Главная » Менеджмент » «Развивать бизнес легче, когда у тебя есть достаточно сильный на своем рынке бренд»

«Развивать бизнес легче, когда у тебя есть достаточно сильный на своем рынке бренд»

В посткризисное время вопрос о том, как выполнять прежний объем работы, но меньшими силами, для многих компаний по-прежнему остается актуальным. О том, как в таких условиях издательский дом «Работа для вас» «нагружает» сотрудников еще и новыми обязанностями, корреспонденту «КС» ВИКТОРИИ АНТОНОВОЙ рассказал директор «РДВ» ВАЛЕРИЙ ЮКЕЧЕВ.

Начало пути

— Валерий Викторович, расскажите о том, как вы начинали свой бизнес?

— Как вы знаете, «Работа для вас» — это федеральный проект. 15 лет назад он появился в Новосибирске. С инициативой выпустить газету в нашем городе на нас вышли московские партнеры по прошлому издательскому бизнесу. В итоге с москвичами мы организовали здесь на долевых началах филиал и начали делать газету. До этого времени я три года работал в другом сибирском издании на должности директора по производству и распространению, и полученные там навыки мне, конечно, пригодились.

Через два года нашей работы в городе проект стал окупаемым и успешным. Для меня этот бизнес всегда был интересен, и с этим стартапом происходило мое становление как предпринимателя и управленца. Ведь до этого времени у меня был лишь небольшой опыт работы после окончания университета, те три года, о которых я говорил выше.

— Интересно, что ваши федеральные партнеры решили открыть здесь именно филиал, а не работать по франшизе?

— Да, мы сразу отказались от франшизы и сделали здесь совместное представительство с Москвой. И сегодня понятно, что этот путь был выбран удачно. Хотя, конечно, универсального рецепта для всех компаний и проектов нет. Нужно смотреть на регион, на разные факторы. Сегодня «Работа для вас» старается присутствовать в регионах именно на таких условиях, отказываясь от франшиз, это более выгодно для «федералов».

— Вы легко находите с ними контакт? Нет ощущения «гнета» со стороны «головы»?

— Взаимодействие у нас налажено, бизнес достаточно прозрачен, поэтому никаких поводов для раздоров не возникает. Все локальные вопросы мы решаем. Мне кажется, что развивать бизнес легче, когда у тебя есть достаточно сильный на своем рынке бренд.

Как пережить кризис

— А как на ваш бизнес повлияло то, что многие топовые вакансии ушли из газет в Интернет?

— Да, такая тенденция очевидна. Топовые вакансии размещают на интернет-ресурсах. Часто на такие позиции людей ищут через кадровые агентства или по рекомендациям специалистов.

В такой ситуации мы, как и другие СМИ, не чувствуем себя уязвленными, поскольку у газеты есть сайт. А на страницах печатного издания мы работаем с теми вакансиями, от которых есть «отзвон» после публикации. Это говорит об эффективности размещения отдельных позиций именно в газете. В целом же глобального оттока не произошло.

— В этих условиях снизилась ли у вас прибыль и как поделены доли сайта и газеты в ваших доходах?

— Если до кризиса доходы интернет-проекта составляли 20–25%, то сейчас порядка 40%. Таким образом, соотношение доходов сайта и газеты примерно 40 на 60. С наступлением кризиса количество вакансий уменьшилось в разы. Поэтому наши поступления от рекламы в газете снизились в кризис в 2–2,5 раза. Сегодня, несмотря на стабильную ситуацию, к прежним показателям по доходности и прибыли мы не вернулись, и я думаю, не вернемся в печатной версии. Прежде всего потому, что, как я уже говорил, идет отток топовых вакансий на сайт.

— В связи с этим нет ли у вас мысли отказаться от печатного издания?

— Печатные издания, как показывает мировая практика, живы и будут жить. Конечно, мы наблюдаем перетекание информации в онлайн, но у газет остаются свои преимущества. В Новосибирске наша газета более эффективна, чем сайт, по ряду позиций, например, при закрытии вакансий торговых представителей, линейного персонала, продавцов, поваров, официантов, рабочих. Я думаю, что полиграфическая и периодическая продукция будет существовать еще достаточно долго, потому что силен стереотип. Газету по-прежнему хотят держать в руках, конечно, в Интернете можно получать оперативную информацию, но нет тактильных ощущений. Ведь вам же приятно, сидя утром в кофейне, развернуть деловую газету и за чашечкой бодрящего кофе ее читать?

— Конечно, приятно. У меня есть еще один вопрос про тяжелые времена. В кризис был ли у вас оптимизирован штат сотрудников?

— У нас была небольшая оптимизация в 2008 году, некоторые сотрудники были переведены на неполную рабочую неделю, несколько сократился размер заработной платы. Люди понимали, что лучше получать стабильную, но чуть меньшую зарплату и остаться на прежнем месте. Причем нам было важно сохранить всех сотрудников, и это удалось сделать. В этой ситуации системы мотивации у нас продолжали работать, бонусную систему никто не отменял.

— Сегодня размер оплаты труда у вас вернулся к докризисному?

— Зарплаты у нас растут ежегодно. Но на докризисный уровень мы не вернулись. Доходы пока не позволяют это сделать.

Как «сколотить» команду

— Кроме денежной мотивации для сотрудников, вы как руководитель задумываетесь о других ее видах?

— По моему мнению, денежная мотивация — самая действенная. Корпоративные мероприятия мне сложно назвать мотивацией, хотя мы проводим их достаточно часто и стараемся, чтобы сотрудникам они действительно нравились.

— Для кого-то и корпоративы, и работа в хорошем коллективе — это мотивация.

— Возможно. Кстати, микроклимат в коллективе у нас и правда хороший. Может, потому что люди работают достаточно давно, за весь период работы никто у нас практически не увольнялся. Текучки нет. Двоих сотрудников мы проводили на пенсию, пара человек по разным личным причинам ушли. И на этом все.

— Люди у вас работают долго, потому что компания небольшая?

— Может, поэтому тоже. Но в большей степени, мне кажется, это так сложилось как раз из-за адекватной мотивации, благоприятного психологического микроклимата и комфортных условий труда.

— Такой коллектив вам подобрал ваш менеджер по кадрам?

— Поскольку компания небольшая, специалиста по кадрам у нас нет, поэтому мы справляемся своими силами. У меня и секретаря нет, и кофе я наливаю себе сам.

— А как вы ищете кадры? На что обращаете внимание?

— Нам важно, подходит ли человек компании. Часто это можно определить на каком-то интуитивном уровне. Причем обычно мы берем сотрудника по рекомендации. Люди, которых мы зовем к нам на ту или иную позицию, достаточно давно были в кругу зрения у кого-либо из наших сотрудников. И на практике этот способ подбора персонала оказывается достаточно действенным. Причем некоторые вакансии мы пытались закрыть с помощью сайта или через газету, но почему-то брали в итоге все равно «своих» людей. Что поделать, если они объективно оказывались лучше.

— Помимо того, что у вас достаточно слаженная команда, как вы считаете, что еще помогло газете остаться на плаву и быть прибыльной, несмотря на сокращение доходов от рекламы?

— С одной стороны, в кризис остаться на плаву лидерам рынка проще. Кроме того, нас спасло то, что офис достаточно оптимизирован изначально, и вся работа сегодня автоматизирована (в «Работе для вас» есть свои специально написанные программы и системы для облегчения деятельности персонала. — «КС»). Поэтому меньшими силами мы справляемся с прежним объемом работы. Это одно из конкурентных преимуществ, которое помогло нам выжить в сложные времена.

Наши коллеги в других городах удивляются, как это возможно, и многие хотят перенять этот опыт. Должен признать, что автоматизация — это великая сила. Более того, поскольку у сотрудников благодаря этому появилось свободное рабочее время, в посткризисный период мы также стали работать как агентство — принимать рекламу в другие СМИ. Пока рано судить, насколько это успешно, но какие-то промежуточные неплохие результаты этой деятельности уже есть. Эту услугу мы предлагаем нашим же клиентам. Также мы выпустили новый проект — «Вакансии дня», приложение к нашей газете, которое раздается на улицах бесплатно. Два раза в год проводим общегородские ярмарки вакансий. Выпускаем популярный справочник для абитуриентов «Куда пойти учиться». То есть проектов достаточно много.

— Как сильно с годами у вас меняются доходы от реализации газеты?

— Естественно, до кризиса они были больше. Но продажа газет — не ключевой заработок, поэтому на это мы смотрим нормально. Главное, чтобы газета дошла до читателя. Хотя во многих городах и в Москве розница совсем не приносит доходов (затраты на розницу больше, чем доходы от реализации). И у нас все тенденции идут к этому. Скоро затраты на логистику будут равны доходам от реализации газеты. Цена газеты не менялась несколько лет, а затраты по доставке к читателям постоянно растут. Сегодня средства, полученные от продажи газеты, составляют менее 5% от общих доходов.

— Помимо издательского бизнеса, вы еще чем-то занимаетесь?

— У меня есть бизнес в сфере коммерческой недвижимости, но он абсолютно изолирован и не является подспорьем для газеты. В начале 2000-х, когда я начал этим заниматься, были интересные условия на рынке. Но несмотря на то, что недвижимость газету никогда не спонсировала, конечно, я смотрю на жизнь более уверенно в данной ситуации. Диверсификация позволяет чувствовать себя свободнее и затевать новые проекты с более легким сердцем.

О рынке труда

— Валерий Викторович, учитывая специфику вашего бизнеса, хочется поговорить с вами и о последних тенденциях в сфере рынка труда. Расскажите, какие специалисты сегодня востребованы в большей степени.

— Если судить по вакансиям в нашей газете и на новосибирских сайтах, то больше всего работы предлагают по таким специальностям: рабочие и инженеры (особенно на производство), продавцы, менеджеры по продажам, повара, водители, руководители среднего и высшего звена, программисты, бухгалтеры и грузчики.

По данным нашего последнего мониторинга по итогам 2011 года, в Новосибирске по сравнению с 2010 годом в наибольшей степени выросло количество вакансий в сфере информационных технологий (на 20%), на производстве (на 16%), в оптовой торговле (18%), а также в розничной торговле и в ресторанном бизнесе.

— А есть ли дефицит каких-то категорий специалистов?

— Одна из самых острых проблем для новосибирского рынка труда — нехватка рабочих, а также неквалифицированных сотрудников. Крайне сложно закрываются вакансии на производстве — квалифицированных слесарей, электриков, фрезеровщиков, швей. Также очень сложно закрывать вакансии там, где квалификация не требуется, — найти ответственного грузчика без вредных привычек сложнее, чем квалифицированного специалиста с высшим образованием. Это может показаться смешным, но сегодня это так. По этой же причине сегодня сложно закрывать вакансии уборщиц, упаковщиков, мойщиков. Остро стоит кадровая проблема в сфере общественного питания — сложно найти поваров, официантов, барменов.

Но и в других сферах есть дефицит специалистов. Очень популярная вакансия — менеджер по продажам. В Новосибирске одновременно больше 1000 вакансий на эту позицию. У соискателей же вакансия менеджера по продажам не пользуется популярностью, потому что нужно работать не за фиксированный оклад, а за процент. На это готовы не все. Кроме того, кандидатов с опытом работы мало.

Также сегодня работодатели отмечают, что стало сложнее закрывать вакансии ИТ-специалистов, программистов. Потребность в них растет, а количество кандидатов, соответствующих требованиям, не увеличивается. Проблема связана и с тем, что опытные специалисты уезжают в Москву.

Кроме того, сегодня сложно найти высококвалифицированных специалистов, к которым предъявляются узкие требования, — маркетологов, инженеров, а также опытных юристов, высококвалифицированных бухгалтеров, а также различных специалистов со знанием английского языка (например, инженеров со знанием английского языка в иностранные компании).

— Обратная тенденция на рынке есть — есть ли сегодня переизбыток людей с определенными профессиями?

— Традиционно на рынке труда есть переизбыток специалистов с экономическим и юридическим образованием. Также достаточно много на рынке встречается кандидатов с другим высшим образованием, например «Менеджмент», которое без опыта работы вряд ли позволяет успешно трудоустроиться.

Очень просто закрывать такие вакансии, как офис-менеджер, секретарь, администратор. На эти позиции зачастую претендуют кандидаты с самым разнообразным высшим образованием, не нашедшие работу по специальности. При этом вакансий офис-менеджеров сегодня на рынке труда совсем немного.

— Есть ли у вас статистика, в каких областях сегодня самые высокие зарплаты?

— Наиболее высоки относительно других сфер зарплаты в сфере финансов (сотрудники различных отделов банков), в сфере информационных технологий (программисты, менеджеры проектов), в сфере телекоммуникаций (менеджеры по продажам, инженеры). В среднем на 20–30% выше зарабатывают сотрудники, которые в работе используют знание иностранного языка. Поэтому учите язык.



Comments are closed.

Так же в номере