Главная » Политика » Кузбасс подсчитывает плюсы и минусы бездотационности

Кузбасс подсчитывает плюсы и минусы бездотационности

В 2011 году Кемеровская область не получит из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, и таким образом может считаться первым в СФО официально признанным регионом-донором. Кемеровчане по праву гордятся новым статусом. Но в реальности бюджетная политика федерального центра, с каждым годом увеличивающего бюджетные полномочия регионов при одновременном сокращении федеральных трансфертов, представляется скорее проверкой регионов на прочность. Чего больше принес Кузбассу его статус региона-донора — плюсов или минусов, в интервью корреспонденту «КС» ЭЛЬМИРЕ ВЕСЕЛОВОЙ рассказал заместитель губернатора — начальник главного финансового управления Кемеровской области СЕРГЕЙ ВАЩЕНКО.

— Сергей Николаевич, в 2011 году Министерство финансов РФ приняло решение об отмене дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности для Кузбасса. Было ли это решение для вас неожиданным?

— Отмена дотации на 2011 год для нас не стала неожиданностью. Такое решение принимается по результатам расчета целого ряда показателей в соответствии с установленной формализованной методикой. Все исходные данные для расчетов межбюджетных трансфертов согласовываются с регионами, поэтому уже в сентябре 2010 года мы знали предварительные результаты распределения дотаций на 2011–2013 годы, по итогам которых Кемеровская область была признана регионом-донором наряду с такими регионами, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и некоторыми другими.

При этом, конечно, мы не стремились к бездотационности регионального бюджета. Отказ от дополнительных «безвозмездных» денег противоречит здравому смыслу, хотя у регионов с таким статусом и есть некоторые дополнительные права по сравнению с дотационными.

На наш взгляд, в период мирового финансово-экономического кризиса стала очевидна необходимость корректировки некоторых подходов к существующей методике распределения дотаций. Она и сегодня не в полной мере отражает картину изменения налогового потенциала субъектов РФ в кризисных условиях. Так, высокие докризисные показатели, характеризующие налогооблагаемую базу региона в 2008 году, серьезно исказили налоговый потенциал Кемеровской области при расчете дотации и на 2010 год, и на 2011 год.

Кемеровская область неоднократно направляла в Минфин России предложения по корректировке методики расчета дотаций с целью учета реального состояния экономики и бюджетной системы регионов в условиях кризиса и посткризисного развития. К сожалению, не все наши предложения были услышаны. Тем не менее методика существует, она едина для всех регионов страны, и с этим необходимо считаться.

Красноярский край, обладающий самым мощным в Сибири налоговым потенциалом, пока не удовлетворяет установленным Минфином нормативам и получает дотацию на выравнивание (в 2011 году — около 400 млн). Новосибирская область в 2011 году получит 4 млрд. В СФО самая маленькая в этом году дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности у Хакасии (1,6 млрд), самая большая — у Алтайского края (17,2 млрд).

— Выигрывает или проигрывает Кузбасс от получения статуса бездотационного региона?

— С моей точки зрения, очевидный плюс здесь один — статус региона-донора почетен для нашей области. Это признание правительством РФ правильности выбранной стратегии развития региона, результата большой работы бизнеса, власти, каждого нашего земляка. За последние 10 лет налоговые и неналоговые доходы бюджета области выросли с 14,7 млрд рублей до 90 млрд, или в шесть раз.

Однако на этом существенные плюсы заканчиваются. Статус бездотационного региона лишает нас одного из видов федеральной финансовой помощи. В прошлом году объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для Кемеровской области составлял более 1,1 млрд рублей — это очень солидные деньги, которым, безусловно, нашлось бы применение и в 2011 году. Динамика восстановления экономической активности в регионе вызывает пока лишь осторожный оптимизм. До сих пор основные показатели доходов бюджета Кемеровской области ниже докризисного уровня. Поэтому и в 2011 году сохранится достаточно напряженная ситуация с исполнением доходной части бюджета. Так, по нашим оценкам, в 2011 году объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Кемеровской области будет ниже показателей докризисного 2008 года на 10,8 млрд рублей, или 11%.

Существенные ограничения для восстановления доходной базы региона будут оказывать новации бюджетной и налоговой политики, принятые на федеральном уровне. Например, только вследствие повышения с 1 января 2011 года тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды выпадающие доходы областного бюджета составят более 3 млрд рублей. Кроме того, изменится порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче угля. С 1 апреля 2011 года угольные предприятия смогут воспользоваться налоговым вычетом и уменьшить отчисления НДПИ на сумму затрат, направленных на обеспечение безопасности и охраны труда. Максимальный размер вводимого вычета составит 30% от суммы налога. Эти меры, безусловно, будут способствовать привлечению инвестиций в модернизацию угледобычи и обеспечение безопасности шахтерского труда. Но выпадающие доходы областного бюджета в 2011 году составят около 1 млрд рублей.

Словом, необходимо четко понимать, что статус бездотационного региона означает для нас лишь усиление работы над поиском дополнительных резервов. В любом случае, с дотацией или без нее, все принятые расходные обязательства бюджета Кемеровской области на 2011–2013 годы будут выполнены в полном объеме.

Да, в абсолютном выражении объем утраченной дотации значителен. Однако в относительном выражении ее роль в формировании доходной базы региона двух последних лет была крайне мала — всего лишь 1% от всех доходов бюджета области.

— Какая доля от всех собранных на территории Кузбасса налогов сегодня остается в областном бюджете? Является ли регион нетто-донором?

— Если посмотреть на чистое поступление денежных средств с территории Кемеровской области в федеральный бюджет (сумма собранных на территории области налогов, уменьшенная на налоговые доходы консолидированного бюджета области и увеличенная на безвозмездные поступления из федерального бюджета), можно увидеть, что большую часть времени за последние пять лет регион являлся нетто-донором. То есть сумма поступлений в федеральный бюджет с территории области была выше, чем сумма поступлений из федерального бюджета в консолидированный бюджет области (таблица 1). Регион превратился в нетто-реципиента только в кризисных условиях 2009 года благодаря значительной и очень своевременной помощи из федерального бюджета. По данным за 11 месяцев 2010 года, Кемеровская область остается нетто-реципиентом, но чистое поступление денежных средств в консолидированный бюджет области значительно меньше, чем в 2009 году.

— Как изменились другие виды федеральных трансфертов, получаемые областным бюджетом в 2011 году? Есть ли направления, по которым трансферты были увеличены?

— Из всех видов федеральных трансфертов, предусмотренных на 2011 год для Кемеровской области, увеличены на 0,5 млрд рублей только субсидии на ремонт автодорог административных центров субъектов РФ, а также субсидии на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. То есть деньги предназначены для бюджета города Кемерова.

По другим видам федеральных трансфертов мы видим снижение: объем дотаций снижен на 2,6 млрд рублей, уменьшены субвенции на 0,7 млрд рублей, уменьшены иные межбюджетные трансферты на 3 млрд рублей к уровню 2010 года. В целом объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2011 год уменьшится на 4,3 млрд рублей, или на 20% относительно 2010 года (в сопоставимых условиях).

Должен отметить, что снижение поддержки из федерального бюджета — это общий тренд 2011–2013 годов, о чем открыто заявило Министерство финансов РФ. Отчасти это связано с сокращением в 2011 году антикризисной поддержки субъектов Российской Федерации…

— Можете ли вы оценить темпы, с которыми регион повышает и диверсифицирует свою налогооблагаемую базу?

— Доходная база региона во многом зависит от состояния двух базовых отраслей экономики — металлургии и угольной отрасли. Восстановление мировой экономики и реализация мер государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях в 2010 году вызвали существенный рост этих отраслей и, как следствие, увеличение доходной части бюджета. Так, налоговые доходы областного бюджета в 2010 году увеличились в 1,4 раза к уровню 2009 года, в том числе по налогу на прибыль организаций — в 2,4 раза, налогу на доходы физических лиц — на 8,8%, налогу на добычу полезных ископаемых — на 29%. Однако до докризисных показателей доходов бюджета еще далеко.

Экономический кризис еще раз продемонстрировал необходимость диверсификации налогооблагаемой базы и развития обрабатывающей промышленности и инновационных производств. Основной источник этой диверсификации — это инвестиции. Наши экономисты подсчитали: каждый миллиард инвестиций, вложенный в экономику, создает дополнительно порядка 250 новых рабочих мест и обеспечивает в среднем 200 млн рублей налогов во все уровни бюджета.

Вы знаете, что на протяжении ряда лет у нас действует своя модель работы с инвесторами, которая на деле доказала свою эффективность. Ежегодно губернатор области А. Г. Тулеев лично заключает соглашения с крупнейшими собственниками. В них, кроме прочего, обстоятельно оговариваются объемы инвестиций и в развитие производства, и в реконструкцию и модернизацию предприятий, и в безопасность, и, конечно, в решение социальных вопросов. В прошлом 2010 году было подписано 34 таких соглашения на 46 млрд рублей. Кроме того, действующий в Кемеровской области пакет мер господдержки в прошлом году позволил на каждый рубль региональной поддержки привлечь в экономику области 70 рублей частных инвестиций.

В декабре 2010 года в Кемеровской области был создан совершенно новый механизм привлечения инвестиций — зоны экономического благоприятствования, внутри которых будет действовать особый режим для предпринимателей. Помимо существующих налоговых льгот, резиденты особых экономических зон, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, смогут в три раза снизить налог — с 15% до 5%. Первая такая экономическая зона создана в Таштагольском районе — в сфере туризма, вторая в Ленинске-Кузнецком — в сфере промышленного производства. Сегодня каждый понимает, что в современных условиях идет конкурентная борьба за распределение капитала: сможем создать комфортные условия для ведения бизнеса, сможем уберечь предпринимательскую инициативу от бюрократических препон — тогда и выйдем победителями в этой борьбе, наполним бюджет и создадим задел для будущих поколений.



Comments are closed.

Так же в номере