Главная » Финансы » "Пик роста рынка лизинга пройден"

«Пик роста рынка лизинга пройден»

Год назад на рынок Сибирского региона вышел филиал компании «РГ Лизинг». О том, каковы итоги его работы, а также о проблемах и перспективах развития российского лизингового рынка в целом, «КС» рассказали генеральный директор компании АНДРЕЙ ФИЛЕВ и руководитель Сибирского филиала ДМИТРИЙ СОЛОГУБ.

ЗАО «РГ Лизинг» основано в 1993 году. Акционером компании является Сбербанк России. Валюта баланса и имущество, переданные в лизинг на 1 января, превысили суммарную стоимость 50 млрд рублей. На 1.01.2007 — 20 млрд рублей.

Андрей Филев. Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Андрей Анатольевич, какова региональная политика развития компании «РГ Лизинг»?

А. Ф.: — Лизинг — один из финансовых инструментов, который до недавнего времени развивался в основном из Москвы. Дело в том, что для проведения крупной сделки нет разницы, где находится клиент. Кроме того, у большинства крупных региональных компаний центральные офисы уже находятся в столице. Однако как только лизингодатель выходит в сегмент малого и среднего бизнеса, стратегия его работы в корне меняется. Этой категории лизингополучателей важно видеть представителя партнера в своем городе, иметь возможность лично обратиться к нему с вопросом и обсудить проблему.

Наше развитие в точности соответствует этому правилу. Долгое время мы не торопились выходить на места, так как являемся 100%-ной «дочкой» Сбербанка России и немногочисленные крупные сделки в регионах могли проводить через систему материнской кредитной организации. Например, у нас есть сделки по лизингу подвижного ж/д состава в Байкальском банке Сбербанка России.

Сейчас мы понимаем, что этот период развития подходит к концу. Если мы хотим расти дальше, то обязаны самостоятельно выходить в регионы, формировать свою сеть. В то же время мы не торопимся сразу открывать филиалы по всей стране. На наш взгляд, в такой ситуации более правильным является поступательное движение. Гораздо больше внимания мы уделяем тому, чтобы филиал как можно быстрее выходил на самоокупаемость и был ориентирован на местный рынок.

— Можете дать оценку работы своего сибирского подразделения?

А. Ф.: — Установленный план выполнен на 99%, что во многом обусловлено нестабильной ситуацией на финансовых ранках, а также постоянно ужесточающейся конкуренцией из-за прихода в округ других игроков. Хотя в целом год был для нас удачным, но я глубоко убежден: рано почивать на лаврах, нужно засучить рукава и двигаться дальше.

Дмитрий Сологуб. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Д. С.: — Стоит отметить, что активно работать на сибирском рынке мы начали в июне минувшего года. К 1 января 2008 года портфель лизинговых сделок, заключенных нашим филиалом, составил 237 млн рублей. Примерно по 40% от договоров пришлось на Новосибирскую и Кемеровскую области, 20% — на Томскую область. С большинством клиентов, в число которых входят крупные компании, в том числе федерального уровня, у нас установились хорошие партнерские отношения. С начала текущего года на рассмотрении находится еще несколько заявок на общую сумму 38 млн рублей.

— Какова отраслевая структура портфеля вашего филиала?

Д. С.: — В настоящее время большая часть нашего лизингового портфеля сформирована за счет сделок с оборудованием. Это горнодобывающее оборудование, автотранспорт для карьеров и угольных шахт. Мы также активно работаем с машиностроительным комплексом — предприятиями ВПК, которым интересен лизинг станков с программным управлением и автотранспорта, в частности, дорожно-строительной техники. Последняя вообще пользуется большим спросом у сибирских компаний, так как в регионах идет строительный бум. Кроме того, нашими клиентами являются компании малого бизнеса и частные предприниматели. У этой категории лизингополучателей самым большим спросом пользуется лизинг автотранспорта и строительной техники.

Однако хочу отметить, что такая структура портфеля не свидетельствует о приоритетах компании. Мы только начинаем развиваться в регионах, и перекосы в ту или иную сторону неизбежны при возникновении крупных контрактов. Со временем портфель вполне может измениться.

— Андрей Анатольевич, есть ли у вас еще филиалы в Сибири, помимо Новосибирского? Каковы планы по дальнейшему расширению сети?

А. Ф.: — Нет, Новосибирск — самый восточный филиал в нашей сети. Сейчас он работает на территории трех регионов: Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. Не исключено, что в перспективе мы будем выходить со своими предложениями на Алтай, возможно, в Тюмень и дальше в район Читы. Когда это произойдет — пока сказать сложно. Сейчас мы планируем в первую очередь расширяться в Поволжье, на северо-западе, а также в нечерноземье. Что касается формата выхода, то это могут быть филиалы, дочерние компании и представительства. Последние требуют меньше вложений, чем филиалы.

— Сегодня в регионы выходит все больше федеральных и региональных компаний. Как это скажется на деятельности местных игроков?

А. Ф.: — Сокращение количества игроков неизбежно. На лизинговом рынке, как и в целом в экономике России, сейчас идет концентрация капитала, а мелким компаниям всегда сложнее находить финансирование.

— Планируете ли вы в связи с этим приобретать региональные компании при заходе на новую территорию?

— За последние полтора-два года нам поступало много предложений от региональных компаний о покупке бизнеса. Мы не приняли ни одного. Дело в том, что заход в регион через приобретение местного игрока не так прост, как кажется, в силу специфики самого лизингового инструмента. Для того чтобы купить компанию, нужно приобрести ее портфель, то есть купить «кота в мешке»: возможные платежи и неплатежи, судебные разбирательства, налоговые последствия и непонятный бухучет. Кроме того, лизинговые сделки на полпути передать очень трудно. Хотя бы из-за разницы между тем, сколько предстоит лизинговых платежей, и тем, что в бухгалтерском балансе с учетом амортизации стоит остаточная балансовая стоимость — и в результате возникает разница, подлежащая налогообложению. Мы решили, что лучше начинать с нуля, с чистого листа.

— Как вы решаете кадровый вопрос?

А. Ф.: — Это очень большая проблема. Причем как в Москве, так и в регионах, несмотря на то что мы предлагаем людям адекватные зарплаты. Дело в том, что квалифицированные кадры в нашей профессии — дефицит. По нашей специальности готовят очень мало специалистов. А лизинг может быть как простым — при типовых сделках лизинга автотранспорта, так и чрезвычайно сложным — при приобретении в лизинг оборудования, недвижимого имущества. Во втором случае я бы назвал лизинг финансовым инжинирингом. Любая сделка по приобретению оборудования или строительства недвижимости с нуля предполагает проработку очень большого количества вопросов. Это работа по приобретению имущества (так как лизинговая компания является собственником имущества), учет всех связанных с этим рисков и управление ими. Это синхронизация графиков платежей. Если же финансирование ведется за счет западных банков, то приходится выстраивать сложные графики синхронизации и регулирования еще и валютных рисков, делать смешанные графики платежей в рублях и в валюте в привязке к площадке, по ставкам и срокам, к пуску оборудования. Это очень сложная и кропотливая работа, которая требует высокой квалификации.

Что касается поиска сотрудников, то, как и все, мы привлекаем их через Интернет, кадровые агентства. Особенно большая миграция специалистов обычно начинается в конце года после выплаты бонусов. Одно из потенциальных направлений — студенты, которых мы обучаем под свои требования и затем принимаем на работу. Наконец, у нас есть богатый кадровый потенциал в системе Сбербанка России.

— Какие изменения произошли в вашей компании в связи с кризисом ликвидности? Как реагируют на это клиенты?

А. Ф.: — Некоторое изменение по ставкам и условиям у нас, безусловно, произошло, как и у всех участников рынка. Но сокращения спроса мы не наблюдаем. Дело в том, что ставка — это не единственный фактор, определяющий решение клиента обратиться к лизингодателю. Да, некоторое время ставки на лизинговом рынке шли вниз, и люди к этому привыкли, но сейчас они понимают, что ситуация изменилась. Ресурсы дорожают, рубль дешевеет, а планы развития остаются. Клиенты сравнивают, сколько они могут заработать, претворяя эти планы в жизнь, сопоставляя с тем, сколько они отдадут за ресурсы. Если оказываются «в плюсе», то все равно используют тот или иной инструмент финансирования. Если в минусе, то отказываются.

— Не наблюдали ли вы приток в вашу компанию клиентов от других лизингодателей?

А. Ф.: — Такое движение идет постоянно. Это нормальные рыночные отношения. Кроме того, хочу отметить, что у нас довольно жесткие требования к потенциальным клиентам: официальная отчетность, высокая степень прозрачности компании и ее бизнеса. Этим параметрам сегодня соответствуют далеко не все потенциальные лизингополучатели. Иногда для клиента решающим моментом в выборе лизингодателя оказываются сроки принятия решений. У нас по сложным продуктам они несколько больше, чем в среднем по рынку — так как мы как «дочка» Сбербанка России консервативны в своих методиках оценки клиента и проводим очень тщательный анализ его заявки.

— Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития рынка лизинга в 2008 году?

А. Ф.: — По моим ощущениям, период крайне интенсивного роста закончился, и один из пиков развития отечественного лизингового рынка пройден. Сегмент по-прежнему будет активно развиваться, но темпы его прироста будут снижаться. Это вызвано рядом причин. Во-первых, финансовый кризис на глобальных рынках так или иначе задел Россию. Это привело к тому, что во второй половине 2007 года какое-то время было сложно получить инвестиционные ресурсы всем игрокам. Ряд банков вообще сворачивал долгосрочное финансирование. В этот период ставки двинулись вверх, начала расти инфляция в рублевом выражении. Во-вторых, до недавнего времени в течение нескольких лет бурно рос сегмент лизинга железнодорожного подвижного состава. Сейчас самый крупный клиент на этом рынке — «РЖД» — может несколько замедлить свои закупки по лизингу, диверсифицируя инструменты привлечения ресурсов и активнее используя механизм прямых закупок. С другой стороны, в стране сегодня есть большой дефицит подвижного ж/д состава. В его приобретении заинтересованы независимые транспортные компании. Но насколько этот спрос сможет быть удовлетворен при увеличении заказов от «РЖД», пока не ясно.

— Можете назвать наиболее важные точки роста в отраслевом разрезе в текущем году?

А. Ф.: — Большой потенциал роста у телекоммуникационной отрасли. Здесь наблюдается быстрое моральное старение оборудования. Но клиенты этого сегмента довольно сложные, так как многие из них имеют доступ к относительно дешевому финансированию. Есть и «отраслевой монополист» на лизинговом рынке — компания «РТК Лизинг».

Неизбежен рост интереса к лизингу со стороны энергокомпаний, где достаточно большой процент изношенного оборудования. Но, скорее всего, он отразится на рынке лизинга только в 2009 году, после завершения реформы РАО ЕЭС.

Очень интересные возможности роста у рынка коммерческой недвижимости. Мы делаем в этом направлении первые шаги, и у нас в портфеле уже есть несколько реализованных сделок, а также ряд заявок от клиентов, но в общем объеме их доля пока незначительна. Хотя на Западе коммерческая недвижимость обычно занимает существенную часть портфеля компании. По-прежнему стабильный спрос ожидаем на лизинг автотранспорта, как легкового, так и прочего: автобусы, грузовые машины, строительная техника. Хотя, по моим оценкам, в 2008 году объем продаж новых автомобилей несколько замедлится. В абсолютных цифрах рынок будет идти вверх, но бурный рост, как два года назад, маловероятен.

Неизбежен рост спроса в машиностроительной сфере и промышленности в целом, так как станочный парк на предприятиях этого сектора экономики сильно изношен. Однако на резкий всплеск интереса вряд ли стоит рассчитывать. Финансовое состояние машиностроительных предприятий долгое время оставляло желать лучшего, а лизинг интересен только тем компаниям, у которых есть прибыль. В противном случае этот инструмент роста оказывается более дорогим, чем кредитование. Если посмотреть официальную статистику приобретения нового станочного парка, то по итогам 2006 года на эти цели в России было затрачено около 0,5 млрд рублей. По итогам 2007-го цифра может вырасти до $1 млрд. Для сравнения: Китай тратит на модернизацию станочного оборудования $8–10 млрд в год. В целом в нашей стране доля лизинга в инвестициях сейчас не очень велика — по разным данным, составляет от 10% до 18%. Хотя это, безусловно, очень перспективный сегмент.

— Каковы ваши планы по росту портфеля Сибирского филиала «РГ Лизинг» на 2008 год?

А. Ф.: — Наши планы — нарастить портфель филиала за 2008 год как минимум в два раза. Это вполне реальная задача, так как мы только заходим на рынок региона и по сути растем с нуля. Рынок в целом будет расти медленнее — примерно на 80% в год.



Comments are closed.

Так же в номере