Главная » Новые технологии » Полный "интерактив" задерживается

Полный «интерактив» задерживается

Модное понятие Triple Play в последнее время все чаще звучит в телекоммуникационных кругах. Его суть — в предоставлении услуг телефонной связи, доступа в Интернет и IP-телевидения через один кабель, приходящий в каждую жилую квартиру. Перспектива еще более отдаленного будущего — беспроводное вещание всех трех услуг. Однако на сегодняшний день это невозможно из-за отсутствия подходящей технологии. С точки зрения бизнеса Triple Play сулит операторам немалые доходы. Во-первых, за счет более эффективной загрузки каналов, во-вторых, за счет продажи различного рода цифрового контента. Из трех услуг наиболее широко операторам удалось развить только доступ к Интернету, на очереди — более коммерчески привлекательное IP-телевидение. В то же время, по оценкам экспертов, до массового использования IP-TV в регионе еще далеко.

IP-телевидение сулит операторам немалые доходы за счет продажи интерактивных сервисов. В то же время, по оценкам экспертов, до массового использования IP-TV в регионе еще далеко. Фото Михаила ПЕРИКОВА

В течение последних 3–4 лет в крупных городах как России, так и Сибири активно развивались коммерческие проекты общегородских компьютерных сетей, обеспечивающих жителям доступ к сети Интернет, а также к внутренним информационным ресурсам и интерактивным сервисам. Не доведя до конца строительство этих городских компьютерных сетей, многие операторы взялись за предоставление в них услуг платного IP-телевидения с целью повысить доходность с каждого абонента.

С развитием IP-телевидения эксперты связывают прорыв в сегменте платного ТВ, поскольку оно позволяет внедрять дополнительные платные интерактивные сервисы. Тем не менее на сегодняшний день IP-TV все еще не стало массовой услугой, что связывают с отсутствием критической массы высокодоходных абонентов, на которых эта услуга ориентирована в первую очередь. Более того, высказываются опасения, что на общероссийском рынке IP-TV так и не удастся занять устойчивых позиций.

По данным J’son & Partners, в конце прошлого года в России насчитывалось только шесть операторов, предлагающих своим пользователям IP-телевидение в режиме коммерческой эксплуатации. Но многие компании уже объявили о своей готовности к внедрению этого сервиса или даже запустили его в тестовом режиме. В связи с этим долгосрочные прогнозы аналитиков звучат внушительно: 2007 год, по мнению эксперта J’son & Partners Алексея Шелестенко, станет годом «массового» выхода операторов на рынок IP-TV. А к 2010 году общее число операторов IP-телевидения может превысить полсотни компаний. «В ближайшее время количество операторов, предлагающих IP-TV, резко возрастет, поскольку эту услугу предлагают в том числе и домовые сети. Но впоследствии ожидаются процессы укрупнения, в частности, поглощения крупными операторами региональных игроков», — отмечает Шелестенко.

IP-телевидение является сегментом рынка услуг платного телевидения, который в России до сих пор не преодолел 10-процентный барьер количества пользователей. Для массового характера платного телевидения есть ряд сдерживающих факторов, главными из которых являются высокая стоимость и непонимание пользователями преимуществ самой услуги. «По сути платное телевидение — это замещение стандартных развлечений. Например, виртуальный кинозал как альтернатива походу в кинотеатр. Операторам приходится это объяснять пользователю», — считает управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева.

Цена выхода на рынок IP-TV, по оценкам операторов, может составлять $0,5–1 млн. в зависимости от класса используемого оборудования. При этом инвестиции окупаются только в течение пяти лет.

Большинство операторов домовых сетей сегодня начинает включать в свои сервисы IP-TV. Но, по мнению директора по маркетингу компании «Новотелеком» (Новосибирск) Александра Ларьяновского, IP-TV используется операторами связи сегодня больше как маркетинговый инструмент, нежели как полноценный бизнес: «В Новосибирске IP-телевидение таковым станет ориентировочно только года через четыре, а сейчас его можно назвать лишь «кабельным телевидением в компьютере». Дело в том, что «настоящее» IP-TV подразумевает предложение множества интерактивных сервисов, которые приносят дополнительный доход оператору, таких как «видео по запросу» или «просмотр телепередач без рекламы«, и многое другое. Отечественные операторы обилием таких сервисов пока похвастаться не могут».

Помимо этого, полноценное коммерческое использование IP-телевидения затрудняет быстрая смена технологий. При выходе на рынок есть вероятность вложиться «не туда». По этой причине запуск «Электронным городом» сети IP-TV в коммерческую эксплуатацию, который должен был состояться в феврале текущего года, отложен еще на шестимесячный срок (в тестовом режиме IP-TV в сети существует с декабря 2005 года).

Ближайшие конкуренты

Специалист службы по связям с общественностью ОАО «Сибирьтелеком» Иван Хрусталев (IP-TV в коммерческой эксплуатации в сети этого оператора — с первого полугодия 2006 года) считает, что говорить о конкуренции операторов IP-TV пока не приходится — рынок еще очень далек от насыщения.

Операторы кабельного телевидения (КТВ) относятся к IP-TV настороженно. Новосибирский участник рынка КТВ, пожелавший остаться неназванным, заявил, что IP-TV и КТВ в принципе ориентированы на категории абонентов с разным уровнем дохода. Несмотря на то что абонентская плата за эти услуги сегодня в целом сопоставима, стоимость дополнительного устройства при подключении к цифровому ТВ (от 2,5 тыс. до 3,5 тыс. рублей), по его мнению, является существенным сдерживающим фактором для значительного числа абонентов.

Говоря о сверхдоходах от интернет-телевидения на Западе, участники рынка отмечают, что существенная стоимость этих доходов складывается от предоставления пользователям дополнительных сервисов за отдельную плату. В России, считают «кабельные провайдеры«, высокодоходных абонентов, готовых платить за допсервисы, немного. По этой причине Евгений Рябовол, руководитель пресс-службы компании «СТРИМ-ТВ» (московский провайдер IP-телевидения), определяет IP-TV как нишевую услугу для высокодоходных пользователей: «Нишевость этих услуг объясняется их высокой ценой. Оборудование для построения сетей с возможностью предоставления IP-TV может стоить в 2–3 раза дороже, чем оборудование для услуг «кабельное ТВ + Интернет«. Кроме того, правообладатели телеканалов четко делят услуги на »премиум«-класс и обычные. IP-TV они относят к первой категории, и стоимость контента для оператора IP-TV возрастает в несколько раз по сравнению с кабельным оператором».

Тем не менее операторы продолжают оглашать планы по развертыванию сетей, готовых к IP-TV. Крупный московский оператор «Мостелеком» объявил о начале модернизации уже существующей сети с тем, чтобы начать предоставлять в Москве услуги Triple Play. Но, несмотря на то что «Мостелеком» в существующем проекте ориентируется на IP-технологии, решение о запуске интернет-телевидения еще даже не принято.

«Сети «Мостелекома» старые, и, для того чтобы предоставлять новые услуги, требуется их модернизация, — рассказал «КС» руководитель департамента по связям с общественностью и маркетинга группы компаний «Национальные кабельные сети» и «Мостелекома« Борис Вергун. — Планируется предоставлять пользователям доступ к аналоговому телевидению и сетям передачи данных, вопрос об IP-телевидении будет решаться позднее. Мы рассматриваем такую возможность, но говорить об этой услуге пока рано. Тем не менее сеть обновляется таким образом, что при принятии решения о запуске IP-TV его легко можно будет осуществить».

Путь развития

В настоящее время, по словам аналитиков, доля IP-TV не превышает 1–2% от всего рынка платного телевидения. «Но эта цифра будет, несомненно, расти, поскольку IP-TV имеет априори выгодную позицию из-за возможности внедрения множества интерактивных сервисов. В то время как КТВ пока могут только увеличивать количество каналов и создавать виртуальные кинозалы», — считает Алексей Шелестенко.

На самом же деле на данном этапе развития IP-телевидения об интерактивности говорить не приходится. «Формат определяет владелец канала. Сегодня интерактивность как таковая в сетку вещания не включается. Поэтому интернет-телевидение у нас такое же, как и везде. Интерактивность во всем мире пока больше обсуждается, чем реализуется, потому что введение этого элемента сильно влияет на принцип организации работы канала в целом», — комментирует директор по развитию компьютерных сетей Academ.org (IP-TV в коммерческой эксплуатации — с 2005 года) Сергей Сидоров.

По словам участников рынка, сегодня операторы IP-TV стремятся сделать цену на эту услугу сравнимой со стоимостью обычного кабельного ТВ. «Вероятно, операторы IP-TV, стремясь сделать эту услугу массовой, не будут развивать интерактивную составляющую или стремиться предоставить пользователю большое количество телеканалов, поскольку все это существенно повысит цену. Вместо этого они сконцентрируются на максимальном снижении конечной стоимости для абонента, и IP-TV в этом случае по набору услуг будет мало чем отличаться от кабельного ТВ», — уверяет Евгений Рябовол.

Операторы IP-TV со своей стороны оспаривают такую версию развития событий. «Мы работаем над формированием привлекательного наполнения сети, но результаты этой деятельности будут видны только в 2007–2008 годах», — резюмирует Иван Хрусталев.

Ксения КАРТАШОВА


Comments are closed.

Так же в номере