Главная » Экономика » Большие перспективы сибирской «золушки»

Большие перспективы сибирской «золушки»

Ежегодно российская энергетика производит не только электроэнергию и тепло, но и побочную продукцию — около 27 млн. тонн золошлаковых материалов. Лишь малая ее часть затем перерабатывается и используется в других отраслях, основная же масса годами хранится в золоотвалах. Как превратить золошлаки в ценное сырье, удобрения для сельского хозяйства, материалы для строительства, недавно обсуждали на совместном заседании Координационного совета по энергетике Сибири ассоциации «Сибирское Соглашение» и Российско-Индийской рабочей группы по утилизации и безопасному использованию летучей золы тепловых электростанций.

Об итогах совещания и компаниях, которые способны получать из шлаков деньги, «Континенту Сибирь» рассказал генеральный директор ОАО «ТГК-11» СЕРГЕЙ КОЖЕМЯКО.

— Сергей Иванович, расскажите, с чем связан повышенный интерес к проблемам переработки золошлаков?

— Использование золошлаковых отходов в нашей стране в настоящее время находится на низком уровне. В среднем за последние годы перерабатывается менее 15% от выхода золошлаков. На круглом столе в Государственной Думе на тему «О нормативном обеспечении расширения использования золошлаковых отходов» отмечалось, что если не будет изменено существующее положение дел, то к 2020 году объем золошлаков превысит 1,7 миллиардов тонн, а к 2030 году — 2 миллиарда тонн.

Для Сибири эта проблема также актуальна, так как у нас сконцентрировано 44% всей отечественной тепловой энергетики, подавляющее большинство которой составляют угольные станции. Годовой выход золы в Сибирском федеральном округе составляет около 8,8 млн. тонн. При этом переработка и использование достигает более 3,6 млн. тонн, это лучший показатель по Российской Федерации. Но на данный промежуток времени этого уже недостаточно, огромное количество золы и шлака скапливаются в золоотвалах, занимая ценные земли, ухудшая экологию.

Вместе с тем, золошлаки в Российском законодательстве обоснованы как побочная продукция электростанций с пятым классом опасности (практически безопасные), и уже находят применение в качестве строительных материалов в дорожном строительстве, при устройстве вертикально-планировочных насыпей; при производстве строительных материалов и удобрений для сельского хозяйства. И даже для выделения редких элементов. Например, сегодня российские алюминиевые заводы для своей работы завозят из-за рубежа сырье, в котором содержится от 20 до 40% оксида алюминия. В золошлаковых материалах оксид алюминия составляет от 25% до 30%.

Опыт других стран показывает реальные возможности переработки золошлаковых материалов. В Англии и Германии используют весь объем годового выхода золошлаков. В Китае перерабатывают свыше 80% золы. Мировой лидер по утилизации (в абсолютных цифрах) — Индия. Выход золошлаков в этой стране достигает 200 млн тонн, из них около 100 млн. тонн затем используется повторно. Индийцы активно применяют золошлаки в сельском хозяйстве, при строительстве сооружений и зданий, высотных дамб, насыпей (до 20 метров высотой), в дорожном строительстве, для производства цемента, кирпича, других строительных материалов.

— В сибирских регионах как-то используют золошлаки, или пока все остается на бумаге?

— В Сибири накоплен очень интересный опыт, которым обменялись участники Координационного совета по энергетике. По информации участников совещания, в прошлом году в Кемеровской области в промышленной зоне Беловской ГРЭС компания СУЭК совместно с немецкими бизнесменами построила завод для переработки микросфер, собранных с гидрозолошлакоотвалов угольных электростанций. Ежегодное производство готовой продукции в виде высококачественных мелкодисперсных полых наполнителей составляет 10 тыс. тонн. Реализация — зарубежным заказчикам.

Своими подходами в решении вопроса переработки золы поделились иркутские энергетики. В «Иркутскэнерго» приняли следующее стратегическое решение — вместо того, чтобы строить новые золоотвалы и наращивать запасы золы, решили направить инвестиции в проекты утилизации и переработки. Для этого создали дочернее предприятие Иркутскзолопродукт, вложили средства в уставный капитал. Предприятие существует уже четыре года, реализует золошлаковые материалы, достигло рентабельности.

Необходимо отметить, что наша компания также постоянно ведет такую работу. Сегодня на золоотвалах трех омских ТЭЦ ТГК-11 накоплено порядка 64 млн золошлаковых смесей, в год отвалы пополняются на 1,4-1,6 млн тонн. На двух золоотвалах Томска находится 1,2 млн тонн, ежегодное пополнение составляет от 40 до 90 тыс тонн.

За последние годы в Омске появилось несколько предприятий, которые занимаются переработкой золошлаковых материалов. ТГК-11 применяет золошлаки и для собственных нужд. В результате в 2010 году было использовано 780 тыс тонн золошлаков, в 2011 — 889 тыс тонн. В текущем году планируется увеличить эту цифру почти вдвое — до 1,4-1,5 млн тонн.

— Тем не менее, объемы хранения в золоотвалах, судя по цифрам, возрастают. Что сдерживает переработку?

— Сегодня золошлаки обладают низкой конкурентоспособностью, так как в России нет нормативно-правовых актов, регламентирующих их использование. Нет возможности их продавать. У нас весь выбор природных строительных материалов ограничен единственным сырьем — песком. Ограничен искусственно — производителями строительных материалов. Бизнес, который наносит значительный вред экологии.

Напротив, за рубежом, в той же Индии, разработана полноценная законодательная база. Например, для всех строительных организаций, расположенных в радиусе 50 километров от ТЭЦ действует юридическая норма — доля золы и золошлаковых смесей в общем объеме используемых ими природных строительных материалах не может быть менее 25%.

Мы своими силами не только продолжаем использовать золошлаки там, где они уже нашли применение, но и сделали шаги для внедрения нормативов, которые будут регламентировать использование золошлаковых материалов, добиваясь признания их не отходами, а побочными продуктами производства.

Кстати говоря, на федеральном уровне совместно с Росавтодором доработан Стандарт организации золошлаковых материалов в автодорожном строительстве. Сегодня он находится в конечной инстанции. После принятия этого регламентирующего документа можно будет массово применять золошлаки в дорожном строительстве. В прошлом году на согласование Минрегионразвития направлен Стандарт использования золошлаковых материалов для вертикальной планировки исправления неудобий.

Еще один сдерживающий фактор — сезонный разрыв между пиком производства золошлаков и спросом на них. Основной объем материалов (свыше половины) создается электростанциями зимой, в период отопительного сезона и максимума нагрузки. Напротив, основной спрос на эти материалы в строительстве наблюдается летом.

Но главное препятствие, с моей точки зрения, заключается в том, что переработка золы сегодня для энергетиков является побочным бизнесом, который не находит поддержки на Федеральном уровне. Каждая компания и каждый регион решают эту проблему в одиночку, зачастую от случая к случаю. С целью координации усилий решено создать Межрегиональную рабочую группу по управлению повторным возобновлением ресурсов, их переработкой и потреблением. В состав группы войдут представители генерирующих компаний, действующих на территории СФО, и региональных органов власти. Возглавит работу группы заместитель губернатора Красноярского края Михаил Васильевич Кузичев. Рабочая группа сможет объединить опыт и усилия регионального бизнеса и власти, использовать лучшую мировую практику переработки золошлаков. Перед Межрегиональной группой стоит конкретная цель — к 2016-2018 годам остановить рост накопления золошлаков, а к 2020 году создать условия по сокращению накопленных запасов золы.

— Может ли переработка золошлаковых материалов стать окупаемым производством?

— Сегодня в массовом сознании господствует стереотип, что зола — это отходы. На самом деле, золошлаки ценное сырье техногенного производства, которое можно с пользой применять в самых разных сферах. Уверен, если этой темой заниматься системно и постоянно, то вовлечение в оборот золошлаковых материалов имеет все перспективы стать выгодным бизнесом. Конечно, в том случае, если на государственном уровне снять те барьеры, о которых сказал выше. Без помощи государства в этом вопросе не обойтись.



Comments are closed.

Так же в номере