Главная » Общество » Снова в школу, или махинации со школьной формой

Снова в школу, или махинации со школьной формой

Продажи готовой одежды в последние две недели августа и первую неделю сентября выросли в стоимостном выражении на 24% по сравнению со среднемесячными темпами с начала 2010 года. Эксперты Esper Group связывают такую резкую позитивную динамику с началом учебного года — ведь собрать ребенка в школу для большинства россиян сегодня удовольствие не из дешевых.

По официальным данным, в среднем россияне тратят на покупку школьной и спортивной формы, а также сменной обуви около 5200 руб. Согласно собственным данным опрса Esper Group в 25 городах, участие в котором приняло около 300 респондентов, средняя цифра даже выше — она составляет 7300 рулей. Наиболее затратной статьей расходов являются расходы на покупку одежды, включая школьную форму и обуви школьникам — около 6700 рублей, а ведь есть еще расходы на школьные принадлежности и аксессуары — в частности, рюкзак или сумка — от 200 до 5000 рублей (в среднем по результатам опроса — 800 рублей). В итоге цифры получаются весьма впечатляющие и заставляющие родителей впадать в уныние, а компании-производители школьных товаров радоваться полученной прибыли. Особенно последнее касается компаний, производящих и продающих школьную форму.

В последнее время в российском обществе будто бы развернулась дискретная кампания по внедрению школьной формы. Аргументы её сторонников не меняются — по их мнению, школьная форма настраивает учеников на рабочий лад, приучает их к дисциплине и создает хотя бы подобие равенства среди тех, кто принадлежит к разным социальным слоям. Ностальгирующих по коричневым платьям и алюминиевым пуговицам на синих куртках становится все больше.

На заявления своих противников о том, что школьная форма мешает творческому развитию и личностной свободы, сторонники формы парируют, что в других странах таких, как Япония и США такая практика существует давно и никак не сказывается на развитии детей. Утверждение спорное, однако безотносительно развивающих и эстетических качеств российской школьной формы, заявление директора одной из иркутских гимназий о том, что педагогический совет решил, что в форме для девочек не должно быть никаких брюк — только юбки, поскольку в одной из самых свободных стран — США женщины в офисах в брюках не ходят, в регионе, где зимой средняя температура редко поднимается выше −30 градусов звучит поистине кощунственно и заставляет задуматься уже о не о связи школьной формы и свободы мысли, а о связи больших денег с этой самой формой.

Действительно, принцип ценообразования на школьную форму прозрачным можно назвать с трудом. Трикотажный жилет низкого качества бордового или синего цветов с эмблемой школы обойдется в 600-700 рублей, полный комплект формы — жилет, пиджак, брюки для мальчика — 1780 рублей, для девочки — жилет, юбка, пиджак — 1690 рублей при условии использования синтетических тканей и 2500-3000 рублей в натуральных тканях. И это притом, что 88% семей в России не готовы тратить на школьную форму для своего ребенка более 1500 рублей.

Esper Group провели исследования и сопоставили цены на обязательную школьную форму с ценами альтернативных поставщиков и схожими моделями в Zara и H&M для детей и выяснили, что аналогичный комплект в конкурентных условиях обошелся бы родителям до 30-35% дешевле при условии аналогичного или выше качества.

Несмотря на то, что существует барьер для входа в рынок — для производства школьной формы компания должна получить лицензию Роспотребнадзлра — число представленных на нем фирм достаточно велико. Вот несколько известных имен — ТД Смена, ООО Детки, Мирабель, АлексМ и Skylake, кроме того, почти в каждом региональном центре есть компания, занимающаяся производством и продажей школьной формы, не стоит забывать о значительных объемах импорта из Китая, Польши, Турции, Белоруссии. Создается впечатление интенсивной конкуренции на этом рынке, но это не больше, чем иллюзия. Инсайдеры указывают, что решение о выборе поставщика принимается скорее на основе субъективных — связи с администрацией учебных заведений или на более высоком уровне, нежели объективных, соотношение цена-качество — критериев. Это подтверждает истину о том, что в России тендер и любое его подобие — понятие, не имеющее как ни парадоксально ничего общего с рыночной конкуренцией.

В итоге получается, что идея о повсеместном введении школьной формы лоббируется не просто так во благо «будуших поколений», которым приходится зачастую носить странного вида вещи из низкокачественных тканей, а в интересах определенного числа компаний, держащих в своих руках этот рынок.

Источник: Esper Group



Comments are closed.

Так же в номере