Главная » Бизнес » Без моста

Без моста

Обрушившийся в преддверии Дня Победы мост на реке Абакан парализовал работу двух алюминиевых заводов «РУСАЛа», угольного разреза «СУЭКа» и приостановил восстановительные работы на Саяно-Шушенской ГЭС. За гарантиями скорейшего разрешения ситуации в столицу Хакасии приехал глава «РУСАЛа» Олег Дерипаска. На период реконструкции стратегически важного моста компании будут пользоваться временным, возведение которого власти региона доверили военным. Если в течение двух недель сооружение не появится, компании начнут нести серьезные убытки.

7 мая в Аскизском районе Республики Хакасии из-за подмыва одной из опор обрушился один пролет железнодорожного моста, главным образом предназначенного для доставки сырья на алюминиевые заводы компании «РУСАЛ» — Саяногорского и Хакасского. Спустя всего два дня обрушились еще два пролета.

Инцидент повлек за собой прекращение поставок сырья на заводы РУСАЛа и приостановку поставок угля с Восточно-Бейского разреза СУЭКа. Под вопросом оказались восстановительные работы на Саяно-Шушенской ГЭС, поскольку именно по этому мосту на пострадавшую электростанцию доставлялось оборудование.

В районе объявлен режим чрезвычайной ситуации, который продлится до конца мая. «Сбои в работе заводов из-за нехватки сырья для производства алюминия могут обернуться серьезными финансовыми и технологическими проблемами для компаний, — сообщил Зимин ИА «Хакасия». — Но это также отразится и на республике: через рост социального напряжения в Саяногорске, снижение налогов, нарушение баланса в экономике в целом».

После изучения ситуации специалистами было принято решение вести восстановление железнодорожной переправы в двух направлениях. В течение ближайших двух недель в качестве временной замены основного моста будет возведен рамно-эстакадный протяженностью 1 км.

58-километровая железнодорожная ветка, в состав которой входит мост, находится в ведении ОАО «Отделение временной эксплуатации» и является ведомственной: предназначена для завоза глинозема и кокса на алюминиевые заводы, а также вывоза готовой продукции. По словам руководителя компании Сергея Тарасова, капитальный ремонт моста проводился в 1997–1998 годах, а последняя проверка проходила около десяти лет назад. Следующий плановый техосмотр был намечен на 2012 год.

«Вопрос об ответственности владельца за обрушение моста и срыв поставок сырья и продукции ряда компаний будет рассмотрен позже, — рассказала «КС» помощник министра регионального развития Республики Хакасии Татьяна Зырянова. — Сейчас профильные министерства занимаются организационными и координационными задачами, но заказчиком всех операций, естественно, выступает «Отделение временной эксплуатации», взявшее на себя все финансовые обязательства».

В день аварии представитель «РУСАЛа» Ольга Санарова сообщила СМИ, что имеющиеся у заводов запасы сырья позволяют обеспечивать стабильную работу предприятий в течение 6–7 дней. Она отметила, что за это время «РУСАЛ» совместно с правительством Хакасии намерены решить вопрос с созданием альтернативных транспортных путей на период ремонта моста. Пополнять запасы сырья планируется с помощью автотранспорта. «В таком режиме мы сможем проработать в течение двух недель. Опасности остановки производства нет», — заверил управляющий директор ОАО «РУСАЛ-Саяногорск» Антон Савченко.

В минтрансе республики «КС» рассказали о возможности подвоза сырья от станции Камышта автомобильным транспортом через мост, расположенный в 7 км от села Аскиз (расстояние до СаАЗа 122 км). Рассматриваются и другие варианты с использованием близлежащих станций. В тоже время специалисты ведомства признают, что координация альтернативных грузовых автоперевозок недостаточно эффективна: компании перевозят лишь треть планируемых объемов.

Временная приостановка поставок оборудования, необходимого для восстановительных работ на Саяно-Шушенской ГЭС, критического значения не имеет, пояснили «КС» в компании. Доставка на гидростанцию крупнотоннажных грузов запланирована на конец августа, более мелкие комплектующие пока будут доставляться автотранспортом. Глава Хакасии распорядился выдать льготные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования «РУСАЛу», «СУЭКу» и компании «РусГидро» (владельцу СШ ГЭС).

Главе «РУСАЛа» Олегу Дерипаске, лично проинспектировавшему ситуацию на заводах, удалось заручиться гарантиями Виктора Зимина оперативного восстановления моста. В свою очередь глава республики обратился в правительство РФ с просьбой разрешить ему задействовать на возведении временного моста местных военнослужащих железнодорожной бригады. Минобороны не возражало. «Так как этот проект требует оперативного решения и не может быть отложен из-за каких-либо рыночных обстоятельств или недоговоренностей пострадавших компаний, такой подход является максимально эффективным и самым оптимальным, — заверили «КС» в минрегионе республики. «Возведение моста пройдет в рамках двухнедельных тактико-специальных учений», — уточнила Татьяна Зырянова.

В правительстве Хакасии отмечают, что никаких бюджетных ассигнований не предполагается, но не исключают государственно-частное партнерство в случае создания дублирующей железнодорожной ветки, сводящей к минимуму уязвимость положения алюминиевых заводов и угольного разреза, чья деятельность напрямую зависит от состояния подъездных путей и переправ. «У нас есть железнодорожная ветка, от которой нужно достроить еще 30 километров путей по степи, — предлагает Виктор Зимин. — Если это сделать, то транспортная безопасность крупнейших предприятий региона будет надежно обеспечена на многие годы вперед».

«Континент Сибирь» № 18 (711), Май 2011 года



Comments are closed.

Так же в номере