Главная » ИТ » Сотовая ревизия

Сотовая ревизия

Федеральное информационно-аналитическое агентство TelecomDaily провело в 5 крупных городах Сибири независимое исследование качества услуг голосовой связи всех сотовых операторов. По данным TelecomDaily, наилучшие итоги продемонстрировали «Билайн» и TELE2. Также отличился и «Ростелеком», представленный среди городов исследования только в Барнауле, однако продемонстрировавший там очень высокие результаты. Сами сотовые операторы по-разному реагируют на итоги исследования – от признания результатов до полного недоверия и констатации происков конкурентов.

«Тест-драйв» радиопокрытия всех сотовых операторов силами независимого федерального агентства в городах Сибири проводился впервые, однако по словам представителей TelecomDaily, будет проводиться на периодической основе. Тестирование проводилось на автомобиле, оборудованном измерительными комплексами TEMS Investigation фирмы Ericsson и сканером PCTEL Seegull LX. Автомобиль проехал по основным улицам Новосибирска, Омска, Кемерово, Томска, и Барнаула, охватив как наиболее густонаселенные районы, так и окраины городов. В Новосибирске тестирование проводилось более 5 часов, а протяженность маршрута составила более 150 км. Для определения качества услуги голосового вызова использовались специальные телефоны, входящие в состав измерительного комплекса, которые совершали звонки на номера автоответчиков продолжительностью 60 секунд (примерно столько длится и средний разговор у обычного мобильного абонента) с интервалом в 30 секунд. Сим-карты всех четырех операторов связи покупались «на месте».

Аналитики TelecomDaily исследовали индекс качества передачи речи SQI (расчетный интегральный показатель, математически моделирующий субъективное восприятие абонентами четкости, разборчивости и естественности передачи голоса), качество приема RQ (отражает уровень помех в канале, вызывающих проблемы при разговоре – от «металлического» призвука в речи собеседника до выпадения отдельных слогов, слов, а также самопроизвольного прерывания разговора) и уровень напряженности поля RxLev (то, что показывают индикаторы уровня сигнала в сотовых телефонах в виде «палочек»).

Новосибирск

По результатам исследования в Новосибирске, аналитики TelecomDaily констатировали, что ситуация с качеством связи в столице Сибири близка к среднероссийской. В частности все операторы укладываются в требования лицензии, но разница между качеством связи у них весьма существенна.

В целом согласно данным TelecomDaily, по качеству передачи речи лидирует «Билайн», второе место занимают «МегаФон» и TELE2, а МТС проигрывает из-за того, что при наличии большого количества помех в эфире оператор часто использует устаревший голосовой кодек (примечание «КС»: устройство для кодирования и компрессии звука,
необходимое для более эффективной и безопасной его передачи) GSM EFR, отличающийся более низкой помехоустойчивостью по сравнению с более современными кодеками AMR, применяющимися на сетях других операторов. В самой МТС, по данным «КС», сознательно используют именно кодек EFR, так как в условиях высокой плотности частот и достаточно высокой интерференции AMR работает хуже используемого кодека EFR.

Что касается доступности сервиса, то в этой категории лидируют «Билайн» и TELE2 — это два оператора в Новосибирске, в сетях которых не было зафиксировано ни одной ситуации невозможности совершить вызов по причине локальной перегрузки сети. На втором месте по доступности находится МТС, где была зафиксирована одна неудачная попытка, а вот «МегаФону», по мнению TelecomDaily, следует вплотную заняться устранением интерференции в ряде «проблемных» мест.

Наконец, по стабильности соединений на первом месте TELE2 – в этой сети аналитики не выявили ни единого обрыва связи, на втором месте – «Билайн», на третьем – «МегаФон» и МТС. По словам представителей TelecomDaily, в сети МТС происходит слишком много непродуктивных переключений между базовыми станциями, что вызвано высокой загрузкой сети, поэтому вероятность обрыва связи во время разговора здесь выше. В свою очередь у «МегаФона» причиной обрывов является интерференция, которую можно устранить работами по оптимизации сети.

Среди особенностей Новосибирска представители TelecomDaily обратили внимание на проблемы с качеством связи при проезде на мостах через Обь, возникающие в связи с интерференцией (наложением друг на друга сигналов от нескольких базовых станций). В этой связи в TelecomDaily отмечают, что при переезде с одного берега на другой проблемы возникали у всех операторов «большой тройки», но при этом хорошо показал себя TELE2.

Омск

В TelecomDaily считают Омск образцово-показательным городом, мотивируя это тем, что такого высокого качества голосовой связи нет ни в одном другом городе России, где проводилось исследование. Тем не менее, некоторые сети, по мнению аналитиков, требуют дополнительной оптимизации для более эффективной работы.

Согласно данным аналитиков, по качеству передачи речи в городе лидируют TELE2 и «МегаФон», а за ними располагаются «Билайн» и МТС.

В отличие от Новосибирска, по доступности сервиса лидирует МТС – не зафиксировано ни одной ситуации невозможности совершить вызов по причине перегрузки сети. Остальные три оператора делят второе место. Наконец, по стабильности соединений «МегаФон», МТС, и TELE2 делят первое место, а на последнем месте располагается «Билайн».

Томск

Региональной особенностью Томска является то, что в городе очень много молодежи – активных пользователей услуг сотовой связи, из-за чего загруженность сетей находится на достаточно высоком уровне.

Тем не менее, по качеству передачи речи вновь лидирует «Билайн», второе место занимает МТС, третье – «МегаФон», а вот TELE2 занимает последнее место, так как практически везде использует специальный более экономичный кодек AMR-HR. Этот уплотненный кодек позволяет увеличить емкость сети в 2 раза, то есть, или подключить в 2 раза больше абонентов, или позволить им разговаривать в 2 раза активнее без
инвестиций в строительство новых базовых станций. Однако разумеется, как отмечают в TelecomDaily, «уплотненный» в 2 раза голос слышен уже не так естественно, и именно поэтому оператор и занимает последнее место.

По доступности сервиса лидируют МТС и «Билайн», — в частности в сетях обоих операторов не было зафиксировано ни одной ситуации невозможности совершить вызов по причине локальной перегрузки сети. На втором месте по доступности располагается TELE2, где одна неудачная попытка была вызвана интерференцией: наложением друг на друга сигналов от нескольких базовых станций. А вот «МегаФону» по мнению TelecomDaily, следует расширять емкость сети активнее других.

По стабильности соединений у аналитиков к «большой тройке» претензий не возникло, у TELE2 же зафиксирован один обрыв связи. В остальном же в сети TELE2 из-за большой емкости сети не было неудачных переключений между базовыми станциями, а само число переключений минимально, что значительно снижает вероятность обрыва связи в движении и эту сеть можно считать наиболее надежной.

Кемерово

Наилучший результат по качеству передачи речи в Кузбассе показал «Билайн», сразу за ним с небольшим отрывом следуют МТС и TELE2, разница между которыми лежит в пределах погрешности измерений. «МегаФон» практически везде использует более экономичный уплотненный кодек AMR-HR, что позволяет компании увеличить ресурс сети, поэтому занимает последнее место.

По доступности сервиса также лидирует «Билайн» — единственный оператор в Кемерово, в сети которого аналитики не зафиксировали ни одной ситуации невозможности совершить вызов по причине перегрузки сети. На втором месте по доступности – МТС, на третьем – «МегаФон», а вот TELE2, по мнению TelecomDaily, следует расширять емкость сети активнее других, чтобы поспевать за притоком новых абонентов, привлеченных доступными ценами.

По стабильности соединений TELE2 и МТС делят первое место, а «Билайн» и «МегаФон» занимают второе место. Последним двум операторам аналитики советуют оптимизировать сеть для устранения интерференции.

Барнаул

Довольно неожиданными можно считать результаты по Барнаулу, где не представлен TELE2, но присутствует «Енисейтелеком» («Ростелеком»). Государственному оператору удалось показать в регионе существенно более хорошие результаты, чем «большой тройке».

Так, «ЕнисейТелеком» лидирует по качеству передачи речи. За ним следует «МегаФон», МТС, а замыкает «четверку» «Билайн». Причиной проигрыша «Билайна» является практически повсеместное использование более экономичного уплотненного кодека AMR-HR, что позволяет компании увеличить ресурс сети.

По доступности сервиса лидирует «Билайн», что как раз является следствием работ по увеличению ресурса ценой снижения качества передачи речи. Так, «Билайн» является единственным оператором в Барнауле, в сети которого не было зафиксировано ни одной ситуации невозможности совершить вызов по причине перегрузки сети. На втором месте по доступности – «Енисейтелеком», на третьем – «МегаФон» и МТС.

По стабильности соединений лидирует «Енисейтелеком», на втором месте – МТС, на третьем «Билайн», на четвертом – «МегаФон», которому следует оптимизировать сеть для устранения интерференции о которой мы уже упомянали выше.

Участники рынка оценивают исследование

Опрошенные «КС» операторы «большой тройки» крайне скептически относятся к итогам исследования TelecomDaily, отмечая, что оно не отражает реальной картины на рынке. Так в МТС считают, итоги исследования носят субъективный характер. «Качество связи МТС в Новосибирске полностью отвечает установленным международным стандартам качества подвижной радиотелефонной связи, что подтверждается регулярными мониторингами», — уверяют в «МТС-Сибирь».

«В мероприятии, проведенном TelecomDaily, наша компания участия не принимала, маршрут движения мы не видели, равно как и его результатов. За последнее время прошло достаточно много подобных исследований, все они проводились разными компаниями, по разной методике. Но я думаю, что потребители в принципе более склонны доверять собственному опыту и мнению друзей и близких. Мониторинг качества нашей сети ведется постоянно в режиме реального времени, существует множество инструментов сбора статистики и ее анализа», — поясняет руководитель службы по связям с общественностью Сибирского региона "ВымпелКом" Наталья Рыжкова.

Опрошенные в «КС» операторы сетуют на то, что для объективной оценки качества связи в Новосибирске аналитикам необходимо было сделать почти в 10 раз больше вызовов. «Когда мы проводим аналогичные измерения, делается объезд не менее 95% территории города, на что уходит не менее 3-х суток, включая ночные измерения. Стандартно это не менее 1000 тестовых звонков длительностью 120 секунд каждый. Подобные измерения проводятся на регулярной основе и впоследствии анализируются. Поэтому выводы, которые делаются в результате исследования, никак не могут отражать объективной картины о качестве сети», — отмечает директор по связям с общественностью Сибирского филиала «МегаФон» Павел Ларин.

Кроме того, возникает вопрос о том, какие показатели и параметры являются ключевыми для абонентов. Так, один из операторов в разговоре с «КС» поставил под сомнение довод о том, что число переключений между базовыми станциями влияет на качество связи для абонентов, мотивируя это тем, что большое количество переключений позволяет более эффективно использовать канальные ресурсы соседних базовых станций и минимизировать количество блокировок.

Некоторые участники считают, что для оценки качества связи нужно использовать более сложные показатели. В качестве обоснования своей позиции операторы приводят тот факт, что индекс SQI, как было сказано ранее, представляет собой лишь математический прогноз того, какой бы была оценка, если бы передавались реальные образцы речи. В этой связи операторы «большой тройки» рекомендуют обращаться к другим, более сложным показателям, в частности индексам MOS или PESQ, ключевыми особенностями которых является то, что они считаются на основе передачи реальных речевых образцов. Вместе с тем, по их словам, оборудование для оценки таких показателей является дорогостоящим, поэтому по понятным причинам независимые агентства не могут себе позволить его использование.

Впрочем, справедливости ради, не все участники рынка не согласны с итогами исследования TelecomDaily. «Для нас результаты исследования TelecomDaily не были сюрпризом. Наши специалисты более 2 лет работают над качеством сети, и наша техническая сеть прирастает на 50% каждый год», — пояснил коммерческий директор «TELE2 Новосибирск» Павел Королев. По его словам, исследование показало, что в целом у всех 4 операторов в Новосибирске на сегодняшний день примерно одинаковый уровень сети.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Редакция «КС» попросила прокомментировать сотовых операторов свои наиболее проблемные точки, выявленные в исследовании TelecomDaily.

Наталья Рыжкова, руководитель службы по связям с общественностью Сибирского региона ОАО «ВымпелКом»:

— Исследование TelecomDaily выявило у «Билайна» большое количество неудачных переключений между базовыми станциями в Барнауле (в сравнении с конкурентами). Так ли обстоит ситуация, по вашим данным? Если да, то с чем, на Ваш взгляд, это может быть связано?

— Небольшое количество неудачных переключений имеет место быть в связи с достаточно высокой нагрузкой сети. По замерам технических специалистов компании, которые проводились этим летом на территории Барнаула, Бийска и Горно-Алтайска, из 415 попыток соединения только в 16 случаях (менее 4%) имели место быть неудачные переключения.
Однако если взглянуть на данный вопрос глазами абонента, надо отметить, что неудачное переключение не ведет к прерыванию разговора. Большинство из абонентов это неудачное переключение попросту не замечают.

— Исследование также выявило у «Билайна» более низкий, чем у других двух операторов «большой тройки», показатель SQI по Барнаулу. Так ли обстоит ситуация, по вашим данным? Если да, то с чем, на Ваш взгляд, это может быть связано?

— Сама методика SQI, по мнению многих экспертов, не является показателем качества речи и не отражает реальную картину в связи с чрезмерной «математичностью». Поэтому она и не получила распространения. Для оценки именно качества передачи речи во всём мире используются другие методики и другие стандартные показатели, например PESQ. Технически для этого требуется специальный дорогостоящий программно-аппаратный комплекс, например QVoice. В связи с высокой стоимостью данного оборудования замеры качества связи на территории нашего края на данный момент не проводились.

Информация о «практически повсеместном использовании» компанией более экономичного уплотненного кодека AMR-HR в Барнауле, не соответствует действительности. Данный кодек используется в крае частично на ряде базовых станций исключительно в случае ограниченных возможностей транспортной сети. Однако мы постоянно проводим работы по увеличению пропускной способности транспортной сети и минимизации использования уплотненного кодека AMR-HR.

Вадим Скрипник, региональный управляющий директор «TELE2 Томск»:

— Исследование TelecomDaily выявило у TELE2 гораздо более низкий, чем у операторов «большой тройки», показатель SQI по Томску. Так ли обстоит ситуация по вашим данным? Если да, то с чем, на Ваш взгляд, это может быть связано?

— По нашим данным, качество связи TELE2 сегодня соответствует средним показателям операторов по рынку. Если говорить в целом об исследовании TelecomDaily, то у нас нет причин не доверять результатам исследования. Если посмотреть карты, то мы видим, что на большей части маршрута у TELE2 показатель SQI обозначен как «хорошо», в то время как у «большой тройки» — отлично. Однако эту разницу уловило высокотехнологичное оборудование. По заверению технических служб, абоненты не чувствуют разницу между «хорошо» и «отлично».

Максим Болсунов, технический директор «TELE2 Кемерово»:

— Исследование TelecomDaily выявило у TELE2 большое количество блокировок по Кемерово (в сравнении с конкурентами). Так ли обстоит ситуация по вашим данным?

— Если оценивать результаты в целом по Кузбассу, сеть TELE2 показала достойные результаты. Так, TELE2 оказался на первом месте по показателю стабильности соединений, а также одним из лучших по уровню качества передачи голоса. Только по одному показателю — доступности сети — TELE2 занимает четвертое место. В процессе измерения данного показателя в качестве номера, на который осуществлялись тестовые звонки, использовались информационно-справочные номера операторов, участвовавших в «тест-драйве». Однако короткие номера «большой тройки» находятся на платформах, расположенных в Сибири. Наш колл-центр расположен в Челябинске. Возможно, дозвоны через операторов дальней связи до Челябинска внесли дополнительные элементы в тракт прохождения сигнала. Мы сейчас подробно анализируем этот вопрос, а также результаты драйв-теста в целом, чтобы точно сказать о характере тех «блокировок», которые зафиксировали специалисты TelecomDaily. В любом случае, текущие и потенциальные абоненты могут быть уверены в том, что процесс развития сети идет как в плановом режиме, так и на основе обращений наших абонентов и результатов независимых исследований.

Павел Ларин, директор по связям с общественностью Сибирского филиала ОАО «МегаФон»:

— В исследовании TelecomDaily перечислены места, где наиболее остро стоит проблема интерференции у «Мегафона». Насколько эта проблема действительно актуальна для «Мегафона»? Как можете прокомментировать ситуацию?

— Интерференция — это неизбежное явление в работе сетей любых операторов, которое мы минимизируем еще на стадии радиопланирования, и окончательно устраняем ее в результате оптимизации после начала эксплуатации. По результатам наших собственных измерений, в ходе которых мы также видим картину по другим компаниям, уровень интерференций у «МегаФона» не хуже, чем у наших конкурентов.

Мы еще раз повторяем, что полученные TelecomDaily значения никак не отражают объективной картины ни по одному из операторов.

— Исследование TelecomDaily выявило более низкий, чем у других двух операторов «большой тройки», показатель SQI по Кемерово. Так ли обстоит ситуация по вашим данным? Если да, то с чем это может быть связано?

— При этом исследование TelecomDaily выявило, что в Барнауле и Омске SQI «МегаФона» лучший среди операторов «большой» тройки, а в Новосибирске по показателю SQI «МегаФон» находится на втором месте. Какие можно из этого сделать выводы?



Comments are closed.

Так же в номере