Главная » Общество » «Артания» — тридевятое царство, тридесятое государство

«Артания» — тридевятое царство, тридесятое государство

В конце июня — начале июля в Новосибирске с аншлагом прошел Пятый международный фестиваль художественных ремесел «Артания». Сквер перед Театром оперы и балета, где традиционно размещается площадка фестиваля, ежедневно был полон восторженных посетителей. В этом году фестиваль был признан брендовым проектом и получил официальную поддержку Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО.

14 июля пресс-служба губернатора и правительства Новосибирской области сообщила, что фестиваль «Артания» в Новосибирске стал крупнейшей ярмаркой художественных ремесел в России. И действительно: наблюдающийся из года в год рост количества экспонентов, а «Артания-2011» — это 500 участников, тому подтверждение. В этом году в фестивале принимали участие представители 30-ти регионов России и 12-ти зарубежных стран.

В скором времени Новосибирск ждет новая встреча с любимым фестивалем: 29 августа стартует осенняя сессия «Артании» — «АртОсень-2011». В преддверии этого праздника народного искусства об идее рождения «Артании», истории и значении ее для города и влиянии творчества на жизни людей рассказывает Анна Наволоцкая, кандидат архитектуры, руководитель Некоммерческого фонда «Сибирский Вернисаж».

Помните, в большинстве русских сказок главный герой обязательно отправляется в путешествие, и путь его лежит ни куда-нибудь, а именно в тридевятое царство, в тридесятое государство, за тридевять земель, и именно в этом царстве происходили все самые главные сказочные события…

Выражение «Тридевять земель», или три раза по девять, или 27 удельных «земель», «княжеств», как нельзя лучше подходит к Сибири, если смотреть на нее из европейской части России, и означает: «Очень далеко». Первоначально эта земля ассоциировалась с «иным миром». Позже, с освоением все новых пространств, понятие «тридевятое царство» обрело реальное территориальное соответствие — «земля сибирская».

Многие сибиряки знают о прошлом своей родины очень мало. А ведь это очень важно — чтить прошлое, чтобы не потерять будущего, беречь корни, чтобы расти.

Вместе с отчуждением человека от конечного продукта производства, вместе с попаданием его в мир искусственных вещей вырастали желание тепла рукотворных изделий и великая тяга к творчеству, которая с особой силой проявилась в нашем глобальном обществе в последнее время. Проявилась она и здесь, в Сибири, несколько обделенной, как нигде в России, визуальной культурой, запечатленной в архитектуре. Тяга к красоте. К рукотворчеству. И тяга к традиции. Тяга к постижению секретов художественных ремесел.

Древние персидские и арабские книги сообщают о трех частях Руси— Куйабе, Славии и Артании. С первыми двумя все ясно, а вот Артанию ученые ищут уже 200 лет. У персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании: это — упоминание черных соболей и клинков, распрямлявшихся при сгибании пополам, которыми славилась Артания. Вокруг слова «Артания» — полчище звуковых аналогий. С первых же звуков зачаровывает «art» («лад», «смысл», «толк», «вид», по-английски также — «искусство»). Естественно обнаруживается и латинское «ars» и влечет за собой Ars Magna (великое делание, искусство алхимии). В наше время смысл сохраняется: Артания от угорского tanya — место, логово, родина и ort — крепость, сторож. Таким образом, Артания — «страна на запоре», страна, «куда никого не пускают».

Сегодня наш фестиваль проложил путь через время в сказочную Артанию, проводником на этом пути стали народная память и умения, передающиеся из рук в руки, это древние ремесла, нематериальное культурное наследие. И помогли нам в этом ремесленники, сибиряки, особенные, открытые и правдивые люди. В древнем понимании «Арта» — «правда», «медведь». А Артания — государство правды и медведя…

Международный фестиваль «Артания» возрождает тридевятое царство — Артанию, сибирскую Русь, котел культур, мистическую часть света, отторгаемую сегодня глобализацией.

В 2007 году на центральной площади города, знаменитой канувшими в Лету первомайскими и ноябрьскими демонстрациями, Салютом Победы и Днем города, открылся Первый фестиваль художественных ремесел «Артания». Успешная работа фестивальной ярмарки, рентабельность участия сделали фестиваль востребованным среди мастеров. Для большинства участников это самый доходный подобный проект. «Артания» по праву стала и самым интерактивным фестивалем России. Фестиваль внес неоценимый вклад в развитие обучения ремеслам в Новосибирске. От фестиваля к фестивалю растет количество обучающих мероприятий. За 21 день «Артании-2011» было проведено 300 мастер-классов!

Ежегодно центральным событием фестиваля становится уникальный, единственный в своем роде Межрегиональный конкурс ремесленников «Золото Артании», который проводится прямо на площадке фестиваля в 20 номинациях. Вынесенный в городскую среду конкурс охватывает не только широкие слои мастеров, но и зрителей. Непосредственно участниками конкурса становятся около 300 человек. Кураторами выступают мастера «Артании». Что за чудо, эти артанские конкурсы! Народный костюм — это зрелищное шоу, которое по традиции проводится в День города. Конкурс крестьянской куклы собирает за одним столом несколько поколений: бабушек, мам и еще совсем юных девочек. Конкурс «Валяем вместе» — новое тематическое явление, привлекающее начинающих мастеров, которые могут себя показать в коллективной работе. Конкурсы детских работ на звание «Лучший подмастерье Артании» приобщают к фестивалю огромную аудиторию детей, наследников артанского движения, обучающихся в художественных школах и домах творчества.

За 21 день фестиваль посещает 200 тысяч человек, а это значит 200 тысяч восторженных взглядов и улыбок. Своей мультикультурностью «Артания» привлекает множество туристов, и как в старые времена по миру вновь разносится молва о таланте сибирских мастеров.

Радостно, что фестиваль продолжает расти и набирать силу. Проявлением такого роста являются проведение осенней сессии фестиваля «Артания» — «АртОсень», а также зимней — «БазАрт» в 2009 — 2010 годах. Мы создали уникальное пространство творческого общения, прецедент, оказавшийся важнее видимых успехов роста мастерства, отмечаемого от фестиваля к фестивалю. И вдруг оказалось, что Третья Русь, Артания, никогда не переставала жить. Границы ее потерялись в веках и сказаниях, но дух ее, дух Артании, не исчезал. Он постоянно обогащался и вбирал в себя всю многогранность людских культур и все многообразие времен.

Дух «Артании» живет в каждом, кто творит что-то своими руками. Традиции рукотворчества постепенно возрождаются, приобретая новые формы. Новосибирская область — Земля Творчества, Новосибирск — столица Творцов

На пике актуальности поиски идей развития регионов и городов и, как следствие, формирование их позитивных имиджей. Так Пермь пытается стать культурной столицей России, Твери предложили роль «издательского рая России», Ярославлю— «чайного Дома России». Все эти проекты планируется начинать с интенсификации культурной жизни, чтобы у жителей города появлялось ощущение полноценности бытия. У Новосибирска, в сравнении с перечисленными городами, высокий культурный ценз. Но вот провал как раз в отсутствии традиции, в слабости представления традиционной культуры, в отсутствии истории визуальных образов. За точку роста новосибирского социокультурного пространства следует взять народное художественное творчество, составляющее нерушимый базис общего здания культуры, которое когда-то дало рождение современному театру, классической музыке, стало основой коллекций классических музеев. Именно оно существовало во все времена с самыми современными этим временам направлениями искусства профессионального. Именно оно имеет выход на взаимодействие с широкими народными массами, без которого художественная культура не в состоянии стать мощным рычагом преобразования действительности.

Мы нашли свой рецепт культурного сценария для Новосибирской области: «Земля творчества!», рецепт, который может стать имиджевым для Новосибирска: «Столица творчества!». «Артания» популярна, и этот успех основан на базисе народного творчества, ставшего основой ее концепции. Подлинно народный успех, проявление инициативы самих граждан в развитии программ фестиваля оказались более важным результатом для понимания происходящих в городе процессов, чем видимые успехи роста ремесленного мастерства, отмечаемого от фестиваля к фестивалю. Главное состоит в том, что, испытывая дефицит традиционной культуры, люди сами выбрали это направление. Не нужно завозить, внедрять, насаждать далекие от горожанина идеи современного искусства, вбивая в «безжизненную плоть» колоссальные средства. Нужно лишь создать условия для формирования пространства творческого общения, воспитания творческого начала в человеке через народное искусство.



Comments are closed.

Так же в номере