Главная » Авто » За гранью возможного?

За гранью возможного?

За гранью возможного?

В отличие от многих предшествующих лет, 2013-ый год в сфере автобизнеса можно во многом считать годом дилера. Так, по собственному желанию многие авторитейлеры Сибири добровольно отказались от представляемых ими брендов. Пока одним из рекордсменов в этом «рейтинге» можно считать Ford – дистрибьютор марки в 2013 году потерял дилера в Новосибирске, Томске и Омске. В чем причина сложившейся ситуации, разбирался корреспондент «КС».

По данным АЕБ, за 10 месяцев 2013 года Ford продал 917 автомобилей в Новосибирске (-22%), 403 в Омске (-22%), 88 в Томске (-77%).

Ford столкнулся со сложной ситуацией с сибирскими дилерами еще в 2009-2010 годах. Правда на тот момент речь шла не о добровольных отказах авторитейлеров от партнерства с брендом, а о банкротстве региональных партнеров марки. Так, в Новосибирске под эту процедуру попал старейший и единственный дилер марки – «Автолэнд-Сибирь». В Омске – сразу 2 крупных игрока рынка – Автоцентр «Стайер» и «Сибпроммаркет» (работавший под брендом «Форд-Омск»), причем интересно, что оба были обанкрочены по иску одного кредитора – «НОМОС-банка». Случай Омска был примечателен и тем, что у Ford в городе были не просто полнофункциональные салоны, но и одни из самых крупных в СФО. Так, площадь шоу-рума дилерского центра «Форд-Омск» составляла на тот момент 3200 кв.м.

Сам Ford на тот момент также вполне отдавал себе отчет в том, что причина падения продаж кроется не в падении покупательской способности населения, а именно в уходе с рынка дилеров. Об этом «КС» весной 2012 года говорил тогдашний директор по развитию Ford в России Игорь Чикирис. Дистрибьютор был уверен, что успешность марки в регионе напрямую зависит от дилера, так как именно последний и создает ауру, условия, при которых люди покупают автомобили. На этом фоне Ford обвинял сибирских партнеров в нежелании продуктивно работать с брендом. «Слабый игрок всегда ищет для себя оправдание, мол, у нас обилие подержанных праворульных машин, новых японских иномарок. Но это чушь! Наши автомобили можно успешно продавать», — рассказывал «КС» Игорь Чикирис и приводил в пример дилеров в Иркутске и Красноярске, которым «аплодировал».

Впрочем, несмотря на то, что и в Новосибирске, и Омске в 2010-2011 годах у Ford появились новые дилеры, по факту они пробыли ими недолго. Уже сейчас можно говорить, что по сути Ford вновь столкнулся с той же проблемой. Весной 2013 года крупный новосибирский авторитейлер — ГК «СЛК-Моторс» — решил пересмотреть свой портфель брендов и оставить только те из них, которые имеют достаточную норму прибыли, и которые интересно развивать и дальше в регионе. Одним из итогов стал отказ от Ford.

В свою очередь в октябре прошлого года дилером марки перестала быть ГК «Евразия-Моторс» Ильи Фридмана. Сейчас компания, по словам ее представителей, осуществляет лишь сервисное обслуживание автомобилей Ford.

Наконец, в августе прошлого года дистрибьютор прекратил партнерство со своим единственным томским официальным дилером – «ММР-Авто». С того момента по настоящее время у Ford пока нет дилера в Томске. По словам менеджера по корпоративным коммуникациям Ford Sollers Натальи Рядинской, поиск кандидата в городе находится на финальном этапе. «Мы рассматриваем ряд заявок на открытие новых дилерских центров Ford и в других городах региона, но на сегодняшний момент не готовы делать публичных заявлений», — пояснила «КС» Наталья Рядинская.

Сами сибирские дилеры по-разному относятся к Ford и качеству его взаимодействия с дилерами. Так, соучредитель одного из крупных восточносибирских авторитейлеров не видит поводов для опасений и вполне доволен маркой. «На мой взгляд, у Ford все в целом нормально. Дистрибьютора отличает предсказуемость, системность, у него понятные правила игры, а в его действиях есть логика. Из минусов, — уже давно нет нового Mondeo, ослабил позиции пикап Ranger. Тем не менее, у Ford внятные цены на запчасти, нет давления по плану продаж, есть план производства, есть переменная маржа. У некоторых других брендов ничего из этого нет. Поэтому мы довольны Ford», — поясняет собеседник «КС».

Впрочем, далеко не все крупные игроки рынка разделяют такую позицию. «Дистрибьюторы не хотят работать «над собой» и живут в каких то «напланированных реальностях». Впереди всех как раз Ford. Быстрее наступит глобальное потепление, чем Ford задумается о своем дилере, или хотя бы один дилерский центр реально сработает в «плюс»! При первой же нестабильности региональные партнеры марки вновь могут «упасть» первыми», — предрекает гендиректор и соучредитель одного из крупных сибирских дилеров на условиях анонимности.

С такой позицией отчасти солидарны и другие авторитейлеры. Так, Гендиректор ГК «СЛК-Моторс» Наталья Жданова в одном из последних интервью говорила, что Ford в своей региональной политике не учитывает интересы дилера и особенности локального рынка. Она также ссылалась на неоправданно большое количество дилеров Ford в городе и напоминала о ситуации, когда в условиях падения авторынка при двух работающих дилерах в Новосибирске дистрибьютор заявил о третьем с мотивацией «Рынка на всех хватит». «Некоторые горячие головы умудряются открывать новые дилерские центры, и это при том, что продажи в России у Ford упали на 20%. О чем думают эти инвесторы, не понятно. Очевидная безграмотность ведения бизнеса, которая потом заканчивается такими вот закрытиями дилерских предприятий, от которых все несут потери», — сетует еще один авторитейлер.

«Некоторые горячие головы умудряются открывать новые дилерские центры, и это при том, что продажи в России у Ford упали на 20%»

Некоторые участники рынка отчасти разделяют мнение коллег, но с пониманием относятся к ситуации. «Многим дилерам действительно были поставлены завышенные планы, которые Ford обычно не пересматривает, даже если это очевидно. Из-за невыполнения планов дилеры не получают бонусы, и поэтому сталкиваются с низкой маржой. В свою очередь планы завышались из-за механизма постановки задач. Европа давит на Москву, а столичные боссы перекладывают это на дилеров. Если дилеру удается отстоять свое видение, то план может быть реалистичным, а если нет, то последний вынужден правдами и неправдами распродавать стоки, давать скидки, нести убытки, в том числе серьезные затраты по процентам банка», — поясняет топ-менеджер одного из сибирских дилеров Ford. Текущую ситуацию он оценивает как временную.

Стоит отметить, что совсем недавно, в конце прошлого года, в Ford произошли важные кадровые перемены. На позицию директора по продажам и развитию дилерской сети был назначен известный в автомобильных кругах топ-менеджер Владимир Дукельский. Ранее он занимал руководящие должности у различных дистрибьюторов, в частности являлся управляющим директором KIA Motors RUS и главой Porsche Russland. Ожидается, что его приход должен выправить ситуацию. «Мы на это очень надеемся. По крайней мере, сейчас, наверное, впервые за всю историю, Ford выставил своим дилерам реалистичные планы, и у нас, наверное, впервые наш внутренний бизнес-план совпал с планом Москвы», — радуется один из опрошенных «КС» авторитейлеров.

Сам Владимир Дукельский пояснил «КС», что дилерам и дистрибутору необходимо еще более плотно сотрудничать по всем вопросам, а для дилеров ключом к успеху является качество внутренних процессов и работа с персоналом.

С такой позицией согласны и на рынке. «Времена «дешевого Фокуса» давно закончились. Сегодня линейка Ford — современная и очень продвинутая. Продавать ее нужно умеючи, особенно в условиях жесточайшей конкуренции и на падающем рынке. Ford должен работать совместно с дилерами над улучшением их внутренних процессов», — пояснил «КС» участник рынка, близкий к дистрибьютору.

Впрочем, несмотря на назначение Владимира Дукельского некоторые авторитейлеры по-прежнему все же настроены скептически, и оглядываясь на опыт взаимодействия с KIA, где ранее работал топ-менеджер, считают, что ждать от назначения нечего.

В заключение стоит отметить, что ситуация, описанная дилерами, складывается на текущий момент со многими автомобильными брендами, если не с абсолютным большинством из них. «КС» призывает автодилерское и дистрибьюторское сообщество к диалогу на страницах газеты и портале. Свои комментарии и отзывы вы можете оставить под данным текстом, либо присылать на почтовый ящик.



Comments are closed.

Так же в номере