Главная » Спецвыпуск » "Бизнесмен часто сам мешает своему бизнесу"

«Бизнесмен часто сам мешает своему бизнесу»

Омская компания «МИЭЛЬ-недвижимость» — одна из немногих риэлтерских фирм в Сибири, работающих по франшизе. Ее руководство считает, что франчайзинговые отношения с одной из крупнейших российских компаний дают возможность развиваться наиболее эффективно. Гендиректор омской «МИЭЛЬ», президент Сибирской межрегиональной палаты оценщиков ПАВЕЛ КРУЧИНСКИЙ рассказал обозревателю «КС» ЕЛЕНЕ ЕРМОЛАЕВОЙ о своем подходе к делу: создании устойчивой компании и диверсификации, которая позволяет бизнесу быть более устойчивым.

Павел Кручинский родился 12 апреля 1965 года на Украине. Среднюю и музыкальную школу по классу баяна окончил в Казахстане. Высшее образование получил в Омском институте инженеров железнодорожного транспорта.

«Локомотивные нотки»

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Начнем с вашего образования. Оно далеко от сферы недвижимости…

— Зато атмосфера транспортного вуза выработала во мне «локомотивные нотки». Студенческие годы провел активно, много ездил в стройотряды — кстати, уже тогда понял, насколько неэффективно организовано было строительство при социализме, как расточительно использовались ресурсы.

— А первое место работы?

— Еще будучи студентом стал комендантом общежития. Тогда было актуально развивать студенческое самоуправление. Общежитие было многонациональным, поэтому частенько приходилось улаживать конфликтные ситуации. Затем победил на выборах секретаря комитета комсомола института и два года работал на этом месте. А когда началось кооперативное движение, перешел в Центр научно-технического творчества молодежи «Альтернатива», мы занимались разработками приборов и оборудования по заказу железной дороги. После, когда поток заказов иссяк, как и многие в то время, мы занялись торговлей. Помогло то, что раньше я жил в Казахстане: остались знакомства, связи. Поэтому наш центр занялся организацией поставок мебели, бытовой техники из Омской области в Казахстан. Одними только музыкальными инструментами снабдили около 20 творческих коллективов Домов культуры. Именно в кооперативном движении я получил первый успешный опыт предпринимательства.

Затем перешел на работу в торговый дом «Сибвест», на должность директора центра торговли и аукционов. Это была социально ориентированная работа. Мы организовывали и проводили аукционы по продаже товаров из Германии. Заработанные деньги шли на поддержку детских домов и домов престарелых.

— С какого момента ваша работа стала связанной с рынком недвижимости?

— В 1992 году, когда начал формироваться рынок недвижимости, в торговом доме «Сибвест» я возглавил соответствующее направление. Так что в теме недвижимости я уже 11 лет. В 1995 году выступил соучредителем компании «Ледон Риэл Истейт» и три года занимал пост одного из руководителей этого агентства недвижимости. Но в компании было несколько учредителей, поэтому в 1997 году мы с Владимиром Анисимовым — моим коллегой и основным партнером все эти годы — решили основать собственное агентство. И выбрали для этого московскую марку «МИЭЛЬ».

Московское агентство «МИЭЛЬ-недвижимость» является одним из крупнейших в России и насчитывает более 20 офисов. На основании франчайзингового соглашения под торговой маркой «МИЭЛЬ» работают компании в Омске, Новосибирске, Барнауле.

Стать частью национального брэнда

— Как пришла мысль о франчайзинге?

— Еще летом 1996 года на Конгрессе по недвижимости в Москве мы познакомились с Григорием Куликовым, руководителем московской компании «МИЭЛЬ-недвижимость». Он выступал с докладом и произвел очень сильное впечатление своей открытостью, доброжелательностью и профессионализмом. Осенью того же года Куликов приехал в Омск по делам, и мы снова встретились. Нужно отметить, что до того момента в московской компании «МИЭЛЬ-недвижимость» никто не думал о том, чтобы дать кому-то франшизу, это была целиком наша инициатива. Григорий Львович согласился…

— На каких условиях?

— Условий было три, и они полностью соответствовали нашим целям: быть ведущей компанией на рынке, использовать уникальные стандарты компании «МИЭЛЬ», вести бизнес на основе этичных отношений с клиентом.

— Выгодно быть частью известного брэнда?

— Конечно, это дает определенные преимущества. Во-первых, нам очень нравится само название «МИЭЛЬ», оно удачное. Во-вторых, нас привлекает харизма Григория Куликова, его талант руководителя и бизнесмена. В целом же франшиза дает возможность перенимать опыт у крупного столичного «продвинутого» коллектива, иметь доверительные отношения с московскими коллегами и открытый доступ к опробованным технологиям. Изучая опыт московских коллег, мы видим, что сегодня применимо в Омске, а что можно применить в ближайшем будущем, заглядываем в свой завтрашний день.

— Однако, переняв технологии, можно, наверное, уже и отказаться от франчайзинга, сэкономить деньги…

— Это было бы недальновидно. Не исключено, что в других областях бизнеса все меняется не так быстро, и можно все отладить раз и навсегда. А рынок риэлтерских услуг постоянно находится в динамике… Процесс обучения непрерывен, и то, что делают столичные лидеры, а это квинтэссенция международного опыта, — тоже непрерывный процесс.

— Как рассчитываются платежи по франшизе?

— Ежемесячный платеж, фиксированная сумма, в нашем случае носящая символический характер. Это абсолютно не тяготит нашу компанию. В бизнесе ведь сам брэнд является зачастую главной ценностью компании. Есть вещи, которые измеряются не только деньгами, или вообще ими не измеряются.

— Помогает ли в достижении успеха франчайзинговая схема?

— Скажу прямо: франчайзинг — не волшебная палочка. На достижение результата влияют несколько моментов. Первый — это выбор партнера по бизнесу. Мне очень повезло, мы с Владимиром Анисимовым прекрасно дополняем друг друга. Кроме того, нам удается поддерживать структуру компании со множеством «точек опоры» — руководители подразделений, менеджеры и юристы нашего предприятия имеют право и способны принимать управленческие и профессиональные решения.

«Многопоплавковая» структура

— Что такое сегодня омская компания «МИЭЛЬ»?

— Омская «МИЭЛЬ» — крупнейшее агентство недвижимости за Уралом (численность персонала компании — 200 человек). Фактически компания является холдингом: она состоит из пяти подразделений по работе на вторичном рынке, двух отделов коммерческой недвижимости, два отдела предоставляют услуги по аренде жилья, отдел новостроек, отдел «VIP-сервис». Кроме того, в структуру входит сервейинговая компания «Элеон», которая занимается профессиональным управлением недвижимостью, оценочная компания «МИЭЛЬ» и Сибирская академия бизнеса (образовательное учреждение, которое готовит риэлтеров, оценщиков, проводит тренинги профессионального и личностного роста, семинары и конференции на уровне не только Омска, но и Сибири и всей России).

— Какова доля рынка «МИЭЛЬ» на омском рынке недвижимости?

— Доля меняется в зависимости от сегмента рынка и от применяемых критериев. Если брать в среднем, то, по моим оценкам, она составляет порядка 12%.

— Вы упомянули, что в холдинге «МИЭЛЬ» есть структура, которая занимается сервейингом. Это направление пока является новым для сибирского рынка недвижимости.

— Абсолютно верно: новое, перспективное и интересное. Но сервейинг, то есть комплексное управление недвижимостью, только начинает прокладывать свой путь. С советских времен и по сей день очень многие объекты недвижимости управляются неэффективно, и это касается не только Омска. Их собственники и балансодержатели могли бы получать более высокий доход, передав «штурвал» в руки управляющей компании. Однако пока российские владельцы недвижимости не вполне готовы к этому. Они считают, что справятся с этим бизнесом, отдельным и весьма специфичным, самостоятельно — даже если обращение к профессиональным управленцам могло бы повысить их доходы. Тем не менее время сервейинга придет.

— Деятельность вашей компании весьма разнообразна. Каковы цели такой диверсификации?

— Мы стремимся создать «многопоплавковую» бизнес-систему. Ее главное отличие не только в том, что элементы могут существовать самостоятельно, могут дополнять друг друга; они могут и «спасать» систему в критические моменты: если на каком-то направлении работы по тем или иным причинам происходит сбой, система не «утонет», она удержится и будет жить, будет работать. Этот подход я считаю более надежным.

Кстати, наше внимание к сервейингу связано еще и с тем, что именно это направление обладает большей стабильностью, лучше прогнозируется, лучше бюджетируется. Но, в конце концов, все, чем занимается «МИЭЛЬ», — «родственные» рыночные ниши, связанные между собой направления. Поэтому, если мы чувствуем в себе силы и у нас есть эффективная команда, то почему бы этим всем не заниматься? Ведь это нужно нашим клиентам или понадобится в ближайшем будущем.

— Для риэлтерских компаний проблема кадров является одной из важнейших. Как решается вопрос с подбором персонала в компании «МИЭЛЬ»?

— Риэлтер должен быть личностью, человеколюбивой и нацеленной на успех. Это обязательные качества, но, к сожалению, они присущи не всем. Поэтому приходится много времени и сил тратить на подбор персонала, на создание и поддержание команды. В частности, из 7-8 кандидатов, прошедших в нашей компании собеседование, только один становится стажером. В течение первого года из стажеров остается не более 70%. И это естественный отбор. В «МИЭЛЬ» он еще и очень строг, продиктован как спецификой деятельности, так и нашими стандартами работы.

Глава оценщиков

— Несколько лет вы являлись председателем регионального отделения Российского общества оценщиков. Недавно избраны президентом Сибирской межрегиональной палаты оценщиков (СМПО), которая существует с мая 2003 года. Что вам дает общественная работа?

— Через общение с коллегами из других регионов она дает возможность не только более масштабно понимать проблемы оценочного бизнеса, но и на региональном и федеральном уровнях влиять на выстраивание корректных отношений с контролирующими органами. Речь идет о важнейших процессах — отработке методики, разработке стандартов оценочной деятельности.

— Какие функции выполняет президент СМПО?

— Прежде всего это координация деятельности региональных некоммерческих партнерств по оценке. Уже сегодня в СМПО входят союзы из Новосибирска, Томска, Кемерова, Алтайского края, Омска, Красноярска. Для повышения квалификации наших сибирских специалистов, унификации методик и подходов к оценке нам необходимо проводить совместные мероприятия и расширять географию СМПО, привлекать к этой работе новые регионы, в том числе оценщиков Иркутска и других городов. Также планируется проведение международного форума по оценке, на который будут приглашены европейские и американские оценщики. Зарубежные специалисты по оценке прошли большой путь, и многие их технологии уже пора перенимать и адаптировать к нашим условиям. Мы сможем «из первых уст» узнать о новых методах работы.

— Как долго вы планируете занимать пост руководителя СМПО?

— Согласно Уставу СМПО, президент меняется ежегодно. Я вообще уверен, что оптимальный срок, который руководитель общественной организации должен находиться на своем посту, — один-два года. Иначе начинают «замыливаться взгляд», уже не видно перспективы и стратегии. Это позволяет и заставляет активизировать свой потенциал, что для общественной организации чрезвычайно важно.

Помимо руководства СМПО, я вхожу в координационный совет Омского областного союза предпринимателей. Общение с представителями разных отраслей бизнеса обогащает новыми идеями, позволяет выходить за рамки мышления в одной профессиональной плоскости, расширяет круг общения с людьми, которые достигли значительных успехов своим трудом и способностями. Кроме того, у омских предпринимателей также есть общие задачи, которые необходимо решать, и я считаю необходимым участвовать в этих процессах.

Есть еще одно сообщество, философию которого я с недавнего времени разделяю. Побывав в этом году в США, я познакомился с деятельностью Ротарианских клубов. Там это движение очень популярно и авторитетно — как среди деловых кругов, так и культурных и властных структур. Эти клубы не только объединяют людей и придают новый импульс развитию деловых связей, но и решают такие глобальные вопросы, как, например, финансовая поддержка социально значимых проектов. В частности, Омский Ротари-клуб, в который я теперь вхожу, помогает детскому приюту и участвует в других общественно полезных мероприятиях.

Основа бизнеса — предприимчивость

-Как вы оцениваете условия, в которых работает сейчас российский бизнес?

— Условия для развития российского бизнеса я не могу назвать идеальными. Однако любой бизнес основан на предприимчивости человека. Тот, кто креативно подходит к реализации своих проектов, изучает опыт коллег, — добивается положительных результатов. Сегодня успешны этакие «непоседы».

— Что мешает более динамичному развитию российского бизнеса?

— Я бы сказал, что сам бизнесмен мешает своему бизнесу. Это больше внутренние проблемы, чем внешние. Человек, пусть сто раз предприимчивый, мешает себе зауженными рамками своего менталитета. Он мешает себе своей низкой бизнес-культурой. Это неосознанное самоограничение, какая-то «псевдокрутость», когда мы ищем виноватых в ком угодно, а сами не можем понять, что причины неудачи — в том, что мы сами не хотим чего-то понять, не хотим учиться, не хотим расти Поэтому мы обвиняем власти, нечистых на руку «партнеров», кого угодно, а сами (особенно ярко это видно на примере рынка коммерческой недвижимости) только и думаем о том, чтобы кого-то элементарно «кинуть», не выполнить обязательства. С таким подходом нет будущего. Выход — интегрирование и изучение опыта, в первую очередь зарубежного, ну и, конечно, передового отечественного.

— Каковы перспективы развития оценочного бизнеса в России?

— С 1 октября 2004 года планируется отмена лицензирования оценочной деятельности. Государство, принимая закон о саморегулируемых организациях, в одностороннем порядке снимет контроль и передаст его в руки самих же оценщиков. Это совершенно новый подход, который еще не испытан нами. Это будет своего рода экзамен на зрелость, на профпригодность, если хотите. Конечно, это коснется и других профессий, но для оценщиков это будет очередной эпохой перемен.

Находиться в движении

— Как вы бы сформулировали свою собственную миссию?

— Сделать так, чтобы те, кто меня окружает, были счастливы. И не останавливаться на достигнутом, всегда открывать новые горизонты.

— Как отдыхаете?

— Огромное удовольствие испытываю от рыбалки. В этом году мы с друзьями рыбачили в Новосибирской области, на озере Чаны, на реке Чулым, а также в Казахстане. Мое личное достижение — поймал пятикилограммовую щуку в прошлом году. Кстати, я вообще очень люблю выезжать на природу, например, в деревню к родителям. Помогаю им картошку сажать — что-то в этом есть Также люблю отдыхать с книжкой в руках, хотя времени хватает, конечно, в основном только на специализированные журналы по менеджменту, деловую прессу.

Недавно пристрастился к зимней бане с прорубью. Из активных видов отдыха предпочитаю бег, в этом году пробежал полумарафон. Хожу в тренажерный зал.

— Какие планы на будущее относительно вашей компании «МИЭЛЬ-недвижимость»?

— Как любой руководитель я лелею мечту построить самоналаживающийся бизнес.

Елена ЕРМОЛАЕВА


Comments are closed.

Так же в номере