Главная » Бизнес » Грузовые дилеммы

Грузовые дилеммы

Грузовые дилеммы

Рынок новой техники грузоподъемностью свыше 16 тонн в СФО в 2013 году показал падение на 17,1%. Об этом свидетельствуют данные «Автостата», предоставленные в распоряжение «КС». Всего в 2013 году было продано 11 250 единиц грузовой техники, при этом тройка лидеров не претерпела изменений по сравнению с 2012 годом. Так, ее формируют «КамАЗ» с долей рынка 26,6%, ГАЗ (10,7%) и SCANIA (7,8%). При этом GAZ и SCANIA увеличили долю на 0,9 и 16 процентных пунктов соответственно, а «КамАЗ», несмотря на высокие позиции, продемонстрировал отрицательную динамику (-1,2%).

По итогам рассматриваемого периода наиболее драматичное падение продемонстрировали такие марки, как корейский HyundaiTruck&Bus (–35,3%), китайский SHAANXI (–43,2%), отечественный «УРАЛ» (–37,9%), немецкий MAN (–40,3%). Таким образом, Hyundai оказался на 5-м месте с долей 6,7%, пропустив вперед МАЗ. В свою очередь белорусский гигант также снизил продажи на 21,7%, и по итогам 2013 года у него осталось 6,9%. Шведский Volvo Trucks в свою очередь упал на целых 22,5%. Впрочем, далеко не все игроки рынка ухудшили свои показатели. Так, японская HINO, входящая в состав Toyota, показала наибольший рост продаж в 2013 году (32,6%), практически догнала MAN и достигла доли 3,5%, однако так и осталась на 10-м месте. В свою очередь MAN сохранил лишь 3,7% рынка, у Volvo Trucks и «УРАЛа» — по 4,3% рынка в СФО. Единственная китайская марка SHAANXI, несмотря на самое масштабное снижение продаж, сохранила 6-е место в рейтинге с долей 4,8%.

Таким образом, по приведенным цифрам видно, что доля российской техники в сегменте тяжелых грузовиков составила 46,5%, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 2,3%. Это связано с введением осенью 2012 года утилизационного сбора. В результате иностранные грузовые автомобили подорожали на 150–500 тыс. рублей, что не могло не отразиться на спросе. В свою очередь продукция российских марок остается в нижнем ценовом сегменте, однако большая часть заводов-производителей планирует повышать качество продукции и конкурировать уже в среднем ценовом сегменте с корейскими и японскими компаниями. Так, «КамАЗ» модернизирует свою продукцию за счет сотрудничества с концерном Daimler, который является одним из ключевых его акционеров. Планирует модернизировать свои модели и группа ГАЗ. Со второй половины 2014 года с конвейера должны пойти «ГАЗ Next» грузоподъемностью 5 тонн. Модель должна получить новую современную подвеску с удлиненными рессорами и новыми амортизаторами, лучшую устойчивость, управляемость, усовершенствованное рулевое управление, коробку передач.

Тем временем китайская техника, выступающая с российской в одном ценовом сегменте, демонстрирует устойчивый спрос, производители активно развивают дилерскую сеть, предпринимают меры по улучшению сервиса. Становятся более доступными запчасти. Западным и японским производителям коммерческой техники для снижения цен на свою продукцию необходимо наращивать производство внутри страны. В настоящее время в России имеют свои производства Mercedes-Benz, Renault Truck, Volvo Trucks, Isuzu, Scania и другие. Немецкий MAN построил сборочный завод под Санкт-Петербургом, но, по словам участников рынка, уже год испытывает сложности с запуском производства из-за лицензионных сложностей. Для привлечения иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровнях создается множество особых экономических зон и промышленных парков, предоставляющих для будущего производства не только льготы, но и инфраструктуру. Некоторые из таких объектов создаются на базе крупных заводов, имеющих избыточную площадь, например ГАЗ и ЗМЗ. Еще одним вариантом для иностранных марок является создание совместного предприятия с российским партнером, что должно уменьшить объем требуемых инвестиций и упростить выход на требуемый уровень локализации.

Среди основных факторов, влияющих на рынок грузовой техники, участники сибирского рынка выделяют обновление существующего автопарка и наличие объемов работ в регионе, для которых необходимо использовать данную технику. Кроме того, значительное влияние оказывает общая ситуация на мировом рынке, и рынке СФО в частности. Важное значение имеет государственное финансирование, поддержка малого и среднего бизнеса со стороны правительства.

При этом одним из основных финансовых способов стимулирования рынка продаж техники остается лизинг. «Достаточно сложно спрогнозировать, на сколько именно лизинг стимулирует продажи, но я думаю, что именно в сегменте грузовой техники его роль наиболее важна», — поясняет региональный директор региона СибУр ООО «РЕСО-Лизинг» Екатерина Ерохина. По ее словам,лизинг на сегодняшний день позволяет обновлять основные фонды при наличии у покупателей от 10% денежных средств от полной стоимости техники.

В свою очередь в сибирском филиале ЗАО «Сбербанк Лизинг» подтверждают, что грузовая техника традиционно занимает одно из первых мест в лизинговых сделках. «Сегмент грузовой техники является одним из драйверов российского лизингового рынка. Ее доля составляет порядка 35–45% по количеству сделок. Не стал исключением и 2013 год, в котором доля этого сегмента была наибольшей и превысила 39%, немного снизившись по сравнению с предыдущим годом (45%). В 2014 году мы прогнозируем сохранение доли грузовой техники в диапазоне 2013 года», — прогнозирует директор Сибирского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг». Вадим Лузанов. Стоит отметить, что по сравнению с лизингом легковой техники лизинг грузовой техники занимает большую долю в портфеле лизинговых компаний. «В каждом регионе данное соотношение имеет свое значение. В частности, по нашему Иркутскому филиалу соотношение доли грузовой техники к легковой составляет 80% на 20%. По Новосибирскому филиалу — 60% на 40%», — комментирует Екатерина Ерохина.

«Среди марок грузовой техники, переданных Сибирским филиалом в лизинг в 2013 году, наиболее распространенными были ГАЗ, «КамАЗ», Volvo Trucks, МАЗ, а также Schmitz и Kogel», — добавил Вадим Лузанов. В «РЕСО-Лизинг» среди таких марок называют Scania, MAN, «КамАЗ», HOWO, SHAANTXI, XCMG, добавляя, что в целом в регионе очень популярна китайская техника.

При этом в 2013 году по сравнению с 2012-м рынок очень медленно, но все же начал переориентироваться на более качественные марки грузовых автомобилей. Покупатели рассматривают приобретение с точки зрения качества и возможности непрерывной работы. «Лизинг в данном сегменте позволяет при меньших затратах приобретать качественную технику, и уже на первоначальном этапе приносить прибыль компании», — рассказывает Екатерина Ерохина. В начале 2014 года спрос на лизинг грузовой техники относительно аналогичного периода 2013 года, по мнению экспертов, остался неизменным. В целом прогнозируется некая стагнация рынка. «Как правило, в начале года спрос на такую технику не особенно велик, истинную картину роста/снижения можно будет увидеть ближе к концу II квартала, когда компании начнут сезон по выполнению работ. Если рост и будет, то несущественный — в пределах 4–5%», — комментирует Екатерина Ерохина.

Помимо утилизационного сбора, ситуацию на рынке грузовой техники осложняет начавшаяся в России рецессия. На фоне замедления роста экономики, грозящего перерасти в новый кризис, уменьшаются объемы товарооборота, что в свою очередь негативно сказывается на продажах коммерческой техники. Сократились инвестиции в строительство и промышленность, а также ВВП. Малый бизнес в свою очередь сталкивается с увеличившейся налоговой нагрузкой. В целом падение рынка, по мнению экспертов аналитического агентства «Автостат», обусловлено нестабильной экономической обстановкой и отсутствием каких-либо крупных государственных проектов в ближайшей перспективе по типу Олимпиады-2014, которые могли бы способствовать бурному росту продаж сегмента коммерческой техники, как это происходило в последние два года.



Comments are closed.

Так же в номере