Главная » Экономика » В Сибири назначен инвестиционный омбудсмен

В Сибири назначен инвестиционный омбудсмен

Распоряжением президента РФ Дмитрия Медведева от 2 августа в федеральных округах были назначены инвестиционные уполномоченные. В СФО этот статус закреплен за заместителем сибирского полпреда Владимиром Псаревым. Напомним, впервые о введении института инвестиционных уполномоченных глава страны объявил в конце марта 2011 года в Магнитогорске, где и обозначил его базовую задачу — улучшение инвестиционного климата в стране.

Чем появление уполномоченного поможет сибирским инвесторам? Снизит ли он административные барьеры? Каков алгоритм взаимодействия инвесторов и уполномоченного? На эти и другие вопросы в интервью Светлане ЧИСТЯКОВОЙ ответил Владимир ПСАРЕВ.

Владимир Иванович Псарев в ранге заместителя полпреда президента РФ в СФО с августа 2007 г. курирует вопросы социально-экономической политики и стратегии развития Сибири, внешнеэкономической деятельности. До этого (с марта 2005 г.) работал в должности главного федерального инспектора аппарата полпреда президента РФ в СФО, а с 9 марта 2006 г.— помощником полпреда. Предыдущие годы профессиональная карьера Владимира Псарева была связана с Алтайским краем, где в период с 1997 по 2004 г. он занимал должность вице-губернатора, начальника Главного управления экономики и инвестиций. С его именем связывают ряд крупных инвестиционных проектов Алтая и прежде всего ОАО «Сибирь-Полиметаллы», созданное администрацией края в 1998 году с целью возрождения добычи полиметаллических руд в регионе (Зареченское, Рубцовское, Корболихинское месторождения). В 2004 году общество было приобретено у края Уральской горно-металлургической компанией (УГМК). Кроме того, Псарев стоял у истоков запуска частного туристско-рекреационного проекта «Бирюзовая Катунь», который позже лег в основу действующей в крае одноименной ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

— Владимир Иванович, в региональных администрациях есть профильные подразделения, отвечающие за взаимодействие с потенциальными инвесторами. Не будет ли работа уполномоченного по инвестициям дублировать их функции и скорее усложнять претворение конкретных инвестиционных проектов в жизнь?

— Никто не собирается отнимать хлеб у региональных, муниципальных органов исполнительной власти, отвечающих за социально-экономическое развитие (а оно без инвестиций в основной капитал действующих предприятий и без нового строительства невозможно). За инвестиционный климат на территориях, привлечение инвесторов отвечали и будут отвечать перед главой государства их руководители. В связи с этим хочу напомнить то, о чем говорил президент России Дмитрий Медведев во время совещания с инвестиционными уполномоченными 3 августа текущего года. Он подчеркнул, что мы должны «оперативно обеспечивать решение трудностей инвесторов», «выявлять и устранять причины этих трудностей, особенно системные препятствия, которые изначально бывают заложены в законодательстве». Президент потребовал «работать без излишней бюрократии, не подменяя существующие механизмы».

Поэтому основной функцией инвестиционного уполномоченного будет оказание помощи тем деловым людям и коллективам, чья созидательная экономическая деятельность наталкивается на непонимание, косность отдельных должностных лиц, а также на административные барьеры, возникающие из-за несогласованности действий или бездействия различных ведомств и уровней власти.

— Какие первые шаги в качестве уполномоченного вы намерены предпринять?

— Прежде всего уплотнить график работы, прежних обязанностей с меня никто не снимал. Во-вторых, в кратчайший срок отработать алгоритм взаимодействия инвестиционного уполномоченного с регионами, крупными муниципалитетами и федеральными органами государственной власти при рассмотрении жалоб и обращений инвесторов. Он должен быть прост, понятен и прозрачен.

Жалобы инвесторов предполагают поручения инвестиционного уполномоченного конкретным должностным лицам, и они должны рассматриваться всеми инстанциями в первоочередном порядке.

Разрабатываемый нами алгоритм предусматривает как оказание консультативной помощи инвесторам, так и организацию сопровождения инвестиционных проектов на первых этапах. С этой целью будут образованы экспертно-консультативные или рабочие группы из числа соответствующих государственных и муниципальных чиновников, представителей финансовых институтов и т. д.

До конца августа мы должны запустить специальную страницу инвестиционного уполномоченного на сайтах СФО и ассоциации «Сибирское соглашение», а также доработать совместно с регионами критерии отбора инвестиционных проектов для утверждения их правительством РФ в качестве приоритетных для Сибири на 2012 — 2015 и 2016 — 2020 годы. В сентябре-октябре список рекомендуемых округом инвестиционных проектов должен быть в Минрегионе.

Для того чтобы данная работа прошла успешно, нужно будет серьезно поработать над теми двадцати семью инвестиционными проектами, которые были намечены в качестве приоритетных на 2010 — 2012 годы при утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Без их успешного продвижения трудно будет говорить о федеральной поддержке новых проектов.

Проект плана первоочередных мероприятий мною уже разработан и после его утверждения полномочным представителем президента РФ в СФО Виктором Толоконским будет размещен на окружном сайте.

— Означает ли сказанное, что инвесторы могут идти со своими предложениями напрямую к вам, минуя региональные администрации?

Инвестор вправе выбрать любой вариант, исходя из сложности решаемой задачи. Но я бы посоветовал, прежде всего, попытаться решить свои вопросы на местном уровне. Для этого в приемных президента РФ на территориях будет организован личный прием для деловых людей, которые столкнулись с административными барьерами или несовершенством законодательства, а также консультации со специалистами по экономическим, финансовым и юридическим проблемам. Обращения инвесторов будут анализироваться и обобщаться. При выявлении системных препятствий, обусловленных несовершенством законодательства, инвестиционный уполномоченный должен информировать об этом президента и правительство РФ. Препятствия на пути инвестиций, носящие региональный, местный характер, должны устраняться без выхода на федеральный уровень.

— Есть ли первые обращения к вам в качестве инвестиционного омбудсмена? Какой помощи от вас ждут деловые круги Сибири?

— Каждый день приносит по два-три обращения. Условно их можно разделить на три группы. Первая— просьбы помочь с финансированием. Поскольку это не наша компетенция, мы ограничиваемся консультациями, а если речь идет о готовых бизнес-проектах, направляем их в финансовые институты.

Вторая группа— это обращения, связанные с проблемами организации взаимодействия нескольких госструктур и хозяйствующих субъектов. В качестве примера можно привести выдачу энергетических мощностей на первую очередь завода по производству ионно-литиевых батарей в Новосибирске, строительство линий электропередач к чрезвычайно важной для экономического развития Кемеровской области подстанции «Кузбасская».

Третья— это жалобы на действия конкретных должностных лиц. Пока их немного, по всем случаям вопрос решен в режиме прямого диалога, и поэтому я не считаю целесообразным называть какие-то фамилии. Однако хочу подчеркнуть, что именно количество таких жалоб в дальнейшем будет служить основным критерием оценки качества инвестиционного здоровья территорий.

— Что может служить критерием при оценке эффективности работы инвестиционного омбудсмена?

— Думаю, основным критерием может служить соответствие деятельности инвестиционных уполномоченных задачам, которые поставил перед ними президент России. А также то, насколько мы оправдаем надежды, которые на нас возлагают деловые люди, готовые рисковать своими силами, финансами, развивая отечественную экономику и социальную сферу.

И ранее, и в дальнейшем мы будем поднимать вопрос о формировании государственных органов власти, основной функцией которых будет территориальная координация деятельности хозяйствующих субъектов в целях оптимального развития всех сфер экономики и социальной жизни. На мой взгляд, это существенно улучшило бы инвестиционный климат России и повлияло на формы работы и задачи инвестиционного уполномоченного.



Comments are closed.

Так же в номере