Главная » Финансы » Все нипочем

Все нипочем

Бум автокредитования продолжится благодаря дилерам и производителям

Сегодня потребность в автокредите в регионах удовлетворяется всего лишь на 40%. Именно поэтому, несмотря на то что некоторые банки повысили ставки по автокредитованию или вообще свернули подобные программы, этот сегмент в будущем году будет активно развиваться.

Стабильность или стагнация?

Эксперты считают, что неудовлетворенный спрос на автомобили заставит сегмент автокредитования развиваться и дальше. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Анализируя ситуацию на региональном рынке автокредитования, участники рынка отмечают существование совершенно разноплановых тенденций. Некоторые эксперты полагают, что в сфере автокредитования до сих пор царит стабильность. «Сейчас каждый игрок занял свою нишу, выработал наиболее прибыльный для себя кредитный продукт и схему финансирования. В результате кредитные продукты разных банков сейчас очень похожи друг на друга», — отмечает начальник управления кредитования КРАБ «Новосибирсквнешторгбанк» Светлана Кабанова.

Другие заявляют о том, что стали ближе к заемщику, несмотря на кризис ликвидности, и даже снизили ставки на пару пунктов. К примеру, в BSGV ставки по автокредитам за последнее время снижались дважды: в сентябре 2007 года и январе 2008-го. Теперь ставки по автопрограммам в банке находятся в диапазоне от 9% до 13%, в зависимости от валюты, первоначального взноса и машины, которую заемщик берет в кредит (как правило, процентные ставки при покупке подержанных автомобилей выше, чем при покупке новых). В Банке Москвы также произошло смягчение ставок по стандартной программе автокредитования, по экспресс-кредитованию условия остались прежними. Банк «УРАЛСИБ» в сентябре 2007 года доработал линейку автопродуктов — появилось три новых кредита: приобретение нового автомобиля иностранного производства — от 11,5% годовых в рублях; на новый отечественный автомобиль — от 12,5% в рублях; на подержанный автомобиль — от 15,5% годовых в рублях. В банках подобные снижения объясняют усилившейся конкуренцией. Эксперты связывают это с желанием игроков воспользоваться нестабильной финансовой ситуацией и потеснить с рынка прежних лидеров.

«На фоне мирового финансового кризиса в конце прошлого года многие небольшие банки ушли с регионального рынка автокредитования, а крупные федеральные финансовые структуры подняли ставки и ужесточили требования относительно возраста автомобилей, пакета документов и подтверждению доходов заемщика», — утверждает директор дирекции авто- и потребительского кредитования Сибирско-Дальневосточной региональной дирекции ОАО «УРАЛСИБ» Юрий Брежнев. Кстати, в последнее время некоторые банки вместо «автолюбительского» кредита начали предлагать клиентам обычный потребительский заем и видят в этой тенденции положительные стороны. «Сейчас своим клиентам для приобретения автомобиля банк предлагает беззалоговый кредит «Классический», который не требует обязательного страхования КАСКО, первоначального взноса, — рассказывает начальник управления автокредитования ОАО «УРСА Банк» Максим Каруля. — По этой программе процент несколько выше, чем по традиционным автокредитам, но «Классический« можно взять гораздо быстрее, чем стандартный автокредит».

Изменение отношения банков к заемщикам заметили и дилеры. «Во второй половине 2007 года банки стали проводить более детальный анализ платежеспособности заемщиков, что привело к увеличению сроков рассмотрения документов«, — рассказывает исполнительный директор ООО «Спорт-авто» (официальный дилер Porsche по Сибирскому региону) Елена Лосева.

Отношения изменятся

По мнению экспертов, несмотря на нестабильность, региональный рынок автокредитования вряд ли замедлит свой рост. Этому будут способствовать высокий спрос на автомобили и острая конкуренция. Все участники сегмента автокредитования будут искать пути дальнейшего развития, в том числе в виде новых форм сотрудничества. В частности, это может привести к разрыву партнерских отношений в составе уже традиционного альянса банк-дилер-страховщик и формированию новых. «Например, появление на российском рынке дочерних структур иностранных автопроизводителей, которые имеют значительные ресурсы для развития льготного автокредитования своих клиентов, сделает менее актуальной существующую сейчас схему сотрудничества банков с автодилерами», — считает Елена Лосева.

«В сложившемся альянсе уже сейчас начинается лоббирование интересов производителей. Наиболее крупные и известные автопроизводители предоставляют собственные кредитные программы, которые предлагаются клиентам автосалонов в первую очередь», — соглашается Юрий Брежнев. А Светлана Кабанова считает, что «глобальных изменений в отношениях банков и дилеров в ближайший год ожидать не стоит. «Хотя, конечно, не исключен вариант прихода нового игрока со своей «изюминкой», который предложит то, чего еще не было предложено другими, — рассуждает собеседница «КС«. — Может быть, появятся какие то новые совместные программы банков, автосалонов, страховых компаний по кредитованию, например, кредитование так называемых trade-in автомобилей. Возможно, изменятся стандартные программы по автокредитованию, смягчатся требования, предъявляемые к заемщикам».

Страховые компании также говорят, что характер их отношений с банками меняется. «За последние полгода банки предоставили своим клиентам полную свободу в выборе страховщика, — рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу страхового холдинга «СТИФ« Сергей Мышко. — Если раньше при оформлении автокредита необходимо было застраховать машину в фирме, выбранной из определенного списка банка, то теперь это решение принимают сами клиенты».

Однако несмотря на это, страховые компании намерены развивать свои отношения с кредитными организациями еще более активно. «Сотрудничество будет развиваться в основном за счет привлечения в качестве партнеров новых банков, в том числе региональных. Запуск совместных программ также возможен, но пока многие банки относятся к таким программам с осторожностью под влиянием ФАС», — рассказывает директор департамента по работе с финансовыми институтами группы «АльфаСтрахование« Владимир Русаков. — Вообще, страхование кредитных машин более убыточно для компаний, чем продаваемых за наличные. Это связано с большими расходами по привлечению клиентов. Но кредитные машины — это большой кусок рынка, и отказываться от него мы не будем — будем искать иные способы снижения убыточности, в том числе и совместно с банками».

Конкуренция принесет развитие

«На фоне роста производства автомобилей автокредитование имеет большой потенциал развития в регионах, где на сегодняшний день потребность в автокредите удовлетворяется всего лишь примерно на 40%, — говорит о перспективах расширения рынка в 2008 году аналитик ИК «ФИНАМ« Константин Романов. — Более того, рынок динамично развивается, и в краткосрочной перспективе прогнозируется увеличение доли купленных в автокредит машин c 35% до 50%».

По мнению начальника отдела автокредитования УРБ Новосибирского филиала ОАО «Банк Москвы» Марины Вильневчиц, развитию автокредитования также будет способствовать увеличение количества игроков на автомобильном рынке Сибири и то, что одни и те же марки будут представлять разные дилеры. В такой ситуации, по мнению госпожи Вильневчиц, даже в рамках одной марки автомобилей будет наблюдаться конкуренция, что положительно скажется на ценах и качестве услуг для автомобилистов. Будет увеличиваться спрос не только на новые иностранные автомобили, но и на подержанные, как с левым, так и с правым рулем. Аналитики «ФИНАМа» ожидают роста объемов кредитования и в сегменте иномарок средней ценовой категории. «Однако в ближайшей перспективе наиболее востребованными останутся машины экономкласса и хорошие подержанные автомобили, парк которых сейчас проходит стадию формирования — его основу составят машины, которые были куплены в автосалонах два-три года назад», — рассказывает Романов.

Впрочем, эксперты не исключают, что после событий прошедшего года сегмент автокредитования несколько изменит вектор своего развития. Так, Максим Каруля считает, что в дальнейшем автокредитование пойдет по западному пути развития: будут ужесточаться условия и проверка платежеспособности заемщика. «Процентная ставка вряд ли будет снижаться», — прогнозирует господин Каруля.

Виктория АНТОНОВА


Comments are closed.

Так же в номере