Главная » ИТ » «Гонка за лидерство по числу абонентов любой ценой начинает изматывать всех участников рынка»

«Гонка за лидерство по числу абонентов любой ценой начинает изматывать всех участников рынка»

Компания МТС исторически занимает первое место в Новосибирске и в целом по Сибири по показателю абонентской базы, однако в отдельных областях региона она уступает конкурентам. Бывший директор «МТС Россия», а ныне вице-президент по операционным вопросам ОАО «МТС» Александр Поповский уверен, что борьба между операторами за лидерство любой ценой, которая сжигала без какой-либо пользы деньги клиентов, акционеров и самого рынка, подошла к концу, и конкуренция перейдет в цивилизованное русло. Об изменениях в модели бизнеса операторов связи, о «краеугольных камнях» внедрения стандарта 4G LTE, а также о последствиях насыщения рынка USB-модемов корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал АЛЕКСАНДР ПОПОВСКИЙ.

Результаты работы МТС в России и Сибири

— Александр, как вы оцениваете итоги I квартала 2012 года для компании МТС в России? Удовлетворены ли вы достигнутыми результатами? Какие цели вы ставите перед собой на текущий год?

— В целом мы довольны результатами группы компаний по итогам I квартала 2012 года. Такой оценки придерживаемся не только мы, но и независимые аналитики и инвесторы, это заметно по реакции фондового рынка на раскрытие нашей информации. Если говорить про Россию, то, как нам кажется, главным является то, что сотовые операторы стали более трезво оценивать рынок сотовой связи. Гонка за лидерство по числу абонентов любой ценой, которая продолжалась более трех лет, начинает изматывать всех участников рынка. И отрадно, что в стратегии большинства операторов вслед за МТС возобладал здравый смысл — в условиях проникновения мобильной связи на уровне 150% прирост новых абонентов минимален, и целесообразно работать над качеством и развитием уже набранной базы. До этого сложившуюся ситуацию на рынке голосовых услуг даже сложно было назвать конкуренцией. Ведь обычно конкуренция — позитивный процесс, который прежде всего идет на пользу абонентам. А гонка за подключениями имела вид позиционной войны, которая главным образом шла через дилерские сети, каналы сбыта и сжигала без какой-либо пользы деньги клиентов, акционеров, да и самого рынка…

— В чем конкретно это проявлялось?

— В 2011 году в России было продано порядка 110 млн SIM-карт при том, что все население страны — это около 140 млн, и проникновение сотовой связи давно превысило 100%. Очевидно, что такой объем продаж говорит о том, что участники рынка выбрали далеко не самый оптимальный путь работы, и эти продажи показывают не органический рост рынка, а скорее погоню за цифрами. Часто дилеры перепродавали SIM-карты уже действующим абонентам оператора, так как продажи напрямую влияли на их доход, в результате можно было говорить о росте подключений, но при этом реальных абонентов у оператора больше не становилось. Поэтому весной прошлого года МТС отказалась от наращивания такой «бумажной» абонентской базы, и с осени 2011 года перевела большую часть дилеров на новый формат работы — мы не платим нашим партнерам за факт продажи SIM-карт, но делимся с ними доходами, которые нам приносит каждый новый подключенный абонент в течение определенного периода. Таким образом, нашим партнерам выгодно подключать только реальных абонентов. В результате МТС удалось улучшить качество наших подключений и абонентской базы в целом — снизился отток, растет средний ежемесячный счет — именно это показали итоги I квартала 2012 года. Сейчас мы видим, что вслед за нами конкуренты также изменили формат работы с дилерами, начали сокращать «некачественные» продажи.

— Насколько для МТС вообще перспективен Сибирский регион? Довольны ли вы текущей деятельностью и результатами работы вашего сибирского подразделения?

— В целом наш бизнес в России растет неравномерно, и темпы роста Сибири и Дальнего Востока превышают общероссийские. У нас очень хорошие позиции в СФО, и мы продолжаем укреплять позиции и на массовом, и на корпоративном рынках. Но это не значит, что МТС почивает на лаврах, мы дорожим каждым клиентом и ведем активную работу по укреплению своих позиций. Например, в 2011 году наибольший прирост количества базовых станций 3G в России пришелся на Сибирь. Я думаю, что ваши абоненты на себе почувствовали изменения в качестве связи. Сейчас не столь важно, имеете ли вы базовую станцию, условно, 2-го или 10-го поколения — главное, чтобы у вас был хороший канал передачи данных. Современные базовые станции поддерживают сразу несколько стандартов — 3G, LTE, и могут дать скорость мобильного Интернета до 42 Мбит/с, но для этого нужно обеспечить хороший канал от базовой станции дальше — к магистральным сетям. Это главная задача этого года для МТС, и Сибирь ее сейчас решает очень успешно, в частности, хорошо развивается региональное оптоволоконное кольцо. Я думаю, что к осени более 80% базовых станций 3G будут подключены к высокоскоростным каналам — через оптоволокно или радиорелейные линии, что будет залогом роста трафика, высокой скорости и качества передачи данных, а следовательно, нашей доли на рынке мобильного Интернета. Уже сейчас Сибирь — лидер по росту трафика и доходов от мобильной передачи данных, при этом МТС здесь предлагает демократичные тарифы.

— По данным J’Son & Partners Consulting, по итогам 2011 года МТС по показателю абонентской базы клиентов сотовой связи заняла в целом по Сибири и конкретно в Новосибирске 1-е место, однако отставание того же «Билайна» сокращается. В связи с этим как вы намерены отвоевывать рынок у других операторов с учетом того, что, как вы говорите, конкуренция переходит в другое русло?

— Когда вы говорите, что отрыв сокращается, речь идет об абонентской базе, но это далеко не единственный показатель лидерства и эффективности работы оператора на рынке. Целесообразно смотреть на комплекс данных — на уровень доходов, маржинальность бизнеса, и МТС — это не только лидер по абонентам в Сибири и в России в целом, мы имеем и максимально эффективный бизнес, такой подход позволяет нам успешно идти дальше и развивать новые рынки — строить фиксированные сети, внедрять телематические и конвергентные сервисы. Как я уже говорил, рынок переходит к сокращению «дутых» продаж и делает больший упор на показатели рентабельности. Отмечу, что в привлечении «говорящих» абонентов и в развитии существующих клиентов огромную роль играет операторская розница. Розничная сеть МТС в Сибири — одна из самых развитых по России, она насчитывает порядка 500 салонов, это кузница кадров для всей сети. В СФО для наших салонов характерно высокое качество обслуживания. Когда человек выходит из магазина МТС, ему часто предлагают оценить качество работы. Так вот в Сибири эти оценки выше, чем в целом по стране.

Развитие розничной сети МТС

— Поскольку вы заговорили о рознице, насколько мне известно, раньше МТС открывала салоны в партнерстве со «Связным», о чем нам говорил в интервью основатель и президент ГК «Связной» Максим Ноготков. Сейчас же вы строите розничную сеть своими силами, а не с участием франчайзинговых партнеров. С чем это связано? Как вообще у вас изменилась модель ведения розничного бизнеса?

— На первом этапе развития собственной розничной сети МТС, действительно, привлекала экспертов «Связного», это было в 2009–2010 годах, нам было важно быстро развернуть сеть салонов по России, отстроить ключевые бизнес-процессы — закупки оборудования, логистику, продажи. После завоевания устойчивых позиций на рынке — в России розница МТС является крупнейшей операторской сетью и занимает третье место на рынке после «Евросети» и «Связного» по объемам продаж телефонов — мы сделали больший упор на операторские сервисы и те устройства, которые дают рост потребления услуг связи. У нас есть как наши собственные салоны, так и салоны партнеров, которые работают под брендом МТС, — всего более 4000 точек по России, общее соотношение своих и франчайзинга примерно 60% на 40%. Сегодня каждый третий продаваемый в салонах МТС телефон — смартфон, это чуть выше, чем в среднем по рынку. В перспективе лидерство по числу смартфонов на руках у пользователей позволит МТС более эффективно работать на рынке мобильной передачи данных. Кроме того, мы выпускаем телефоны под брендом МТС, предустанавливаем на телефоны свои приложения, программы.

— То есть ваша собственная модель розницы предполагает работу скорее на достижение общих целей Группы МТС?

— Все верно, мы смотрим на операторский бизнес и ритейл-бизнес как на единое целое. Смартфон продать сложнее, чем обычный телефон, и общее число продаж в салонах МТС по сравнению с тем же «Связным» может быть меньше. Но каждый проданный смартфон — это дополнительные сервисы, которыми будет пользоваться наш абонент, — мобильный Интернет, мобильная коммерция, мобильное ТВ, и получается, что наша розница работает на достижение результатов всей Группы МТС.

— Есть ли вендоры мобильных телефонов, с которыми у МТС сложились наиболее интересные и взаимовыгодные условия взаимодействия? Или же для вас все равны?

— Все это определяется конъюнктурными факторами. Сегодня мы проводим акции с одним вендором, завтра — с другим. Однако при этом больше всего у нас продвигаются собственные телефоны под брендом МТС. На них приходится порядка 20% продаж в нашей рознице.

— Производство собственных телефонов является для вас независимым коммерческим проектом или же оно дотируется Группой МТС и служит общим целям группы компаний?

— Безусловно, это коммерческий проект. Однако основной эффект в этом проекте, конечно, достигается не из-за продаж самих телефонов. Мы предлагаем смартфоны под брендом МТС в нижней и средней ценовых категориях — от 4000 руб., это массовый продукт, и с ростом числа смартфонов увеличивается и потребление новых услуг в нашей сети, это новый виток развития рынка сотовой связи. Кроме того, в наши смартфоны и смартфоны партнеров в рамках совместных акций мы устанавливаем удобные приложения МТС — для просмотра ТВ, оплаты услуг, это способствует тому, что наши абоненты интересуются новыми услугами.

4G: революция или эволюция?

— Какова сейчас ситуация с получением лицензий на 4G LTE компанией МТС? Удалось ли МТС договориться с Yota об использовании ее инфраструктуры, как это сделал «МегаФон», или же вы будете строить сеть сами, как «Билайн»?

— МТС уже имеет лицензию на строительство сети LTE в Москве, и мы подали заявку на участие в федеральных конкурсах. Переговоры со «Скартел» идут, но это соглашение не является самоцелью — мы готовы подписать договор на тех же условиях, что действуют и для других участников рынка, владелец сети должен обеспечить равный доступ всех партнеров к своим ресурсам. Спрос на LTE в России пока невелик, это показали результаты первых запусков, и тут важно не столько объявить о старте, сколько правильно рассчитать силы и стратегию. Среди наших абонентов устройства LTE имеют единицы, их пока нет на рынке, а вот телефонами и модемами 3G пользуется каждый третий, и в этой ситуации мы считаем, что правильно развивать 3G, тем более что стандарт позволяет обеспечить скорости, сопоставимые с LTE — до 128 Мбит/c. LTE мы также намерены развивать, но это скорее работа на будущее.

—Тем не менее когда все же вами может быть запущена сеть 4G LTE в городах России, в том числе в Новосибирске?

— Технически наша сеть в России находится в высокой стадии готовности, наши базовые станции уже поддерживают LTE, и вопрос сроков запуска скорее лежит в русле маркетинга. То есть нам нужно будет просто выбрать подходящий момент для коммерческого запуска сетей 4G. Если мы получим собственную лицензию на оказание услуг в этом стандарте в июле, то мы запустим первые фрагменты сети до конца 2012 года.

— Что даст запуск 4G LTE компаниям сферы B2B? Как вы считаете, приведет ли рост скоростей к развитию бизнес-приложений, появлению новых видов контента и т. д.?

— У компаний сферы B2B разный уровень и потребности. Если мы говорим про решения M2M (Mashine-To-Mashine), то для их работы зачастую не требуются высокие скорости, то есть это отнюдь не сдерживающий фактор. Безусловно, есть технологии, где нужна высокая скорость — например, системы телеметрии. Но я бы не сказал, что LTE открывает новые ниши на рынке B2B, и это не совершит революцию.

— Несмотря на значительные инвестиции и рост числа базовых станций, в конце прошлого года многие новосибирские абоненты МТС испытывали проблемы с качеством сотовой связи. Учитывая, что не за горами внедрение 4G LTE, многие абоненты предрекают возможные проблемы с качеством голосовых услуг вследствие возможного перегруза сети. Насколько такая точка зрения обоснована?

— Это вопрос не самих новых технологий, а их «сырости» и новизны. Да, и с началом внедрения 3G наблюдались проблемы с голосовой связью, так как покрытие сети было фрагментарным, и телефоны вынуждены были постоянно переходить с 3G на 2G и обратно. Не все телефоны на уровне своего дизайна и чипсета к этому были приспособлены. Самыми неприспособленными были iPhone, которые просто при множественных «хэндоверах» теряли сеть и долго регистрировались. Это неизбежно при внедрении новых технологий, достаточно быстро все эти проблемы решаются — выходят новые прошивки к iPhone, к базовым станциям, и все выравнивается. В этом смысле мы не ожидаем существенного влияния внедрения 4G на качество услуг голосовой связи, так как голос в сетях 4G не будет передаваться. Это перспектива 1,5–2 лет, когда LTE будет массовой технологией и будет использоваться в большинстве телефонов. Очевидно и то, что у смартфонов будут проблемы с батареями, так как LTE — очень энергоемкая технология. Сегодняшние телефоны в режиме LTE работают 2,5–3 часа. В ближайшие год-полтора LTE будет технологией не для смартфонов, а для wi-fi роутеров и модемов.

Президент «Tele2 Россия» Дмитрий Страшнов в интервью «КС» говорил, что с внедрением стандарта 4G LTE простой проводной Интернет уже станет просто технологически неактуален. Как вы считаете, сможет ли Интернет по технологии 4G составить конкуренцию «обычному» Интернету?

— Нет, думаю, что реальную конкуренцию «проводному» Интернету 4G не составит. Дело в том, что потенциал фиксированного ШПД (широкополосный доступ в Интернет. — «КС») существенно выше. Представьте себе среднестатистический дом из 100 квартир. Пусть сегодня жители этого дома приходят вечером, и 30 человек из 100 включат Интернет и будут смотреть какое-то потоковое видео или цифровое ТВ, причем все одновременно. Каждой квартире в среднем требуется около 7–10 Мбит/c, теперь умножаем это на 30, получаем около 300 Мбит/c. Поэтому даже если у нас будет стоять базовая станция 4G LTE с хорошим спектром, то все ее ресурсы будут исчерпаны только одним домом. Фиксированный ШПД может обеспечить в среднем 100 Мбит/с в каждую квартиру. В небольших городах с маленькой плотностью населения, большой долей частного сектора, где оператору невыгодно строить «последнюю милю» до каждого дома, LTE может стать объективно хорошей альтернативой ШПД и увеличить уровень проникновения Интернета.

— Действительно ли уже наступило насыщение на рынке USB-модемов? Исправит ли как-то ситуацию поступление в продажу 4G-модемов?

— Да, приходится признать, что рынок USB-модемов близок к насыщению. Безусловно, на этом рынке еще наблюдается рост, но уже не теми темпами, которые были год назад. Появление 4G-модемов радикально не изменит ситуацию, ведь новые пользователи в этом случае не вовлекаются в оборот, скорее на новые модемы «пересядут» существующие клиенты. Именно поэтому в настоящий момент МТС делает ставку на смартфоны — этот рынок активно растет, имеет существенный потенциал с точки зрения роста потребления Интернета и новых услуг.

Рынок широкополосного доступа в Интернет (ШПД)

— Можно ли говорить о том, что на текущий момент МТС уже осуществил основные сделки на рынке ШПД, и теперь речь может идти лишь об органичном росте собственной сети? Или же еще можно будет говорить о крупных сделках в области ШПД, и потенциал этого направления не исчерпан?

— Мы мониторим рынок и проводим оценку всех потенциально интересных сетей, мы видим все меньше потенциальных объектов для сделок M&A в фиксированном бизнесе. Этот рынок развивался стихийно, в нем достаточно много любительских проектов, большинство операторов просто выросло из домовых сетей, они по-прежнему очень непрозрачно ведут свой бизнес, осуществляют расчеты наличными средствами, содержат биллинговые системы в Excel. МТС работает на рынке ШПД более чем в 150 городах по всей России, и сейчас мы сосредоточились на модернизации и развитии этих сетей. В течение 2011 года мы реализовали мощнейшую программу по «цифровизации» кабельного телевидения, и 3 млн наших абонентов платного ТВ по всей стране получили доступ к современным цифровым услугам, мы существенно расширили базовый пакет каналов и предлагаем ряд дополнительных тематических пакетов, появились интерактивные сервисы — например, видео по запросу. В наших планах — дальнейшее обновление фиксированных сетей и запуск современных конвергентных решений, которые позволят предложить мобильную связь и Интернет дома в рамках одного счета.

— Новосибирские провайдеры последнее время во всеуслышание поднимают целый комплекс проблем, стоящих перед отраслью. В частности, в рамках проведенного нами круглого стола операторы обращали внимание на высочайшие ценники на вход в тот или иной дом, произвол ТСЖ и УК, высокую стоимость аренды столбов для размещения кабелей, а также невозможность в полной мере воспользоваться возможностями канализации для прокладывания кабелей. Насколько такие проблемы характерны для такой крупной федеральной компании, как МТС?

— Эти вопросы характерны в равной степени для всех операторов, у МТС как у федеральной компании больше опыта и экспертизы, что позволяет нам развивать сети и привлекать новых пользователей. Вопреки существующим стереотипам в фиксированном бизнесе невысокая рентабельность, огромная капиталоемкость, а окупаемость новых сетей, построенных «с нуля», превышает семь лет. Поэтому это крайне тяжелый и непривлекательный бизнес, но при этом социально значимый — рост проникновения Интернета помогает экономическому развитию региона, привлечению новых инвестиций. И при развитии сетей мы рассчитываем на понимание со стороны жителей домов и организуемых ими ТСЖ. Похожий парадокс, кстати, характерен и для мобильной связи — люди хотят, чтобы везде была связь, но при этом не было базовых станций, что невозможно.

— По данным iKS-Consulting, по итогам 2011 года МТС по показателю абонентской базы в сегменте ШПД заняла в целом по Сибири 5-е место с 11% рынка против 10% год назад. На этом фоне в целом по России у МТС наблюдаются гораздо более высокие результаты. В связи с этим как вы намерены отвоевывать рынок у локальных конкурентов в Новосибирске, которые, кстати, настроены весьма решительно? Например, гендиректор «Сибирских Сетей» Александр Шиляев не так давно сетовал, что МТС наряду с «ЭР-Телекомом» занимается в регионе демпинговыми акционными предложениями, направленными на привлечение абонентов.

— Прежде всего 2011-й и 2012 год проходят под знаком модернизации сети. Мы подтягиваем сети к стандарту, при котором можно было бы обеспечить хорошее качество услуг и высокую скорость инсталляции. Мы уверены, что наши преимущества как федерального игрока, особенно на рынке платного ТВ, огромные, и в этом плане локальным игрокам будет сложно и тяжело конкурировать с нами по стоимости и качеству пакетного предложения. Что касается тарифов, то речь идет не о демпинге, а об эффекте масштаба, эффекте экспертизы и синергии, поскольку МТС как интегрированный оператор договаривается, например, с каналами о трансляциях сразу на нескольких экранах — у нас есть цифровое и кабельное ТВ, мобильное ТВ, интернет-ТВ.

— На Западе игроки типа Skype угрожают доходам традиционных операторов. Как развивается этот рынок в России?

— Мы говорим о рынке OTT-сервисов (от англ. Over the top, т. е. «поверх сети». — «КС») — это услуги, предоставляемые сторонними компаниями на сетях операторов. По сути, эти компании зарабатывают, используя операторскую инфраструктуру и не инвестируя в ее развитие. Операторы же должны вкладывать все больше и больше, чтобы сети были способны «переварить» растущий мобильный трафик. Я недавно был в Шанхае на конференции GSMA, где операторы всего мира обсуждали эти проблемы. По прогнозам компании Cisco, объем мобильного трафика в России вырастет в ближайшие пять лет в 18 раз. При текущем ежегодном уровне инвестиций операторы за тот же период смогут увеличить емкость сетей только в пять раз. То есть это априори не сходящаяся последовательность, и растущая активность ОТТ-игроков будет негативно влиять на качество связи. МТС ищет новые модели работы на этом рынке, мы ведем диалог с OTT-игроками, и уже есть первые проекты, например, в партнерстве с компанией Google.



Comments are closed.

Так же в номере