Главная » Макроэкономика » "Образование, наука и современные это главные наши конкурентные технологии — преимущества"

«Образование, наука и современные это главные наши конкурентные технологии — преимущества»

В середине ноября группа изданий «Континент Сибирь» провела круглый стол «Новосибирская область: инвестиционные возможности». В ходе круглого стола («КС» N 47) поднимались актуальные темы привлечения инвестиций в экономику области. Продолжая эту тематику, глава областной администрации ВИКТОР ТОЛОКОНСКИЙ ответил на вопросы газеты «Континент Сибирь«.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Как оцениваете динамику инвестиционных процессов в Новосибирской области?

— Динамика достаточно высокая. Последние восемь лет темп роста инвестиций был выше общероссийских показателей. В 2006 году по отношению к 1999-му объем инвестиций увеличился в три с лишним раза. В нынешнем году объем инвестиций возрастет более чем в полтора раза и превысит 60 млрд рублей.

Но и такой темп нас не вполне устраивает. Объемы инвестиций пока недостаточны для решения многих важных экономических и социальных задач области. Поэтому мы всеми мерами стремимся активизировать усилия по привлечению средств в различные сферы экономики региона.

— Какие отрасли наиболее нуждаются в инвестициях? Какие наиболее привлекательны для инвесторов? Как совместить интересы власти и бизнеса в случае расхождения приоритетов?

— Сегодня инвестиционных предложений становится все больше. Бизнес проявляет интерес практически ко всем отраслям экономики области. Но наиболее привлекательными сферами для инвесторов традиционно являются те, где вложенные средства быстрее окупаются, — это сферы торговли, услуг, коммерческой недвижимости. Торгово-развлекательные и бизнес-центры растут в Новосибирске как грибы. И здесь уже остались неудовлетворенными как минимум полтора десятка заявок международных торговых сетей. Мы не можем разместить столько крупных торгово-сервисных центров — для этого просто не хватает площадок.

Для того чтобы обеспечить качество инвестиционного процесса, нам важно направить средства в те сферы, которые, согласно нашим планам, являются перспективными и приоритетными. Мы не стремимся поддерживать размещение средств в традиционных трудоемких промышленных производствах. Бесперспективно пытаться конкурировать с развитыми странами в обычных производствах, традиционных технологиях. Мы здесь исторически отстали, а в некоторых сферах развитию мешают суровый климат, низкая плотность населения, большие расстояния.

Активизацию инвестиционного процесса в огромной степени связываем с образованием, наукой, высокими технологиями, формированием условий для быстрого и эффективного научно-внедренческого процесса. Решение этой задачи позволит дать дополнительный импульс нашим исследовательским центрам и будет способствовать развитию высокотехнологичных, конкурентоспособных видов производства.

Образование, наука и современные технологии — это главные наши конкурентные преимущества. Наш научный и образовательный потенциал был накоплен еще в советское время. Это и научные школы, и крупные университеты, и хорошо оснащенные институты со своими лабораториями и специальными экспериментальными установками. Сегодня создать такие научные центры было бы сложно. Это стоит огромных денег. Формирование такой мощной научной базы было возможно только в советское время для достижения определенных экономических и военно-политических целей. И этим потенциалом мы должны максимально эффективно воспользоваться.

Мы стараемся развивать наши научные центры путем создания технопарковых зон, укрепления материальной базы вузов.

Второе, принципиально важное для нас направление вложений — это производственная инфраструктура, прежде всего транспортная. Так исторически сложилось, что Новосибирск и Новосибирская область выполняли, выполняют и призваны выполнять в будущем роль основного транспортно-распределительного узла в Западной Сибири. В перспективе развитие новосибирского транспортного узла прямо связано с задачами интеграции транспортной сети России в систему международных перевозок: транзита между Европой и Юго-Восточной Азией, выходом на Казахстан, среднеазиатские государства и западный Китай.

Необходимо строить новые аэропорты, автомобильные и железные дороги. Транспортная логистика подсказывает, что в Новосибирске эффективно многие грузы принимать, обрабатывать, переводить на другие виды транспорта и доставлять конечным потребителям. Необходимо создать такой перевалочный пункт между Юго-Восточной Азией и Западной Европой. Для этого требуется строить сеть автомагистралей, развивать малую авиацию. Сейчас из Новосибирска можно улететь во многие страны. А воздушное сообщение с Красноярском, Омском, другими сибирскими городами — проблема. Поэтому планируем серьезно заняться малой авиацией, которая будет дополнять трансконтинентальные перевозки маршрутами на сравнительно небольшие расстояния.

Мы активно привлекаем инвестиции в строительство промышленно-логистических центров, где будут производиться или складироваться товары массового потребления, а потом по транспортной цепочке доставляться к местам назначения. В ближайшие пять лет будет построено около 1,5 млн квадратных метров терминально-складских площадей с удобными подъездными путями.

Заинтересованы мы и в инвестициях в аграрную сферу. Важно, чтобы в сельской местности было высокотехнологичное и конкурентоспособное производство, а на его основе поддерживался нормальный уровень жизни, не происходило социальной деградации деревни.

Расширение производства строительных материалов — также важнейшее направление вложений.

Путь согласования интересов бизнеса и власти один — поиск взаимных интересов. Мы заключаем соглашения о стратегическом партнерстве с рядом крупных компаний. При этом не стараемся обременять инвесторов дополнительной социальной нагрузкой, считая, что главная миссия бизнеса — это развитие производства, создание новых рабочих мест с достойной зарплатой, укрепление налогооблагаемой базы региона.

Мы разработали и приняли Стратегию развития Новосибирской области до 2025 года, в которой достаточно четко прописали наши стратегические приоритеты и направления движения, точки роста, заявили наши инвестиционные потребности. В Стратегии предложено более 25 крупнейших инвестиционных проектов, которые предполагается реализовывать в ближайшее время. Подготовили Схему территориального планирования региона, которая дополняет Стратегию и предлагает пути наиболее эффективного использования территории области. Партнеры имеют возможность познакомиться с нашими планами, согласовать позиции, определить зону своих интересов. Это очень важно для инвесторов. Немаловажную роль в согласовании интересов играет наличие внятного инвестиционного законодательства. Этим законодательством предусмотрены меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, что используется для стимулирования наших партнеров.

— Нынешняя ситуация с реализацией проектов Технопарка, Толмачево, Промышленно-логистического парка?

— Инвестиционный проект по реконструкции аэропорта Толмачево следует признать наиболее успешным результатом взаимодействия бизнеса и власти. Не скрою, администрация очень заинтересована в развитии аэропорта. Это работает на усиление роли Новосибирска как крупного столичного центра. Город объективно выполняет ряд функций для других сибирских регионов. Здесь сконцентрирован банковский и страховой капитал, многие крупные компании, работающие по всей Сибири, имеют штаб-квартиры в Новосибирске. В России есть лишь несколько таких ключевых центров, где концентрируется инфраструктура, рассчитанная на гораздо больший масштаб, чем один субъект Федерации.

Таких темпов развития аэропорт еще не видел. За последние три года удалось существенно обновить технологию и повысить техническую оснащенность порта, поднять на современный уровень обслуживание пассажиров. Аэропорт фактически заново построен, его площадь удвоена.

Но работа далеко не закончена, стоит задача создания многопрофильного авиационно-транспортного узла мирового класса, который способен стать мощным центром деловой активности, ежегодно обслуживать более 5 млн пассажиров и обрабатывать 300 тысяч тонн грузов. И именно этой задаче подчинен реализуемый в настоящее время инвестиционный проект по масштабной реконструкции всего аэропорта, строительству нового терминала. Задача властей — ускорить ввод второй взлетно-посадочной полосы.

Проект Технопарка преодолел подготовительный и организационный этапы и вступил в стадию строительства. Разрешен один из самых сложных вопросов — вопрос с оформлением земельных участков. Одобрен архитектурный проект, разработана проектная документация на сооружение первой очереди строительства. Первым зданием комплекса станет лабораторно-производственный модуль, его сдача в эксплуатацию и размещение в нем первых резидентов назначены на 2008 год. В настоящее время расчищаются площадки, начинается реальное строительство.

Крупный инвестиционный проект, к реализации которого мы приступаем, — это промышленно-логистический парк в районе трассы Новосибирск — аэропорт Толмачево. От инвесторов уже принято более 20 заявок на строительство. Уже выделены участки для компании — производителя стеклянной тары и для транспортно-логистического центра «Евразия-Логистик». Сейчас в основном распределяется земля под инфраструктурные объекты — подъездные пути, развязки и прочее.

В рамках этого проекта мы хотим отработать новые механизмы регулирования всех процедурных вопросов, связанных с реализацией того или иного инвестиционного проекта: решением вопроса по землеотводу, согласованием всех технических условий и прочего. Бюджет берет на себя часть вопросов по созданию необходимой производственной инфраструктуры.

— Можно ли ожидать прорыва в виде крупных инвестиционных проектов в промышленности и производстве, а не только инфраструктуре и транспорте?

— Конечно, многие наши действующие предприятия запускают масштабные инвестиционные проекты по расширению и модернизации производства.

Так, НПО «Элсиб» за счет модернизации производства планирует увеличить производство турбо- и гидрогенераторов почти в четыре раза, двигателей — в полтора раза. Реализация этого бизнес-проекта позволит укрепить позиции региона в данном секторе экономики и вывести его на новые рубежи.

Завод «Тяжстанкогидропресс» делает заявки на совершенно новые для него производства, в том числе связанные с атомной промышленностью.

Готовится к масштабной реконструкции и повышению технологического уровня производства Новосибирский металлургический завод имени Кузьмина. В течение пяти лет здесь планируется построить новые производственные блоки на 700 рабочих мест и удвоить объемы производства.

ООО «Сибантрацит» еще в прошлом году начало осуществление амбициозного инвестпроекта, предполагающего поэтапное увеличение в разы объемов добычи угля. К концу этого года готовится к пуску новая обогатительная фабрика этого предприятия.

В наращивании производства строительных материалов большую роль сыграли реконструкция Искитимского цементного завода, а также ввод в эксплуатацию второй очереди по производству ячеистого бетона на заводе «СИБИТ» компании «Главновосибирскстрой».

Важным «прорывным» проектом в сфере высоких технологий является проект, предложенный «Сибирским центром фармакологии и биотехнологии», — по созданию и производству лекарственных средств на базе электронно-лучевой обработки. В данном случае мы имеем инновацию полного цикла, прошедшую путь от научной идеи до конечного продукта. Речь идет о появлении в области новой перспективной отрасли по производству самых современных медицинских препаратов. Потребность в них огромная. Поэтому принято решение создать специальную рабочую группу по подготовке системного решения для поддержки этого направления.

— Роль федеральных государственных средств в инвестиционном развитии области? Наиболее крупные объекты вложения федеральных инвестиций?

— Хотя во многом в своей инвестиционной стратегии мы опираемся на собственные финансовые, энергетические, земельные, кадровые и другие ресурсы, отдельные инвестиционные программы мы можем решить только во взаимодействии с федеральным центром. Например, Новосибирску для нормального дальнейшего развития нужен еще один мост через Обь в центральной части города. Вряд ли это можно отнести к федеральной компетенции — мост внутри города. Но мы рассчитываем на помощь федеральных властей.

То же самое касается строительства главного корпуса госуниверситета. Да, мы просим помощи у государства. Но все знают о нашем проекте Технопарка, что мы вкладываем сюда около 20 млрд рублей внебюджетных средств, а на строительство корпуса требуется 1–2 млрд рублей. Мы с помощью инвесторов построим для университета бизнес-инкубатор, бизнес-центр суперобразования.

В системе решаемых в данное время совместных задач важнейшей является скорейшее завершение cтроительства второй взлетно-посадочной полосы в Толмачево, начавшееся несколько десятилетий назад. Мы добиваемся ускорения финансирования работ по этому объекту с тем, чтобы ввести его не позднее начала 2009 года.

На федеральные деньги строятся федеральные трассы, в частности, Северный обход Новосибирска. В этом году федеральный бюджет существенно поддержал дорожное строительство в самом Новосибирске, выделив городам-миллионникам по миллиарду рублей. Город рассчитывает получить также финансовую поддержку в 2008–2010 годах на строительство метро. Сейчас проект такой инвестиционной программы согласовывается в министерствах и ведомствах.

Участвуем мы и в ряде федеральных целевых программ социального назначения. Это позволяет привлечь дополнительные ресурсы в сферу здравоохранения, образования, культуры, социальной помощи населению.

— Существуют ли риски инвестиционного процесса в области — нехватка финансов, кадров, проектов? Что может сделать администрация по нивелированию рисков?

— Риски всегда существуют, они учитываются и просчитываются инвесторами. В целом эксперты относят Новосибирскую область к регионам с высоким инвестиционным потенциалом и средним уровнем риска. При этом очень высокий рейтинг имеет наше инвестиционное законодательство, которое призвано охранять интересы бизнеса.

Если раньше главным сдерживающим фактором инвестиционного процесса была нехватка финансов, то в последние годы по мере роста экономики, возрождения старых производств и появления новых все острее проявляется проблема нехватки трудовых ресурсов. Это общероссийская проблема, но для регионов Сибири она особенно актуальна. Убежден, что скоро регионы будут конкурировать не за инвестора, а за население. Ведь инвесторы идут туда, где есть трудовые ресурсы. Сегодня почти на любом предприятии вам скажут: спрос есть, заказы есть, но не хватает рабочих рук, не хватает грамотных специалистов. Поэтому я против размещения в области трудоемких производств, настраиваю свои службы и инвестиционный совет делать акцент на наукоемкие инновационные современные производства, а не гнаться за любыми инвестициями.

Органы власти прилагают сегодня немало усилий по повышению престижа новосибирских учебных заведений. Нужно выиграть конкуренцию у других регионов, чтобы талантливые молодые люди приезжали и учились здесь, а за годы учебы максимально адаптировались и оставались у нас работать. Много внимания уделяем вопросу подготовки рабочих кадров. Эту проблему в самое ближайшее время выносим на обсуждение Совета по стратегическому развитию области.

Не будет у нас никакого инвестиционного бума, если не сохраним население. А чтобы сохранить и увеличить население, необходимо создавать более привлекательные условия для проживания. У людей должны быть возможность работать и зарабатывать, перспектива решения жилищной проблемы, нормально действующая система здравоохранения, условия для отдыха и занятий спортом. И заниматься этим в первую очередь должно государство. Этим достигается сразу несколько целей — повышается качество жизни, регион становится более привлекательным как для населения, так и для инвесторов.



Comments are closed.

Так же в номере