Главная » Экономика » «Мы должны продвигать не только территорию, но и конкретный продукт, произведенный здесь»

«Мы должны продвигать не только территорию, но и конкретный продукт, произведенный здесь»

«Мы должны продвигать не только территорию, но и конкретный продукт, произведенный здесь»

Выставочный оператор «Сибирь ЭКСПО», являющийся официальным организатором выставок, форумов и конференций на базе международного комплекса «Новосибирск Экспоцентр», работает с 2011 года. О текущих проектах, «Технопроме», проблеме привлечения инвестиций в регион в интервью «КС» рассказала бывший заместитель министра экономического развития Новосибирской области, председатель совета директоров «Сибирь ЭКСПО» НАТАЛИЯ МУХАНОВА.

— Компания «Сибирь ЭКСПО» существует уже около трех лет. Исходя из этого можно, вероятно, подвести некоторые итоги. Какие задачи ставились, чего удалось достичь и что, напротив, не получилось реализовать за это время?

— Если позволите, я для начала хотела бы поделиться своими впечатлениями от недавней поездки в Швейцарию и Германию. Это задаст тон нашему разговору. Дело в том, что в Цюрихе представители коммерческих организаций не считают, конечно, что у нас здесь медведи по улицам гуляют, но они искренне не понимают, что происходит в Новосибирске. Мы пока не научились представлять, продвигать себя.

У нас в области была разработана и действует программа «Маркетинговое продвижение Новосибирской области в 2013–2015 годах», но этого явно недостаточно. Я сравниваю с тем, что я увидела в Швейцарии. Там власти заинтересованы в продвижении продукта своих компаний. Они не заинтересованы просто в имени, имя они не продают, они продают конкретный продукт.

В штате министерства экономического развития Цюриха — 800 человек. Министерство экономического развития Новосибирской области, с учетом и «Агентства инвестиционного развития», и «Агентства регионального маркетинга», — это, может быть, 130 человек.

У нас пока считается, что достаточно просто собраться на выставку, похлопать друг другу и разойтись. Но, как показывает практика, если мы пригласили как экспонента ту или иную компанию, мы должны привезти для нее либо партнера, либо публику, а не просто предоставить площадку, чтобы экспонент продемонстрировал себя. Два года назад предприятиям еще было интересно: все поехали на выставку, губернатор открывает, нас увидят. А теперь многие поняли: ну, увидят, а что дальше?

— Я правильно понимаю, вы считаете, что продвижение территории — это устаревшая стратегия и нужно ориентироваться на конкретный продукт?

— Не совсем так. Эффективнее всего представить город и регион могут работающие здесь компании, а также успешный опыт реализованных здесь проектов.

Если компания и ее продукция получит известность на международном уровне, если все будут знать, что она из Новосибирска, то и «выхлоп» будет: бизнес получит понятный сигнал, что здесь можно работать.

Расскажу об одном конкретном примере совместной российско-швейцарской компанией «Фишер Шпиндель Текнолоджи», которая производит комплектующие для двигателей. У них в Цюрихе была презентация их совместного предприятия, разговор шел о плюсах и минусах работы с Новосибирской областью. И только тогда у людей, которые там присутствовали, возникли вопросы, как зайти, как организовать производство, на конкретном примере говорили о земельных участках, таможне, налогах. Когда же проводилась презентация Новосибирской области в целом — похлопали, посидели и разошлись.

Я считаю, что нужно продвигать не просто Новосибирск и Новосибирскую область, но продукт, который мы видим и знаем, в первую очередь наше высокотехнологичное производство.

— Тогда в чем у Новосибирской области могут быть конкурентные преимущества по сравнению с нашими соседями по СФО?

— В первую очередь это выгодное географическое положение на пересечении важнейших транспортных магистралей, Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири. Высокий уровень диверсификации экономики и мощный научно-образовательный комплекс также являются конкурентными преимуществами города.

У нас нет особой экономической зоны и связанных с этим льгот, как, например, в Томске, но мы должны сделать все, и власть должна быть в этом заинтересована, чтобы новым компаниям было интереснее открывать свое производство в Новосибирске, а не в Томске или других городах Сибири.

В области реализуется проект развития промышленно-логистического парка — это один из самых крупных индустриальных парков, расположенный недалеко от города. Оборудованная, подготовленная для организации производства площадка — это крайне важно для инвестора, ПЛП может стать еще одним значимым преимуществом для нашего региона.

Было бы здорово, если бы в Новосибирской области был принят закон о парковых проектах или о зонах инвестиционного развития, чтобы эти зоны появились в Новосибирской области, чтобы инвестор автоматически получал все те налоговые преференции, которые имеют право установить на региональном уровне.

Существует, разумеется, конкурсная процедура для получения субсидий, она упрощена для инвестора. Но ему все равно непросто ее проходить. Инвестор просто не понимает, в какие двери стучаться. Все еще нет принципа «одного окна», о котором бесконечно у нас говорят.

— Сейчас стоит вопрос о приватизации ПЛП, Технопарка, потому что депутаты не видят отдачи от этих проектов в региональную казну. Как вы к этому относитесь?

— Давайте начнем с того, что пока, мне кажется, еще нечего возвращать. Это абсолютно нормально и правильно, когда бюджет желает видеть отдачу от любых денег, которые он дает. Возьмем ПЛП. Правительство области вложилось в инфраструктуру и хочет, чтобы те предприятия, которые пришли на эту территорию, начали платить налоги. А они не начали, потому что до конца еще проект не реализован. Концепция подразумевала строительство промышленной зоны, селитебной зоны, транспортной развязки на федеральной трассе. Первые предприятия на территории ПЛП работают около двух лет, а большинство проектов может выйти на окупаемость в среднем через пять лет.

О ПЛП сегодня много говорят и спорят. Возможно, отчитываться о ходе реализации этого самого крупного в России по размеру территории индустриального парка нужно не только перед законодательной властью, жители области тоже должны понимать, куда идут бюджетные средства.

Почему бы не организовать его общественный мониторинг? Почему бы не воспользоваться европейским опытом, где решение о реализации инфраструктурных проектов принимается с учетом мнения общественности? Жители города могут проголосовать, например, против строительства нового моста, решив, что в первую очередь им необходим детский сад. Люди платят налоги, но они четко знают, какие объекты и на какие средства у них строятся.

— Ваша компания ведь тоже является неким медиатором между властью, бизнесом и обществом?

— Мы как выставочный оператор ищем интересные проекты, подбираем компании для участия, создаем возможности для их выхода на рынок региона.

Интересно, что и компании зачастую узнают друг о друге только на нашей площадке. Как-то на выставке «Энергетика» у нас рядом стояли две компании, обе из Новосибирской области, одна занимается производством комплектующих, которые вторая компания закупала в Белоруссии. Так вот, вторая до начала выставки не знала о существовании первой.

— После первого форума «Технопром» многие были удивлены тому, что в институтах СО РАН есть большое количество разработок, готовых к производству, о которых бизнес не знает…

— Иностранные компании с успехом называют какое-нибудь элементарное производство высокотехнологичным, потому что они умеют красиво завернуть в обертку, умеют его правильно подать. Мы же пока и завернуть-то не всегда можем, не говоря уже о том, чтобы его продать. Ученым же сделать это вдвойне непросто.

На выставке второго международного форума технологического развития «Технопром-2014», организатором которой мы являемся, Сибирскому отделению РАН выделен стенд площадью более 200 кв. м, чтобы эффективно представить разработки 30 институтов.

Уже после окончания форума на сайте «Технопром» будут представлены паспорта экспонируемых проектов для потенциальных инвесторов. Мы ставим перед собой задачу привлечь инвесторов, институты развития России к разработкам наших ученых: они востребованы рынком.

Хотелось бы также представить ряд разработок СО РАН на заседании комиссии в Государственной думе по инновационному развитию субъектов Федерации.

У нас есть один минус: проекты для представления правительству, инвесторам, институтам развития пока не оформлены в соответствии с их требованиями. Предстоит огромная работа.

— Можно ли говорить о том, что после первого «Технопрома» были какие-то конкретные заказы, выход на производство?

— По итогам первого форума было заключено несколько соглашений, три продукта выведены на рынок. Кроме того, с правительством Российской Федерации также было заключено два контракта. Это хороший показатель, да и важен не столько мгновенный «выхлоп», сколько результат, нацеленный на перспективу.

— Ранее вы также работали заместителем министра экономического развития в правительстве Новосибирской области. По вашему опыту, как наш регион смотрится на фоне остальных, какие есть преимущества?

— По 10-балльной шкале, думаю, 5–6 баллов. Правительству области нужно активно лоббировать инвестиционные проекты региона. Любой инвестор, как я уже сказала, начнет реализацию только тогда, когда просчитает свои риски. Мы должны активнее работать с инвесторами, помогать им в решении возникающих проблем. Застопорился проект — спрашивать, чем мы можем помочь.

Ведь выбор у инвестора сегодня огромный, регионы активно включились в конкуренцию за новые производства на своей территории: готовы войти в уставный капитал с последующим выходом, льготы, субсидии, гарантии, благоустройство, озеленение, которое на самом деле тоже стоит немалых денег. Ведь инвестиции сегодня — это развитие региона.

— Сейчас многие говорят об удачно складывающейся для нас конъюнктуре: импортозамещение, оборонный заказ. Как Сибирь может это использовать?

— Мы обязательно должны это использовать: и наш научный, инновационный и производственный потенциал региона. Возвращаясь к СО РАН, считаю, что правительству было бы целесообразно рассмотреть возможность выделения ресурсов для того чтобы оформить имеющиеся разработки в соответствующие документы.

— В какой роли вы видите «Сибирь ЭКСПО» в такой ситуации?

— Мы должны создавать условия для улучшения инвестиционного климата в регионе. После войны в Германии первым делом построили выставочный комплекс, где началась возрождение страны, куда приходили инвесторы. Сейчас, конечно, есть Интернет. Но пока люди своими глазами не увидят — результата не будет, у нас такой менталитет. Нужно пощупать, посмотреть, тогда уже можно о чем-то говорить. Да, ситуация и на глобальном, и на региональных рынках сегодня не всегда способствует росту рынка выставочной индустрии. Но мы меняемся, ищем новые подходы, новые форматы: мы держимся, и держимся хорошо.



Comments are closed.

Так же в номере