Главная » Финансы » Сибирь работает на опережение

Сибирь работает на опережение

Согласно данным последних аналитических исследований рынка России и регионов, проведенных Центром маркетинговых исследований ВТБ24, Сибирский федеральный округ является интересным с точки зрения оценки краткосрочных тенденций развития отечественного рынка банковской розницы. Как отмечает директор Центра ДМИТРИЙ ЛЕПЕТИКОВ, если кредитный рост активизируется в Сибири, то через несколько месяцев он начнется и в России в целом. Подробнее о тенденциях, характерных для рынка нашего округа, господин Лепетиков рассказал корреспонденту «КС» ЮЛИИ ДАНИЛОВОЙ.

— В каком состоянии сегодня находится российский розничный банковский сектор, рынок в СФО?

— Банковский сектор восстанавливается как по кредитам, так и по депозитам, но сберегательная модель поведения в рознице все еще преобладает над потребительской. Вклады населения растут более быстрыми темпами, чем кредиты, — 31% против 14% по итогам прошлого года. В текущем году тренд сохраняется — к концу февраля кредиты по системе в целом выросли на 0,4%, а вклады — на 1%.

Что касается Сибирского федерального округа, то тенденции, характерные для вашего региона, не совпадают с общероссийскими — в Сибири более активно развивается кредитование, чем сбережение. Доля вкладов, открытых в СФО, колеблется в районе 7% (от общероссийских показателей), а кредитов — 13%. Это очень много, так как по ВРП Сибирь занимает чуть меньше, чем 10% (от общероссийских показателей). Сибиряки более активно берут кредиты, чем средний россиянин. Эта тенденция была характерна для региона еще до кризиса. В 2007 году розничный кредитный портфель в округе был больше, чем депозитный, в то время как по России он был более чем в два раза меньше.

Кстати, когда мы сравнивали ситуацию в России с ситуацией в странах Восточной Европы, то отметили, что в 2010 году там почти везде темпы прироста кредитов превышали депозитные. И этим ваш округ больше похож на Восточную Европу, чем на остальную Россию.

— Чем обусловлена такая тенденция?

— По нашим оценкам, население в СФО, в хорошем смысле, больше склонно к риску, и средний уровень доходов сибиряков выше, чем в среднем по России. Как результат, закредитованность сибиряков выше, чем по РФ. Хотя все эти данные относительны. Мы сравнили ситуацию в нашем государстве с разными зарубежными странами: считали паритет покупательской способности, сводили денежные единицы к общему знаменателю. Да, у нас другая культура, история, масса психологических факторов, которых нет в этих странах, но чисто по экономике мы очень сильно недокредитованы по сравнению с Европой. Если бы люди с нашими доходами жили в странах Евросоюза, то их кредитная нагрузка была бы в 3–4 раза выше. И население СФО тоже недокредитовано, только чуть меньше, чем вся Россия. Так что и вам есть, куда расти.

— В каких регионах округа тенденция превалирования кредитов над депозитами выражена наиболее ярко?

— Наиболее значительно кредитование преобладает над сбережением в крупнейших городах Сибири. Это Новосибирск и Красноярск, отчасти Иркутск. Так, по данным на 31 марта 2011 года, в Новосибирске кредитный портфель превышает депозитный почти в 2,5 раза (на 248 %), в Красноярске — в 2,2 раза (225%), несколько меньше в Иркутске — в 1,1 раза (110%).

— Есть ли какая-то практическая значимость выявленной в Сибири тенденции?

— Да, если, к примеру, рассматривать ситуацию в Поволжье, то это хороший регион с точки зрения выявления средних российских тенденций. А ваш регион «работает на опережение», и в этом смысле за вами интересно наблюдать с точки зрения оценки краткосрочных тенденций. Если кредитный рост пойдет в Сибири и дальше, то через несколько месяцев он начнется и в России в целом.

— Какие банковские продукты сегодня наиболее востребованы в нашем округе? Почему?

— Востребованы все — начиная от ипотеки и заканчивая потребительским кредитованием. Население, как я уже отмечал, сильно недокредитовано, так что у каждого вида займа есть свой потребитель. У вас в округе достаточно неплохо развита ипотека. В Москве, конечно, лучше, но и у вас сформирован неплохой ипотечный портфель.

— Возможно ли в такой ситуации повторение ипотечного кризиса 2008–2009 годов?

— Когда мы вошли в кризис 2008 года, соотношение кредитов и депозитов в России еще было таково, что розница успешно финансировала сама себя. Так что кризис у нас произошел не из-за внутренних, а из-за внешних проблем. Мы были крайне далеки от ситуации перекредитованности, с которой столкнулись США и ряд других развитых стран. Однако Европа достаточно быстро пережила кризис, и уже по итогам 2010 года темпы роста кредитного портфеля в странах ЕЭС были выше депозитного, тогда как у нас депозитов было в два раза больше, чем кредитов. И это соотношение по итогам первых двух месяцев не меняется. Нам очень далеко до кредитного перепроизводства, и говорить о рисках ипотечного кредитования в России пока рано.

— Какие направления вы считаете перспективными?

— Безусловно, это интернет-банкинг. По разным данным, только 5–6% населения России сегодня пользуется этой услугой (в Европе от 20% и выше). Несмотря на то что в стране достаточно высокое проникновение Интернета, много различных мобильных устройств и гаджетов, куда просто «привязываются» банковские технологии, существуют интересные отечественные разработки в интернет-банкинге, а система безопасности находится на приемлемом уровне. Но проблема в том, что народ в своей массе психологически не готов к данной услуге.

Что касается популярных до кризиса pos-кредитов, в идеале эта форма кредитования может быть успешно заменена кредитными картами. И в стратегической перспективе это произойдет. Пока же такая форма донесения товаров до населения существует и также интересна банкам-кредиторам. Крупные игроки создают специальные бренды для таких направлений.

— В кризис 2008–2010 годов достаточно много отечественных заемщиков, особенно ипотечников, подпортили свою кредитную историю, так как не смогли выполнять свои обязательства перед банками. Оценивали ли вы, как это сказалось на взаимоотношениях кредиторов с такими клиентами?

— Понятно, что пятно в кредитной истории не будет благотворно влиять на отношения человека с банком, но это не означает, что он получил «черную метку» на всю жизнь, банк полностью откажется с ним сотрудничать и он никогда не сможет получить кредит. Просто такой заемщик при рассмотрении кредитной заявки на новый займ попадет в категорию повышенного риска. Это может вылиться в то, что ему будет открыт кредит с меньшим лимитом, потребуется дополнительное обеспечение или установлена более высокая ставка.

— Каких изменений на розничном рынке вы ожидаете в текущем году? Ряд экспертов, к примеру, прогнозирует сохранение бума депозитной активности…

— Не согласен. Думаю, что этот бум мы уже прошли в прошлом году. По, нашим оценкам, к концу 2011-го, если, конечно, не будет никаких кризисных явлений в экономике и форс-мажоров, вызванных природными катаклизмами, темпы роста кредитов и депозитов сравняются и составят порядка 20%. В Сибири кредитов будет чуть больше. С 2012-го кредиты будут расти опережающими темпами, как это было до 2008 года.

— Каких изменений ожидаете по кредитным ставкам?

— Запас по снижению ставок во многом исчерпан, и в текущем году они будут либо стабильными, либо снизятся крайне незначительно. Многое будет зависеть от инфляции. Если она будет на уровне 2010 года — 8%, то и проценты по кредитам будут стабильными, если выше, то и они пойдут вверх.

Ставки могут чуть снижаться в основном из-за того, что экономика России стабилизируется и улучшается ситуация с рисками. Мы во многом разгребли кризисные кредитные завалы: часть из них реструктурирована, часть активов реализована. Да, часть до сих пор висит на балансах банков, но это не так страшно, как год назад.

— Ожидать ли усиления конкуренции на розничном рынке?

— Рынок оживает, поэтому конкуренция будет неизбежно расти. Но здесь происходит много разнонаправленных процессов. Кто-то заходит на наш рынок, кто-то уходит с него. Одновременно усиливается тенденция к консолидации: большие структуры приобретают крупные сетевые банки, которые отличаются широкой географией присутствия, могут унифицировать свои линейки и расходы, за счет экономии на масштабах предлагать конкурентные условия. На первое место в конкурентных преимуществах выходит фактор качества обслуживания, технологического роста. В такой ситуации крайне важным становится то, чтобы дистанционные сервисы, которые все активнее продвигаются на рынок, были простыми, удобными, не ломались и не падали. Это позволит сервисам «зарабатывать» репутацию у населения.

«Континент Сибирь» № 18 (711), Май 2011 года



Comments are closed.

Так же в номере