Главная » Бизнес » Закон прозрачных закупок

Закон прозрачных закупок

С 1 октября компании, подпадающие под действие федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — 223-ФЗ), должны размещать информацию на официальном сайте. О практике применения закона, о том, как выбрать электронную торговую площадку (далее — ЭТП) и как компаниям не допустить нарушений, корреспонденту «КС» ТАТЬЯНЕ МАТВЕЕВОЙ рассказал директор Департамента корпоративного заказа ОТС-tender ВЛАДИМИР ЛИШЕНКОВ.

Электронная площадка ОТС-tender (www.otc-tender.ru) — площадка для осуществления закупок и поставок товаров в соответствии с Федеральным законом № 223, а также закупок в корпоративном секторе. На площадке аккредитовано более 80 000 предприятий-поставщиков, принимающих участие в тендерах. ОТС-tender входит в группу электронных площадок ОТС.RU. Электронные площадки разработаны для коммерческих закупок в партнерстве с «РТС-тендер», одной из пяти площадок, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Все площадки группы созданы на основе биржевых технологий РТС, отличаются надежностью и простотой использования.

— Владимир Николаевич, расскажите, кому в первую очередь адресован закон № 223-ФЗ?

— В законе очень четко прописано, на кого он распространяется. Это компании с государственным участием, унитарные предприятия, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов и др. (см. статью 1 ФЗ от 19.07.2011 № 223-ФЗ).

— Каковы преимущества данного закона?

— Пожалуй, основное преимущество данного закона заключается в том, что он достаточно лояльный, в нем нет жестких ограничений на осуществление закупочной деятельности. В 223-ФЗ есть общие требования к организации закупок — обязательная разработка внутренних документов, регламентирующих закупочную деятельность (Положение о закупке и План закупок), и еще одно условие — все закупки должны публиковаться на одном портале — общероссийском сайте. Таким образом, в законе прописаны основные требования к закупочной деятельности, а вот способ, которым будет осуществляться закупка той или иной продукции, заказчик может выбрать сам исходя из своих потребностей. Он может выбрать способ из предложенного законом списка процедур — конкурс, аукцион, запрос цен, запрос предложений и др. Это позволяет компаниям иметь определенную свободу действий, выбирать наиболее удобные способы осуществления закупок конкретных товаров.

— А какие-то недостатки в этом законе уже обнаружились?

— Про явные недостатки я бы сейчас не говорил, т. к. закон только начали применять, и он достаточно молодой. Как и любой новый закон, его сначала нужно «обкатать», должна появиться практика применения закона, поэтому пока просто есть много вопросов, на которые нет однозначных ответов. Ситуация на сегодняшний день следующая: с 1 октября запустили официальный сайт для размещения закупок, приняты нормативно-правовые акты, регулирующие исполнение норм закона. Несмотря на это, по-прежнему остается открытым и очень важным вопрос по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КОАП) в части привлечения к ответственности за неисполнение закона. До сих пор данные изменения не внесены, и на сегодняшний день при рассмотрении нарушений антимонопольная служба руководствуется № 135-ФЗ о защите конкуренции. Исполнение данного закона проверяется органами прокуратуры.

— Как сделать так, чтобы переход на новые правила был простым для компаний?

— В данном вопросе, как и во многих других, кадры решают все. Нужно нанимать специалистов, которые имеют опыт проведения закупок. Они выстроят закупочную деятельность организации в короткие сроки и без нарушений, но нанять квалифицированных специалистов, создать департамент по закупкам могут позволить себе приблизительно лишь 10% от всех организаций, подпадающих под действие 223-ФЗ. В крупных государственных компаниях закупки уже проводят несколько лет, у них есть серьезный опыт подобной работы. А вот у унитарных предприятий и автономных учреждений нет специалистов по закупкам, способных осуществлять закупочную деятельность по всем правилам. Поэтому в этой сфере есть серьезный кадровый голод, организациям нужно обучать своих специалистов всем нюансам. Здесь возникает еще одна проблема — как показывает практика, компании, которые строят свою закупочную деятельность с нуля, своими силами, допускают серьезные нарушения, что может привести к привлечению к ответственности. На сегодняшний день есть возможность минимизировать риски нарушений норм закона с помощью инструментов электронных торговых площадок, таких как использование электронной цифровой подписи, работа с гарантийным обеспечением, контроль за соблюдением сроков проведения заказа. Кроме того, на базе ЭТП проходят семинары, конференции и обучающие мероприятия, что помогает предприятиям в кратчайшие сроки организовать свою закупочную деятельность по всем правилам.

— Не считаете ли вы, что подобное регулирование усложнит ведение бизнеса?

— Считаю, что совсем не усложнит, а при грамотной организации закупочной деятельности в соответствии с 223-ФЗ даже, наоборот, облегчит. Данный закон в целом может повлиять на бизнес благоприятно. Например, раньше организации почти не занимались планированием своих закупок. Сейчас же такая важная стадия бизнеса, как планирование, будет явно выражена в закупочной деятельности всех организаций.

При переходе на электронный способ закупок многие компании выражают скепсис и говорят: «Зачем это надо, меня все устраивает, у меня есть свой проверенный поставщик». Они уверены, что им будут поставлять некачественную продукцию. Причем это говорят люди, которые еще не провели ни одной закупки в электронной форме, а уже ждут некачественных поставщиков. Но закон есть, а значит, его в любом случае выполнять нужно. Поэтому необходимо избавляться от необоснованных опасений и начинать организовывать закупочную деятельность в соответствии с законом. К тому же наша площадка предоставляет закупщикам надежные механизмы защиты от недобросовестных поставщиков.

— Как принятие закона отразится на рынке в целом?

— Как показывает практика, поставщики, которые работали в рамках 94-ФЗ, не работают по 223-ФЗ. Соответственно, заказчики по 223-ФЗ остро нуждаются в поставщиках. Думаю, что принятие данного закона должно серьезно повлиять на развитие конкурентной среды среди поставщиков. А конкуренция, как известно, главный двигатель торговли. В результате развития конкуренции должно улучшиться качество товаров и должны стабилизироваться цены. В итоге всех преобразований могу предположить, что компании будут получать более качественные товары по лучшим ценам. А это и есть главная задача 223-ФЗ.

— Некоторые компании боятся участия в закупках из-за недобросовестных поставщиков. Как вы можете прокомментировать эти опасения?

— На сегодняшний день есть надежные инструменты, которые позволяют примерно на 90% отсечь недобросовестных поставщиков и фирмы-«однодневки». Электронные площадки как раз обладают такими инструментами. Например, на некоторых площадках есть такой инструмент, как гарантийное обеспечение, обычно оно вносится перед участием в размере 10–20% от начальной цены закупки. Таким образом, из участия в тендере исключаются фирмы-«однодневки». Кроме того, электронные торговые площадки работают с электронно-цифровой подписью. Ее должны получить все участники перед началом работы на площадке. Таким образом, разнообразных механизмов защиты от недобросовестных поставщиков очень много, все они проверенные и рабочие.

— Вы уже говорили об электронных площадках, в связи с принятием 223-ФЗ могли бы рассказать о них более подробно?

— ЭТП — это в первую очередь инструмент, который позволяет проводить закупки в электронном виде, вследствие чего издержки на проведение закупок сокращаются до 70%. Некоторые площадки позволяют даже заключать договоры в электронной форме. Электронные площадки, работающие в госзаказе, имеют большой опыт и инфраструктуру. Коммерческие площадки — опыт работы с крупными коммерческими заказчиками. Площадки предлагают различные условия работы, в том числе и условия оплаты. Площадок для проведения электронных торгов сейчас очень много — наверное, более 50. При этом основных — около 10. Надо отметить, что далеко не все электронные торговые площадки соответствуют требованиям 223-ФЗ и требованиям надежности.

— Как же в таком случае выбрать площадку для электронных торгов?

— Есть несколько критериев, на которые необходимо обратить внимание при выборе площадки.

Первый критерий — это функционал, то есть реализация на площадке способов закупки и их соответствие нормам закона. Также стоит обратить особое внимание на наличие интеграции площадки с официальным сайтом zakupki.gov.ru.

Второй критерий — это надежность площадки. Надо посмотреть на отказы устойчивости программного обеспечения и механизмы защиты от недобросовестных поставщиков.

Третий — количество зарегистрированных поставщиков. Эта информация находится в открытом доступе на площадке. Чем больше поставщиков, тем больший выбор для заказчика предоставляет данная площадка.

И последний критерий — это клиентоориентированность и доступность площадки. Тут я имею в виду наличие представительств в различных регионах и проведение обучающих семинаров для клиентов.

— Вы уже можете говорить о том, что демонстрирует практика применения закона, каковы основные типичные нарушения и ответственность за них?

— Закон вышел с 2012 года, и в течение этого года правительство принимало нормативно-правовые акты, которые будут регулировать деятельность заказчиков. Этот год переходный, но уже можно сказать, что не все компании, которые попали под действие 223-ФЗ, начали работать в соответствии с законом. Некоторые даже не знают, что они подпадают под действие данного закона, другие просто разместили Положение о закупке, но закупки не проводят. Почему так происходит? Я считаю, причина в недостаточно жестком регулировании и осведомленности заказчика. Пока контролирующие органы дают предприятиям время привести в порядок свою закупочную деятельность, подстроиться под новый закон. Но с 2013 года ситуация в корне изменится, будет осуществляться более жесткое регулирование. За несоблюдение закона к организациям будут применяться серьезные штрафные санкции. Уже есть пример, когда в компании руководителя сняли с должности за несоблюдение закона, за отсутствие Положения о закупке. Что касается типичных нарушений, то основные ошибки — это несоблюдение порядка проведения процедуры, к примеру, очень часто протокол закупки не публикуется в указанные сроки.



Comments are closed.

Так же в номере