующего. «Федеральный оператор — это всегда интересно, у него можно многому научиться, он имеет возможности (в первую очередь финансовые) для реализации интересных идей, — считает коммерческий директор компании Сергей Ткаченко. — Кроме того, с приходом нового оператора в регион отмечается повышение интереса к сотовой связи в целом и подключения растут скачком сразу у всех операторов». В любом регионе всегда есть группа людей, которые ждут выхода нового оператора и не подключаются к другому. Однако «новичок» не всегда способен сразу предоставить наилучшее качество своих услуг, и тогда эта группа, разочаровавшись, переходит к местному проверенному оператору. «Из операторов «большой тройки» первым в регион вышел «ВымпелКом», нам было очень интересно соперничать с ним, потому что до этого мы имели опыт борьбы только с местным оператором («СибЧелендж». — «КС»), — продолжает Сергей Ткаченко. — «Би Лайн» построил свою сеть и довольно быстро достиг хорошего результата. Потом в крае появились МТС, они пошли другим путем, купив «СибЧелендж» и получив готовую сеть и абонентскую базу. Сейчас оператор решает множество вопросов, связанных в первую очередь с необходимостью технического переоснащения компании и ребрендингом. Скоро на рынок края выйдет еще один «федерал» — компания «Мегафон». И мы с большим интересом ожидаем, какие шаги будут предприняты этим оператором для завоевания рынка«.

«Главным преимуществом регионального оператора связи является более ранний выход на местный рынок, что дает ему возможность привлечь наиболее «тяжелых» абонентов, которые обычно более лояльны своему оператору связи, а также получить лицензию на частоты, создав тем самым барьер для входа других операторов, — считает Сергей Фундобный. — Помимо этого, более ранний выход на рынок — это возможность создать хорошо известные на местном рынке брэнд и имидж компании, и к моменту выхода на рынок других игроков располагать более широкой сетью в регионе. Также региональный оператор должен лучше ориентироваться в особенностях местного рынка».

Начальник пресс-службы ОАО «Сибирьтелеком» Владимир Шибанов считает, что при обеспечении широкой зоны покрытия внутри региона региональный оператор вполне может рассчитывать на возможность успешного развития своей сети: «Более 80% трафика, создаваемого абонентами сотовых сетей, замыкается внутри региона. Кроме того, необходимы высокое качество связи, сервиса обслуживания и достаточный уровень и перечень дополнительных услуг. Для «Сибирьтелекома» это реализация тех конкурентных преимуществ, которые вытекают из совмещения услуг мобильной и фиксированной связи на основе новых технологических решений, позволяющих абонентам иметь единый номер, единый счет, единую голосовую почту, единые формы оплаты, включая препейдные, организацию совместных VPN-сетей и многое другое».

До тех пор, пока проникновение сотовой связи в большинстве сибирских регионов находится на невысоком уровне, федеральные операторы в определенной степени могут несколько дистанцироваться от противостояния с региональными и направлять свои ресурсы на захват и развитие свободных рынков. Однако когда этот источник роста абонентской базы будет исчерпан, может разгореться борьба за абонентов региональных операторов сотовой связи.

«Рано или поздно всегда происходит перелом на рынке в пользу федерального оператора. В пример можно привести Нижний Новгород, куда мы вышли, уже имея достаточно сильного локального конкурента, но в итоге сумели изменить ситуацию», — полагает Артем Минаев.

Таким образом, по мере увеличения числа пользователей сотовой связи в регионе рыночная доля регионального оператора при условии, что федеральные операторы уже представлены на этом рынке, скорее всего, будет сокращаться. «Однако в ближайшие 1,5-2 года региональные операторы вполне могут составлять конкуренцию федеральным операторам и увеличивать свою абонентскую базу быстрыми темпами благодаря тому, что первичное разделение рынка еще не окончено, — считает Сергей Фундобный. — В дальнейшем, видимо, все-таки начнется постепенный переход абонентов в сети федеральных операторов. Хотя если региональный игрок будет в состоянии предлагать сопоставимое качество услуг по схожим или меньшим ценам, то он будет оставаться конкурентоспособным. Однако в этом случае увеличивается вероятность его поглощения со стороны федеральных операторов».

Сергей МИНИН


Comments are closed.

Так же в номере