Главная » Общество » Девушка с характером

Девушка с характером

Театр «Глобус» показал последнюю премьеру сезона — спектакль по знаменитой мелодраме Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» поставил Алексей Крикливый, обозначивший стильную и яркую постановку как Love story.

Елена Ивакина и Дмитрий Шульга сыграли историю о настоящей любви

«Дамой с камелиями» театр открыл свой традиционный, завершающий сезон мини-фест, в ходе которого подряд играются все премьеры сезона. Сезон в «Глобусе» был насыщенный, спектакли в нем ставили такие известные столичные режиссеры, как Роман Козак и Игорь Коняев, но именно «Дама с камелиями» стала настоящей удачей большой сцены. Что тем более приятно, поскольку на сцене малой безусловно лучшей постановкой стали молодежные «Simейные истории», также поставленные Крикливым.

«Дама с камелиями» не относится к числу суперпопулярных пьес на российских подмостках — а те, кто пытался поставить эту образцовую слезоточивую мелодраму, предпочитали полностью переписать текст. Что понятно — произносить пафосные признания стиля столетней давности (перевод сделан в начале ХХ века) сегодня кажется решительно невозможным. Собственно, в этом и состояла главная трудность — сама история без труда вписывается в нынешние реалии. Судите сами (если кто вдруг не знает, о чем там речь и чем дело кончилось): юноша по имени Арман влюбляется без ума в даму, как было принято говорить в те времена, полусвета — известную парижскую куртизанку Маргариту Готье, с младых ногтей умевшую жить на широкую ногу за счет богатых «папиков«, графов и герцогов. Юноша же беден, но его искреннее чувство пробуждает в казалось бы прожженной девице настоящую любовь. Они уезжают из Парижа в деревню, и Маргарита пытается расплатиться с долгами. Арман, узнав о суммах долгов, обращается к отцу, а тот уговаривает Маргариту оставить возлюбленного, дабы не портить ему судьбу компрометирующей связью. Девушка приносит себя в жертву, юноша в шоке, не понимая причин разрыва. Нюанс в том, что Маргарита больна чахоткой, и светские забавы ее сводят в гроб. Когда папа Армана раскаивается в содеянном и открывается сыну, уже поздно — девушка умирает на руках возлюбленного.

История, что и говорить, на все времена. Крикливый мог бы влегкую сделать из этого что-нибудь остросовременное, переодев персонажей в джинсы от Диора и платья от D & G, сделав Армана сыном олигарха, а Маргариту — скажем, телеведущей. То есть вполне гламурненько. Режиссер, разумеется, и сделал гламурненько — но с большим вкусом и тактом. А художник Елена Турчанинова ему помогла, создав стильную сценографию, напоминающую об ажурных пролетах Эйфелевой башни, завтраках на траве, прудах с кувшинками и вообще французской живописи. А еще она создала чудесные костюмы, отсылающие к маскам карнавала, но с большим вкусом и тактом. Временной микст, созданный на сцене, захватывает несколько столетий, ни разу впрямую не используя примет сегодняшнего дня. Все, что позволено из игр с актуальностью, — интонации, с которыми актеры произносят свои романтические реплики, пластика и жесты. А интонации и жесты действительно современные — примерно так разговаривают участники проекта «Дом-2».

Хочется воспеть Елену Ивакину, сыгравшую лучшую свою роль: ее Маргарита Готье в начале — совершенная светская львица, скажем, типа Ксении Собчак, со всей вульгарностью, цинизмом и прихватами этой невероятно востребованной девушки. Она легко переходит в другие регистры, предстает нежной, любящей и преданной, она может быть обольстительной и лживой, жестокой и чувственной. Ее героиня — властная и сильная женщина, а что умирает от чахотки — так вполне могла бы и от СПИДа. Короче, девушка с характером.

Невероятно приятно, что ей достойную пару составил молодой Дмитрий Шульга, для которого роль Армана стала едва ли вообще не первой в «Глобусе» — он не просто справился с ролью юного влюбленного страдальца, но и наполнил этот образ реальным обаянием юности, смесью наива и смелости. Собственно, уже две этих роли — достаточно для того, чтобы спектакль удался. Все остальные персонажи в пьесе Дюма-сына вполне необязательны, сбоку припеку, в тени главного дуэта. Сказать по чести, большая часть этой свиты, безбашенно «зажигающей» на своих вечеринках, ничего особенного не играет, но зато Денис Малютин и Ольга Цинк — выше всех похвал.

Спектакль, как и обещал режиссер, получился нравоучительный — но тоже в хорошем смысле. Напомнить публике об очень простых и важных вещах, о том, что любовь важнее денег, — в этом нет ничего зазорного. Притом сделать это, простите, красиво и современно.

Не то чтобы в этой любовной истории было все безупречно — мне показалось, что сцены объяснения Маргариты и отца Армана значительно слабее. Но достоинств в этой постановке гораздо больше. Кроме того, волей неволей начинаешь сравнивать «Даму с камелиями» с другими спектаклями этого сезона — с работами маститых Романа Козака и Игоря Коняева. Повод для сравнения есть — все эти спектакли как раз и поставлены в жанре модных и гламурных историй. У Козака даже пижамы на персонажах были от крутых дизайнеров, а у Коняева художники ездили за тряпками аж в Лондон на блошиные рынки. Но в спектакле Крикливого стильности уж никак не меньше, а осмысленности и оправданности больше в разы. Не говоря уже о хорошей актерской игре и сильных эмоциях.

Сергей САМОЙЛЕНКО


Comments are closed.

Так же в номере