Главная » Компании » Чай на пробу

Чай на пробу

Компания «Чайный дом» (Санкт-Петербург), владеющая сетью чайных салонов «Унция», планирует создать на их базе одноименные чайные. Первое такое заведение в Сибири открывается в середине февраля в Новосибирске. И хотя в самом «Чайном доме» проект позиционируется как пробный, эксперты «КС» достаточно оптимистично оценивают сетевые перспективы этой идеи.

Сеть чайных салонов «Унция» — франчайзинговый проект петербургской компании «Товарищество чаеторговцев». Первый магазин «Унция» был открыт в Петербурге в 2002 году. Создание федеральной сети началось в 2007-м с открытия двух магазинов в Москве. Сеть «Унция» специализируется на розничной торговле чаем премиумных сортов, посудой, аксессуарами и подарками. Товар взвешивают в унциях (1 унция = 28,35 грамма). На сегодня во франчайзинговую сеть входят 22 магазина в различных городах России и Грузии (общее число магазинов 35). Стандартная площадь магазина — 15–25 кв. м, средний срок окупаемости — девять месяцев.

Как сказал корреспонденту «КС» директор компании «Чайный дом» Денис Запекин, в Новосибирске запланирована компактная чайная европейского стиля — с круглыми столиками и европейской сервировкой. «Откроется она на базе самого большого из наших магазинов, — отметил Запекин. — По результатам работы этой экспериментальной чайной мы и решим, обретет ли формат сетевую судьбу. Если пилотная чайная хорошо себя проявит, подобные заведения будут создаваться и на других наших площадках».

Первые чайные «Унция» были открыты в конце 2007 года в Петербурге и Калининграде. Новосибирск станет третьим городом России, где будет представлен этот формат. В Петербурге прописывается только идеология магазинов, а концепция чайных — вопрос, в котором франчайзи обладают достаточной долей суверенитета. «Открывать большую чайную или компактную, начинать с единичного «пилота» или сразу с «квазисети» — эти нюансы определяются тактикой конкретного франчайзи и спецификой города, — отмечает Денис Запекин. — Брэнд у нас общий, но «внутри« достаточно творческой автономии».

Чайные в Новосибирске предполагаются скромных размеров — пока всего четыре столика. Однако именно такое масштабирование участники рынка сочли разумным и потенциально эффективным.

«Это как раз тот случай, когда не надо механически копировать столичные форматные образцы, — говорит генеральный директор управляющей компании «Ресторатор» Олег Ионко. — В Санкт-Петербурге самоценная, большая чайная «Унция» возможна именно в силу того, что там намного больше доля улиц со значительным пешеходным трафиком. Оживленность улицы для чайной важна, поскольку чайная — заведение импульсного спроса. Думаю, для Новосибирска именно миниатюрные чайные оптимальны, и «Чайный дом« верно выбрал масштаб».

В среде новосибирских рестораторов тема чайных некоторое время фигурировала в скептическом контексте. Считалось, что чайные у нас в городе не приживутся. Им предрекали зыбкую нишу «любительских» проектов. Однако сейчас многие участники рынка замечают поверхностность такого подхода. «Кофейни и чайные вообще не стоит сравнивать между собой, — убежден генеральный директор компании «Кафела« Владимир Хилько. — В кофейнях делают кассу не столько кофе, сколько еда, кондитерские изделия. Недаром в новосибирских кофейнях появляются супы, вторые блюда, каши. А элитный чай — относительно самодостаточный продукт».

По мнению Владимира Хилько, все проекты, в чьем «паспорте» фигурирует слово «чай», практически не образуют общего категориального поля. «Например, не стоит сравнивать «Унцию» с той же «Чайной ложкой» — та сеть по концепции ближе к кофейне, нежели к чайной, — отмечает он. — Чайный «БаоЛинь« — тоже в свою очередь проект совершенно другого типа».

Независимый маркетолог Лариса Москалева убеждена, что мнение о нежизнеспособности чайных далеко от реальной рыночной логики. «Это вывод, сделанный на минимальной исследовательской базе, — объясняет она. — Ведь коммерческих чайных с сетевыми перспективами у нас в городе и не было. Возможно, в Новосибирске «не пошли» именно восточные, «эзотерические« чайные. Все-таки новосибирские потребители в массе к экзотике относятся осторожно. А у европейской чайной нет сколь-либо серьезных помех для рождения и развития». «Чайная хороша именно как сопровождающий формат, как дополнение к чайному магазину. — отмечает Олег Ионко. — Именно этот контекст выбран для чайных, и выбран верно». «Пара кафе — магазин вообще довольно продуктивна, — резюмирует Лариса Москалева. — В таком тандеме могут быть успешными оба компонента — и магазин, и заведение».

Игорь СМОЛЬНИКОВ


Comments are closed.

Так же в номере