Главная » Макроэкономика » Точка зрения

Точка зрения

«Значение Новосибирска как транспортного узла возрастает»

СЕРГЕЙ ПОЛЕЩУК, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ

— Новосибирск — третий город в Российской Федерации не только по количеству населения, но и по иным параметрам оценки крупнейших городов. И соответственно, как город первой тройки имеет такие же масштабные проблемы. Поэтому внимание Федерации к Новосибирску не меньше, чем к Москве и Санкт-Петербургу. Значение Новосибирска как транспортного узла, логистического центра возрастает. В этом году президентом РФ было принято решение о выделении 1 млрд рублей городам-миллионникам. Суммарно в область на дорожную составляющую из федерального бюджета было направлено 1 млрд 400 млн рублей. В следующем году запланировано выделить 1 млрд 270 млн рублей.

Сегодня вокруг Новосибирска создается разветвленная сеть дорог. Сданы дороги Алтай — Кузбасс, Новосибирск — Томск. В следующем году мы завершаем строительство пускового комплекса, порядка 20 км, Северного обхода, огибающего Сокур. Для завершения этого проекта в текущем году было выделено 2 млрд 400 млн рублей. И такой уровень финансирования сохранится еще два года. Это позволит не только завершить Северный обход в Мочище, но и выйти за Сокур. На стадии проектирования находится строительство юго-восточного обхода. Разработка проекта ведется при взаимодействии с администрацией Новосибирской области. Проект будет тесно увязан с транспортной сетью города Новосибирска. Количество дорожных развязок, их размещение, технические решения скоординированы с планом развития Новосибирска как мегаполиса в юго-восточном направлении. Проектные работы должны быть завершены в 2009 году. Уже зарезервирован коридор. Выкуп земли будет идти с минимальными затратами для государства. Сейчас у нас формируется федеральная целевая программа на 2010–2015 годы, и я надеюсь, что данный проект займет в ней место.

Не менее важно для Новосибирска строительство третьего моста. Министерством предложен ряд путей, которые позволят построить его в кратчайшие сроки. Один из них — строительство на основе государственно-частного партнерства. Мы неоднократно обсуждали этот вопрос с руководством области. В следующем году должны закончиться предпроектные работы. Наличие проектной документации позволит нам рассуждать о судьбе строительства. Мост муниципальный, соответственно, федеральный бюджет может участвовать либо в формате субсидий, либо государственно-частного партнерства. Мы открыты для переговоров в этих двух направлениях. Предварительное финансирование нам понятно, подход администрации города и области также ясен, содействие и понимание будут оказаны в рамках федерального бюджета.


Нацпроект — это только задел на будущее

АЛЕКСЕЙ ГОРДЕЕВ, министр сельского хозяйства РФ:

— Сибирь в каком-то смысле в этом году спасла урожай. Основные зернопроизводящие регионы юга России недополучили приличный объем урожая. А Сибирь дала на 4,5–5 млн тонн зерна больше, чем в прошлом году. В итоге у нас сложился хороший баланс производства зерна, который позволяет не только полностью обеспечить себя зерном на продовольственные и фуражные цели, но и иметь экспортный потенциал примерно 12–14 млн тонн.

Если говорить об экономике, то считаю, что в этом году наконец-то были сформированы более или менее справедливые закупочные цены на сельхозпродукцию для селян. Наша отрасль смогла получить нормальные доходы, чтобы приобрести новую технику, удобрения и так далее.

Новосибирская область внесла хорошую лепту в урожай этого года — более 3,5 млн тонн хлеба. Мы рассматриваем этот субъект Федерации как крупнейший аграрный регион — 3,5 млн га пашни, 660 тыс. человек проживают на сельской территории. Думаю, что наши предки, видные государственные деятели, не случайно начали переселение крестьян из европейской части России для освоения Сибири. Сегодня их дальновидная политика оправдывает себя.

К сожалению, бурного роста в сельском хозяйстве пока нет. Это обусловлено объективными причинами. Плохие погодные условия повлияли на снижение кормовой базы в регионе. Развивать животноводство в этих условиях было очень сложно. Животноводство — достаточно инерционная отрасль, требующая постоянного внимания, долгосрочных капитальных вложений. Раскрутить отрасль в течение полутора-двух лет очень сложно. Особенно если мы говорим о молочном скотоводстве.

Важно, что в области есть серьезные заделы на будущее. Они связаны с научным, технологическим подходом. Нам необходимо выйти на новые технологии, которые повысят продуктивность, сократят затраты в сельском хозяйстве. Мы на следующий год вместе с губернатором Виктором Толоконским предусмотрели увеличение поддержки АПК области из федерального бюджета. Пока запланировано выделение одного миллиарда рублей. Наши взаимоотношения будут строиться на принципах софинансирования. Региональный бюджет также должен участвовать в решении задач, касающихся как модернизации производства, так и социального обустройства села.

Но еще не все резервы для подъема сельского хозяйства были использованы областью.

Во-первых, нужно обратиться к практике, наработанной в регионе, а также к федеральным полномочиям, решать нарастающие проблемы в земельных отношениях (а в каких-то случаях не допускать их), например, незаконный оборот земельных долей, рейдерство, нецелевое использование земли.

Во-вторых, необходимо решать вопрос устойчивого развития сельских территорий. В Новосибирской области этот опыт неплохо наработан. В следующем году в федеральном бюджете предусмотрено увеличение финансирования социальной сферы на селе в пять раз, деньги выделяются для строительства жилья, дорог и даже водоснабжения. На мой взгляд, будущее — за комплексной застройкой сельских поселений. Будут выделяться гранты на строительство современных сельских поселений. Этот опыт область может с успехом использовать.

Еще один резерв — в изменении торговой политики. Но здесь предстоит большая переоценка роли государства в рыночной экономике. Государство должно обязательно присутствовать на рынке как регулятор справедливых экономических и социальных отношений.

Новосибирская область — одна из немногих, где занимаются закупочными интервенциями для поддержания цен на сельхозпродукцию. Это очень правильное решение. Если спросить руководителей сельхозорганизаций, что важнее, бюджетная поддержка или стабильная справедливая цена на рынке, порой они отвечают, что второе важнее.

И нам надо совершенно по-новому взглянуть на будущее сельского хозяйства в Сибири. Наш ближайший сосед — Китай — закупает 7 млн тонн пшеницы у Канады, Австралии, США, Аргентины. Не покупает только у России. Задача правительства России, руководства Новосибирской области — освоить рынки Китая, Кореи, Японии, Вьетнама. Торговать не только зерном, но и продукцией переработки.



Comments are closed.

Так же в номере