Главная » Бизнес » Аграрии спешат подстелить соломку под выборы

Аграрии спешат подстелить соломку под выборы

37 регионов страны поддержали инициативу Алтайского края о внесении в Госдуму РФ законопроекта «Об особо значимых аграрных территориях (ОАЗТ) в РФ», которые смогут рассчитывать на особую поддержку государства. Об этом стало известно 15 июня на выездном заседании комитета Совета Федерации, состоявшемся в Барнауле. СФ является соавтором законопроекта. Участники выездного совещания согласились, что на пути документа до Госдумы и тем более в ее стенах «все будет непросто». С другой стороны, соавторы законопроекта уверены, что иного пути нет.

Открывая заседание, председатель комитета СФ РФ по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов выразил общее мнение, заявив, что выделяемые сегодня государством в рамках ФЦП средства на поддержку АПК не позволяют создать инфраструктуры для интенсивного развития отрасли. В результате отечественные сельхозпроизводители проигрывают зарубежным, из села уходят квалифицированные кадры, оно деградирует. По словам алтайского аграрного вице-губернатора Александр Лукьянова, существующий механизм федеральной господдержки не выделяет регионы, «обеспечивающие продовольственную безопасность страны». Например, в 2010 году господдержка в растениеводстве на Алтае была одной из самых низких в стране (75-е место из 83 субъектов РФ) и в расчете на 1 га посевной площади составила 790 рублей, что в 2,2 раза ниже, чем в среднем по России. В животноводстве Алтай занял непочетное 62-е место: на 1 голову крупного рогатого скота приходится 123 рубля субсидий, что в 1,7 раза меньше, чем в среднем по стране. «В Алтайском крае было произведено 4,2 млн тонн зерна (7% общероссийского производства), 248 тыс. тонн гречихи (73%), 22,2 тыс. тонн проса (17%)», — напомнил Лукьянов о том, что в сложные годы именно Алтай и Сибирь выручали страну своими урожаями.

Как отмечали участники, узковедомственный подход в развитии АПК (через ФЦП) устарел и не даст ожидаемого эффекта. Его необходимо заменить на комплексный: строительство дорог и газопроводов должно быть жестко увязано со строительством жилья, детских садов, поликлиник и т. д. В условиях дефицита ресурсов это потребует кардинально менять механизмы госполитики в аграрном секторе: идти путем точечного (по отдельным аграрным регионам), но интенсивного развития. Все предлагаемые новации, уверены соавторы, должны быть закреплены отдельным законом «Об ОАЗТ», корректировать действующее законодательство бесперспективно, подчеркнул спикер АКЗС Иван Лоор.

Все эти установки принципиально противоречат действующим сегодня адресным подходам в госполитике. Именно за эти позиции идею ОАЗТ активно критикуют чиновники правительства РФ. Так, замминистра Мин-экономразвития Андрей Клепач неоднократно выражал сомнение в необходимости отдельного закона. По его мнению, правильнее внести изменения либо в закон о развитии сельского хозяйства, либо, что самое главное, — в региональный блок российской госпрограммы по развитию села, которую нужно рассматривать вместе с региональными программами как минимум тех регионов, которые являются «локомотивами» аграрного развития и от которых в значительной мере зависит уровень жизни на селе.

Согласно концепции закона «Об ОАЗТ», ряд субъектов РФ, уже сегодня являющихся продовольственными донорами, получат статус особо значимых и смогут рассчитывать на поддержку государства. При этом большую часть (около 60–70%) в развитие территорий внесет частный бизнес. Государство вложится в производственную и социальную инфраструктуру.

Таким образом, за сравнительно небольшой срок будут созданы зоны опережающего роста, которые станут «локомотивом» развития аграрной отрасли в стране. Предлагаемые критерии для получения статуса ОАЗТ таковы: доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте должна быть не менее 8%, площадь пашни — не менее 3 млн га, а доля сельского населения — не менее 30%. Исходя из этого на статус ОАЗТ смогут претендовать Алтайский край, Башкортостан, Краснодарский и Ставропольский края, Воронежская, Омская, Оренбургская и Ростовская области. Всего около 10 регионов. Среди необходимых мер господдержки выделяются субсидирование производства молока и мяса и затрат сельхозпроизводителей на приобретение техники и оборудования молочного животноводства, софинансирование за счет средств федерального бюджета строительства, капремонта и эксплуатации оросительных систем, восстановительных работ в лесозащитных полосах, а также создание иной производственной и социальной инфра-

структуры села. При этом особо подчеркивалось, что действующие сегодня механизмы господдержки уже отыграли свою роль. Так, например, самая популярная мера — компенсация бюджетными средствами части банковской процентной ставки — сегодня во многом лишь «кормит сами банки».

Напомним, идею создания ОАЗТ предложил Алтайский край в 2008 году в присутствии Дмитрия Медведева, который порекомендовал инициативу обдумать. Позже стало понятно, что, учитывая масштабы предлагаемых новаций, единолично краевые власти документ до стен Госдумы провести не смогут, а уж тем паче не смогут продавить внутри нее. Тогда в качестве «толкача» и пригласили профильный комитет СФ РФ.

Как неоднократно подчеркивалось 15 июня в Барнауле, верхняя палата российского парламента впервые в сотрудничестве с региональным Законодательным собранием выступает соавтором законопроекта и готовит его к внесению в Госдуму РФ (договоренность об этом была достигнута в конце 2010 года). Отчасти именно этим объясняется рвение довести дело до конца, которое демонстрировали сенаторы, приехавшие в Барнаул. «К настоящему времени отзывы получены из 39 субъектов РФ, 37 из которых поддерживают концепцию законопроекта, но имеют замечания. Также получен отзыв из Российской академии сельскохозяйственных наук. Выявлены моменты, которые требуют доработки. В апреле создана специальная рабочая группа СФ РФ по доработке законопроекта», — отчитался о проделанной работе Геннадий Горбунов. Он подчеркнул, что второе полугодие текущего года и I квартал следующего (пока идут предвыборные парламентские и президентская кампании) — период наибольших шансов для продвижения законопроекта.



Comments are closed.

Так же в номере