Главная » Спецвыпуск » «Заключенные на форумах соглашения являются во многом элементом PR»

«Заключенные на форумах соглашения являются во многом элементом PR»

«Заключенные на форумах соглашения являются во многом элементом PR»

В Новосибирске завершил свою работу форум «Технопром-2014». Его тематика в этом году была сформулирована, как «эпоха технологического развития: время новых побед». В условиях непростой экономической и политической ситуации в стране и непосредственно в Новосибирской области прошлогоднего размаха уже не наблюдалось. Корреспонденты «КС» обратились к гостям и участникам выставки с просьбой оценить итоги форума. Своими впечатлениями от «Технопрома-2014» с «КС» поделился заместитель генерального директора Российской Венчурной Компании (РВК) ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ.

— Евгений, каковы Ваши впечатления от «Технопрома», насколько они соответствовали ожиданиям?

— Мы довольно давно и активно поддерживаем инновационные технологические форумы. Потому что, на самом деле, это единственный формат изменения привычных точек зрения, которые у людей вырабатываются от их постоянного существования в какой-то реальности. Сейчас уже совсем просто говорить на сложные темы. Например, на темы глобальных векторов индустриального развития, по поводу нового технологического уклада, и.т.д. Я вспоминаю, насколько тяжело было говорить об этом 4 года назад. Ты приезжаешь, начинаешь рассказывать о каких-то жизненно важных, сверхактуальных глобальных трендах, а люди живут своими проблемами и боятся поднять голову. Вот этот эффект, на мой взгляд, прошел. Сейчас форумы – это уже рабочие площадки, где люди могут скорректировать свои планы или найти партнеров. В этом смысле мы пытаемся всегда помочь, приносим какую-то повестку, правильные контакты, пытаемся подобрать партнеров.
«Технопром» — хороший форум, мы второй год за ним следим. Он задает правильный вектор на взаимодействие реальной индустрии с технологиями. Потому что до недавнего времени индустрия предпочитала вариться в собственном соку, а наука и инноваторы боялись или не умели работать с крупной индустрией. Эта проблема не решена. Но, по крайней мере, уже начато встречное движение.

— Всегда есть некие ожидания от работы подобных площадок, связанные с тем, что будут заключены громкие соглашения и контракты. По Вашему мнению, какая отдача должна быть от «Технопрома»?

— Заключенные на форумах соглашения являются во многом элементом PR. Люди приурочивают свои соглашения к определенной дате, чтобы это было красиво подано СМИ. Мы не любим такие формальные показатели, нам важнее системный эффект. Довольно часто на таких форумах ломаются барьеры. То есть происходит знакомство реально работающей технологической компании или научной лаборатории с реальной компанией индустрии или с инвестором. Это долгий процесс. Он иногда может длиться год или полтора, люди могут долго искать формат.

Мы видим косвенный эффект. Он заключается в оживлении и увеличении потока. Мы в РВК поддерживаем много мероприятий, при этом наш прямой финансовый вклад в венчурную отрасль не самый большой. Вместе с тем российская венчурная индустрия за 6 лет выросла в 10 раз. Это не наши цифры, это цифры Ernst&Young, которые сравнивали нашу венчурную индустрию с другими венчурными индустриями мира, и выяснилось, что мы вышли на 5-е место в мире. Для нас это очень неожиданный результат. Доля наших денег на рынке упала с 25% до 5-7%, когда я говорю наших, я имею в виду РВК. Это говорит о том, что усилия по развитию среды дают больший эффект, чем просто вложение денег.

Может быть, со стороны кажется, что люди просто ходят и общаются, на самом деле, возникают новые форматы. Например, одной из самых сложных историй было вовлечение частных инвесторов, особенно персональных, так называемых бизнес-ангелов, в эту работу. Мы потратили много лет только на образование и обучение. Сейчас этот процесс достаточно успешно развивается. Количество венчурных фондов довольно бурно растет. Компаниям этим не нужны деньги, даже от нас. Они смотрят на это как на запасной вариант. А то, что им реально нужно – это площадки, им надо где-то ходить и искать себе интересные технологии, интересных партнеров или крупные компании, куда они могут продать технологию, которую вырастили.

— На форуме много говорят о Новосибирске как центре технологического развития, насколько это соответствует действительности и что нужно сделать, чтобы реализовать этот потенциал?

— Новосибирск очень хорошо движется. Если бы я совсем жестко рейтинговал, то поставил бы регион в тройку наряду с Казанью и Москвой. Главным образом потому, что здесь сплавлены все три ключевых компонента. Есть хорошая наука и образование, есть хороший бизнес и здесь достаточно умная и готовая рисковать власть.

В Новосибирске один из лучших Технопарков. Это реально так, мы это измеряли. Довольно хорошо развивается предпринимательское сообщество. Новосибирские стартапы уверенно лидируют во всех стартап-конкурсах и хорошо привлекают деньги, мы это тоже мерили. Если брать проблемные вопросы, что еще нужно сделать – конечно, нужно дальше ломать стену непонимания между академической и предпринимательской средой. Эта проблема есть, она остается и ее нельзя замалчивать. Научное сообщество, действительно, воспринимает предпринимательство как баловство, а инвесторов как людей, которые хотят, скорее, что-то утащить, чем помочь. В Новосибирске довольно консервативное научное сообщество. Если эту стенку все-таки спилить, то можно заработать очень большие деньги.

— Какие, по Вашему мнению нужно предпринять первоочередные шаги, для того чтобы в регионе сформировался центр технологического прорыва?

— На региональном уровне нужно делать стратегически и тактически верные решения. Я поддержу высказывание исполняющего обязанности губернатора НСО Владимира Городецкого, что нужно вкладывать в то, что называется public goods – в образование и науку. Потому что это просто надо делать, если ты этого не делаешь, любые другие усилия будут бесполезны. Другим public goods является бизнес-среда. То есть возможность быстро, легко затевать бизнес. В этом смысле вопрос налоговой нагрузки – даже не самый острый. Наши партнеры часто говорят, что не это главная проблема. Если бизнес быстро растет, налоговая нагрузка не является основным барьером. В основном это, конечно, административные барьеры, это таможня и время. Если ты на какие-то административные шаги тратишь год, ты заведомо проиграешь любому другому бизнесу, который на это тратит месяц в более комфортной административной среде.

Второе – это поддержка лидеров. Никакой уравниловки, потому что любые инновации работают по принципу «winner takes it all», кто выигрывает, тому и надо помогать. Он начнет масштабироваться, начнет запускать другой бизнес, начнет учить команду, на него начнут смотреть и перенимать его опыт. Надо делать ставку на лидеров. В Новосибирске отличные лидеры. Тот же самый Андрей Брызгалов (глава компании «Унискан» — «КС»), который вытащил на себе Академпарк, отлично учит ту среду, которая вокруг него работает. И таких лидеров не один и не два.

И, наконец, третье – это открытость. Открытость не просто на уровне психологии, но и на уровне усилий. Мой вечный вопрос, который я задаю всем нашим партнерам из числа административных властей: сколько у вас рейсов в Пекин? Один в неделю? Мало. Три в неделю минимум. Открытость – это физическая открытость, возможность предпринимателю, ученому, бизнесмену решать вопрос слетать в Сингапур поговорить с партнерами как рутинную операцию. В удобное время и не очень дорого. Европа потратила множество денег, чтобы решить вопрос транспортной доступности. Это одна из острых проблем Сибири. Потому что никаких локальных центров не бывает, только глобальные.



Comments are closed.

Так же в номере