Главная » Экономика » С выходом на обход

С выходом на обход

Сибирские дорожники, запустив в прошлом году Северный объезд, приступили к подготовке строительства следующего транспортного «кита» — Восточного обхода. Способствует дорожному строительству и проведению ремонта ежегодно растущий бюджет. О перспективах, новых технологиях, проблемах с подрядчиком и точках роста конкурентного рынка корреспонденту «КС» КСЕНИИ ЧЕРНЫХ рассказал начальник ФКУ «Сибуправтодор» ДМИТРИЙ ТУЛЕЕВ.

— Дмитрий Аманович, расскажите о развитии дорожной отрасли в подведомственных «Сибуправтодору» регионах за последние несколько лет.

— Пожалуй, главное достижение — это поэтапное увеличение объемов ремонта и капитального ремонта федеральных автодорог. К 2018 году Росавтодор планирует выйти на нормативное содержание федеральной дорожной сети. Еще одно безусловное достижение — активное внедрение в практику инновационных технологий. C 2012 года использование таких технологий является одним из обязательных требований «Сибуправтодора» к подрядным организациям. Следует отметить, что наиболее активно они внедряются дорожными организациями Омской области. К примеру, технология холодного ресайклинга, которая отлично зарекомендовала себя на дорогах. В частности, эта технология использовалась при капитальном ремонте автомобильной дороги 1 Р 402 Тюмень—Ялуторовск—Ишим в текущем году, в планах 2013 года — ремонт еще 38 км этой дороги. В 2014 году по этой технологии планируется отремонтировать 10 км дороги М-53 «Байкал». Преимущество холодного ресайклинга — стопроцентное использование слоев прежней дорожной одежды, что обеспечивает значительную экономию средств при ремонте дорог и позволяет сократить сроки самих работ. Кроме того, технология позволяет получить связные слои большой толщины и обеспечить структурную целостность дорожной одежды. В качестве ведущего механизма применяется комплект высокотехнологичных машин фирмы Wirtgen, состоящий из ресайклинга WR 2500 и мобильной смесительной установки WM 1000, отличающийся высокой производительностью.

Наряду с ресайклингом планируется расширить применение и современных полимерно-битумных вяжущих, которые уже успешно использовались в прошлом году на опытном участке автомобильной дороги 1 Р 402 в Омской области, а также безусадочные растворы и бетоны на основе сухих бетонных смесей ЭМАКО, которые уже доказали свою эффективность в сибирских условиях.

— Как регионы проявили себя в нынешнем году?

— В 2012 году наибольший объем работ пришелся на Омскую область, в границах которой проходят федеральные автодороги 1 Р 402, М-38 и М-51. Вместе с развитием экономических отношений с приграничными регионами и государствами (в том числе в связи с ликвидацией таможенных постов на российско-казахстанской границе) транспортное сообщение, а значит и нагрузка на автомобильные дороги растет и продолжает расти дальше. Следовательно, многим участкам требуется капитальный ремонт.

За последние пять лет в Омской области капитально отремонтировано более 70 км федеральных автодорог. В 2012 году на территории региона капитально отремонтировано четыре объекта дороги 1 P 402 общей протяженностью 32,5 км.

Общая протяженность участков текущего ремонта на территории Омской области в 2012 году составляет 177,4 км.

В Кемеровской области к концу августа в течение сезона 2012 года отремонтировано 118,5 км федеральных автомобильных дорог (в 2011 году — 94,4 км): в Юргинском, Топкинском, Кемеровском, Чебулинском, Мариинском, Тяжинском районах.

В сентябре был досрочно введен в эксплуатацию участок капитального ремонта автомобильной дороги М-53 III технической категории, протяженностью более 4 км, который проходит через населенный пункт 2-я Пристань в Мариинском районе. В Тяжинском районе введен в эксплуатацию отремонтированный тридцатикилометровый участок федеральной автомобильной дороги М-53 «Байкал».

В Новосибирской области общий объем ремонта в 2012 году составил 155,9 км. Капитально отремонтированы два участка трассы М-53 «Байкал» в Мошковском районе: 5 км и 10 км. Не осталась без внимания и другая федеральная трасса на территории НСО — М-52 «Чуйский тракт». Здесь на десять дней раньше календарного графика введен в эксплуатацию пятикилометровый участок, на котором силами подрядной организации выполнено устройство шероховатой поверхностной обработки.

Стоит отметить, что на большинстве объектов работы были завершены с опережением графика.

— Какие объекты в перспективе у «Сибуправтодора»?

— В 2013 году объем финансирования капитального ремонта объектов, подведомственных ФКУ «Сибуправтодор», в два раза превысит уровень текущего года, ремонта — в полтора раза. Таким образом, предстоит сделать капитальный ремонт 67 км автодорог и текущий ремонт 377 км.

Масштабные работы, которые предстоит закончить к 31 августа 2013 года, уже начались в сентябре текущего года в пригороде Омска. ФКУ «Сибуправтодор» по итогам аукциона заключило государственный контракт на ремонт моста через реку Иртыш протяженностью 621,6 метра на участке Южный обход (автомобильной дороги М-51 «Байкал»). Победило в аукционе омское НПО «Мостовик». Государственный контракт стоимостью 123,76 млн руб. рассчитан на два года. С 1 сентября по 31 октября 2012 года должен быть устранен основной дефект — прогиб центрального пролетного строения моста. В комплексе с этими работами будет положено новое покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА-15), также планируются замена барьерного ограждения и наращивание перильного ограждения, планируется и монтировка конструкции деформационных швов Maurer Sohne (Германия), и ремонт подходов к мосту.

На следующем этапе до 31 августа 2013 года запланированы покраска моста, ремонт опорных частей и промежуточных опор, обустройство лестничных сходов и устройство водоотвода на устоях.

В Томской области начата реконструкция автомобильной дороги на подъезде к областному центру протяженностью 16 км, из них 6 км запланировано выполнить в 2012 году, остальное в 2013-м. Участок дороги из третьей технической категории переводится во вторую, что сопровождается усилением конструкции дорожной одежды, укреплением поверхности дорожного покрытия. Верхний слой покрытия будет выполнен из ЩМА-15, также на этом участке проводятся работы по реконструкции моста, установке новых знаков, барьерного ограждения, наносится долговечная горизонтальная разметка. Планируем, что проведенные работы приведут к значительному снижению затрат на содержание участка.

В Кемеровской области в этом году началось проектирование обхода города Мариинска. Проект планируется выполнить и утвердить за 1,5 года. В 2014 году начнется строительство. Необходимость этого проекта вызвана сложившейся ситуацией — сегодня весь транзитный транспорт, идущий по федеральной магистрали, проходит через Мариинск, чьи дороги содержатся за счет муниципального бюджета и находятся в плачевном состоянии, как, впрочем, и мостовые сооружения. На данном участке заметно снижается скорость прохождения транспорта, не говоря уже об экологической обстановке в городе.

В 2013–2014 годах планируется капитально отремонтировать участки дорог М-53 «Байкал»: 309 км — 313 км, 158,2 км — 173,5 км (15,5 км дороги в Юргинском районе от поста ДПС в сторону г. Кемерово) и 7 км дороги от железнодорожного переезда в Мариинском районе в сторону Красноярского края.

Также в 2012 году заканчивается корректировка проекта реконструкции участка дороги М-53 «Байкал» (149,7 км — 158,2 км), протяженностью соответственно 8,5 км от границы с Новосибирской областью (г. Юрга) до поста весового контроля и поста ДПС. Проектом предусматриваются расширение участка дороги до параметров II технической категории, устройство нового конструктива дорожной одежды в комплексе со строительством развязки и нового, более широкого путепровода через Транссибирскую железную дорогу с реконструкцией поста СПВК. Реализация проекта намечена на ближайшие годы.

В Новосибирской области одним из серьезных объектов ближайших лет станет реконструкция 30-километрового участка трассы М-51 «Байкал», на участке 1392 км — 1422 км. Проектная документация сдана в ФАУ «Главгосэкспертиза». При включении объекта в федеральную адресную инвестиционную программу ФАИП на 2013 год, в 2014 году возможно будет обеспечить ввод пускового комплекса протяженностью 6 км. Дальнейшая реконструкция трассы М-51 «Байкал» будет произведена на участке 1422 км — 1443 км, работы по проектированию на котором планируется начать в следующем году.

И, наконец, самый глобальный масштабный проект — Восточный обход Новосибирска. В августе этого года из федерального бюджета поступили первые 100 млн рублей на реализацию этого проекта. Полученные средства будут направлены на разработку документации первого этапа Восточного обхода, а также работы по формированию земельных участков в границах строительства дороги и их выкупу в соответствии с нормами российского законодательства. Завершить этот этап предстоит в следующем году. Общее финансирование работ по первому этапу Восточного обхода в полном объеме, с учетом данных инвестиционного паспорта и сроков производства работ, вероятнее всего, будет осуществляться вплоть до 2017 года, когда и планируется завершить строительство.

Первый этап Восточного обхода — это участок протяженностью 20 км с началом на пересечении с трассой Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий (18-й километр). Проектом предполагается строительство современной автомобильной дороги с цементобетонным покрытием, с двумя полосами движения в каждом направлении и разделительной полосой с парапетным бетонным ограждением типа «Нью-Джерси», а также семью искусственными сооружениями (два моста и пять путепроводов) общей протяженностью 1189 погонных метров и тремя транспортными развязками. В районе реки Ини при сложном рельефе местности и грунтово-геологических условиях запланировано возведение единого мостового сооружения — совмещенной эстакадной части c мостом и путепроводом через железнодорожные пути Транссибирской магистрали общей протяженностью 677 погонных метров. Дорога пройдет между населенными пунктами Барышево и Новолуговое и закончится транспортной развязкой на пересечении с автомобильной дорогой Академгородок—Кольцово.

— С какими проблемами приходится сталкиваться дорожной отрасли?

— Пожалуй, одна из главных проблем — несовершенство законодательства о размещении госзаказа. ФЗ-94 в нынешнем виде не дает возможности отсеивать даже заведомо слабых подрядчиков. С такой ситуацией мы столкнулись в нынешнем году в Омской области, где московская компания ООО «Спецстроймонолит-1» фактически сорвала капитальный ремонт крупного объекта. Этим подрядчиком недовольны не только мы.

Думаю, меры будут приниматься самые жесткие как на уровне Министерства транспорта РФ, Росавтодора, так и, возможно, правоохранительные органы возьмутся за это дело. Компания ориентирована только на получение денег.

Подобная проблема — недоработки в законодательной базе — тормозит и внедрение новых технологий в дорожной сфере. В условиях запрета на разработку новых стандартов и норм для принятия соответствующих технических регламентов проектировщики во многих случаях вынуждены придерживаться норм тридцатилетней давности.

И третье — это нехватка квалифицированного линейного персонала.

— Какие меры предпринимаются «Сибуправтодором» для улучшения качества дорожного покрытия?

— Мы очень внимательно следим за новыми технологиями, опытом их внедрения в других регионах, в зарубежье. Те же нанотехнологии рассматриваем. Выше я уже говорил об инновационных технологиях, которые активно внедряются в последние годы нашими подрядными организациями. Это, повторюсь, наше обязательное требование к подрядчикам. Внимание уделяется реконструкции дорог, особенно это касается въездов в город, они расширяются. Действуем исключительно в рамках новых стандартов. В нашем управлении строительство дорог осуществляется только в цементобетонном покрытии. Тот же Северный обход, то есть вся первая категория у нас выполнена с использованием этого покрытия. И при строительстве Восточного обхода также планируем использовать цементобетон. Преимущество его заключается в увеличении межремонтных сроков. По сравнению с асфальтовым покрытием эта технология дороже, зато и окупаемость гораздо выше. Это лучшие мировые стандарты. Используем новые технологии, современную технику и при ремонтах трасс. И делаем это не для того, чтобы приблизиться к европейским стандартам, а чтобы приблизить качество дорог к нашей действительности. Так как наши объемы перевозок порой превышают европейские, соответственно, дорожное покрытие по качеству должно быть не приближено, а должно быть выше. Еще не всякая европейская дорога может сравниться по качеству покрытия с Северным обходом, Советским шоссе.

— Какие компании в основном строят дороги в Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областях?

— В Новосибирской области нашим генподрядчиком является ОАО «Сибмост», также сотрудничаем с ОАО «Новосибирскавтодор» и ОАО «Фэцит». Наши три основных подрядчика.

В Кемеровской области крупнейшая организация — «Мариинскавтодор», в Омской — НПО «Мостовик», ДРСУ № 6.

Конкурентная среда сформирована, тем не менее на рынке довольно мало организаций, которые по качеству выполняемых работ отвечали бы нашим современным требованиям, имели бы новую технику и грамотный линейный персонал. Возможно, к перечисленному списку можно добавить еще две-три организации, но, повторюсь, профессионалов у нас мало.



Comments are closed.

Так же в номере