Главная » Бизнес » «Подземный рынок» новосибирской рекламы

«Подземный рынок» новосибирской рекламы

В июне 2011 года столичный рекламный рынок метрополитена вышел из тени: новым рекламным оператором Московского метрополитена стала компания «Авто-Селл», выигравшая 21 июня открытый аукцион на право размещения рекламы в московской подземке. Вместе с новым рекламным оператором в казну города потекли дополнительные средства — «Авто-Селл» будет платить Московскому метрополитену ежегодно минимум 2,379 млрд рублей, с ежегодным увеличением сумм контракта на 8,3%. Таким образом, после проведения прозрачного аукциона московская подземка станет получать за рекламу в три раза больше, чем ранее, при старом рекламном операторе, который, как утверждается в столичной прессе, был аффилирован с прежним руководством метрополитена.

Ситуация с монополией «ветеранов» рекламного бизнеса в метро характерна и для Новосибирска, где рекламные площади метрополитена уже давно контролируются компаниями «Спаркс» и относительно недавно — «Реклама Онлайн». В конце сентября заканчивается срок действия договоров МУП «Новосибирский метрополитен» с данными компаниями.

Эксперт рекламного рынка, управляющий партнер Inmar Relations Владимир Косых комментирует для «КС» возможность проведения аукциона по рекламе в новосибирской подземке: «Любая конкуренция для покупателей — это несомненный плюс. Главное — это проведение нормальных, честных, прозрачных торгов. Если это просто торги «для галочки», то какой-либо анализ смысла не имеет вообще, в таком случае это будет просто кулуарное решение. По моему мнению, пусть лучше будет два или несколько операторов, которые будут конкурировать друг с другом, хотя городу, наверное, удобней работать с одним оператором».

Соучредитель рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин считает, что важно сделать аукцион прозрачным: «Если аукцион проводится корректно, справедливо и честно, то он полезен. Открытый аукцион увеличил доходы в московский городской бюджет, думаю, таким же образом можно будет пополнить и новосибирский бюджет. В случае открытого аукциона у участников рынка будет ощущение, что никто никого не обманывает».

Депутат горсовета Новосибирска Ренат Сулейманов, будучи одним из инициаторов проверки поступления доходов от рекламы в подземке в бюджет города, в комментарии для «КС» отмечает неиспользованный до настоящего времени финансовый потенциал этого бизнеса: «На мой взгляд, существуют значительные резервы увеличения доходов городского бюджета от рекламы. На момент нашей инициативы в горсовете объемы этого рынка до кризиса 170 — 200 миллионов рублей в год. В то же время бюджет в настоящее время получает около 25 миллионов рублей в год от размещения рекламы. Насколько я знаю, срок договора с компанией «Спаркс» истекает уже осенью. Должен быть проведен аукцион на эти рекламные площади, что может существенно увеличить доходы города. Сейчас основные доходы остаются у операторов рынка. Недавно проведенный в Москве аукцион позволил увеличить доходы в бюджет в три раза. Я думаю: если ставить такую задачу, вполне возможно увеличить в 2—3 раза и доходы Новосибирского метрополитена. Для этого необходим открытый аукцион с участием различных операторов рекламного рынка. Здесь должен работать обычный рыночный механизм».

Заместитель начальника управления рекламы мэрии Новосибирска Сергей Валерьевич Мурзинцев, комментируя для «КС» возможность проведения открытого аукциона, отметил следующее: «Безусловно, проведение аукциона — действенный шаг. Данный регламент предусмотрен и Федеральным законом «О рекламе». Другое дело, что форму проведения — конкурс или аукцион — определяют органы местного самоуправления». Тем не менее, по мнению Мурзинцева, не каждому оператору рекламного рынка будет открыт доступ на рекламные площади метро: «Метрополитен — это стратегический объект, и не все представители рекламного рынка обладают достаточными материально-техническими возможностями для работы на подобном объекте».

Выяснить, какие материально-технические возможности требуются для наклеивания стикеров и аппликаций, не удалось. По мнению специалистов в области наружной рекламы, речь может идти о садовом пульверизаторе для смачивания клеевой основы рекламных поверхностей и стремянке для их монтажа на путевых стенах. Также не удалось получить комментарий от начальника МУП «Новосибирский метрополитен» Владимира Кошкина — шеф новосибирской подземки в течение нескольких дней попеременно был «на совещании», «говорил по телефону», «уходил на 10 минут» и снова «говорил по телефону». Его заместитель Владимир Псеровский, несмотря на истечение сроков договоров действующих операторов уже в следующем месяце, считает, что говорить о форме предстоящих торгов на право работы представителей рекламного рынка в метрополитене пока еще рано: «В настоящее время на рекламном рынке метрополитена работают около шести представителей рекламного рынка. Сейчас проводится организационно-техническая подготовка предстоящих торгов. В какой форме они будут проходить — конкурс или аукцион — пока не определено. Для согласования всех деталей потребуется временной промежуток от одного месяца до полугода. Мы надеемся, что торги помогут увеличить доходы метрополитена от рекламы, но точно прогнозировать рост доходов пока рано».

В отличие от Москвы работа мэрии Новосибирска в области распределения рекламных поверхностей прозрачностью не отличается. Сейчас документация последнего открытого конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию наземных наружных рекламных конструкций с использованием муниципального имущества включает в себя сразу несколько неоднозначных критериев. В частности, победители подобных конкурсов определяются конкурсной комиссией по «наилучшему предложению по праздничному оформлению», а максимальное предложение по цене определяет только 40 процентов успеха соискателей.

Что касается ситуации с подземной рекламой: по-прежнему остаются неясными и время проведения конкурса либо аукциона, и его условия и сама возможность использования московского опыта в новосибирских условиях. Не исключено, что потенциальные претенденты на сотрудничество с МУП «Новосибирский метрополитен» в области рекламы вновь получат вместо открытого аукциона конкурс, победитель в котором будет определяться по неким субъективным и непрозрачным критериям, таким как «недостаточность материально-технической базы» или «праздничность», которые будут выгодны только «избранным» участникам рынка.



Comments are closed.

Так же в номере