Главная » Стиль жизни » Владимир Галузин на сцене оперного театра — 20 лет спустя

Владимир Галузин на сцене оперного театра — 20 лет спустя

В воскресенье, 6 ноября, после двадцати с лишним лет перерыва на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета выступил Владимир Галузин. Ведущий солист Мариинской оперы исполнил свою коронную партию Германа в опере «Пиковая дама». Именно она в свое время принесла ему престижные награды и мировую известность. Партию Лизы исполнила Наталия Тимченко, солистка Мариинского театра, лауреат многочисленных конкурсов и супруга певца. Звездный дуэт, собравший в оперном театре полный аншлаг, был удостоен бурных оваций.

Владимир Галузин называет Новосибирск своей музыкальной родиной. Выходец из города Рубцовска, он еще в детстве любил петь и устраивал импровизированные домашние спектакли. Он начал учебу в барнаульском культпросветучилище, но поднимать культуру в сельских клубах будущему оперному певцу, по его словам, не очень хотелось, поэтому прямо со студенческой скамьи он отправился в ряды Советской армии в составе ансамбля песни и пляски Сибирского военного округа. История о том, как молодой Галузин впервые попал в новосибирский театр оперы и балета со всем взводом в качестве наказания, уже стала хрестоматийной.

Первая встреча с оперой стала, как говорится, судьбоносной. «Это был «Борис Годунов», пел Алексей Яковлевич Левицкий. Спектакль остался у меня в памяти навсегда, забыть его — все равно что плюнуть в колодец, из которого пьешь. С тех пор у меня возникло абсолютное желание петь в опере, сильное, как болезнь, и совершенно чистое», — вспоминает Владимир Галузин. В течение восьми лет он работал артистом Новосибирского театра музыкальной комедии, параллельно заканчивая обучение в консерватории. «Сначала Владимир учился как баритон, но однажды на репетиции спел теноровую партию за отсутствующего солиста. Все сказали: «Володя, да у тебя тенор». Это внесло сомнение в его дальнейшую вокальную судьбу и спровоцировало конфликт с педагогом по вокалу. Владимир был молод и вспыльчив, и после этого случая ушел из консерватории, но потом друзья и педагог по актерскому мастерству уговорили его вернуться. К этому времени в его репертуаре уже был ряд ярких теноровых партий, публика восторженно встречала «Песенку герцога», а с «Песенкой о великом городе» из оперы «Джанни Скикки», которую он пел на сцене оперного, Владимир отправился на прослушивание в Санкт-Петербург», — рассказывает Элеонора Титкова, главный режиссер театра Музыкальной комедии, профессор, заведующая кафедрой музыкального театра Новосибирской консерватории, заслуженный деятель искусств.

И хотя оперетта так и не стала его любимым жанром, именно в этом театре он получил огромный опыт и научился актерскому мастерству. «Долгий путь к опере сформировал меня как артиста, позволил понять, для чего я существую на сцене, независимо от материала», — отмечает Галузин. Мечта об опере сбылась, когда в 1988–1989 годах Владимир Галузин начал свою оперную карьеру в новосибирском театре оперы и балета, где в это время была великолепная плеяда оперных исполнителей: Левицкий, Ягудин, Урбанович, Прудник, Дмитриенко. «Мне посчастливилось поработать с Исидором Аркадьевичем Заком. Это целая эпоха в дирижировании, дирижер-титан. Он меня многому научил. Я с ним первый раз пел «Мадам Баттерфляй». Он меня учил, что главное в опере — музыка, и эти уроки я помню всю жизнь», — вспоминает певец.

Вскоре Владимира Галузина пригласили в Санкт-Петербург, где он сначала вошел в оперную труппу театра «Санктъ-Петербургъ Опера», а с 1990 года стал солистом Мариинского театра. Параллельно певец сделал великолепную международную карьеру, полную громких успехов на самых престижных сценах мира в сотрудничестве с самыми знаменитыми дирижерами и режиссерами. Его работа отмечена званием народного артиста России. Однако со свойственной ему независимостью великий тенор предпочитает самостоятельно распоряжаться своей творческой судьбой, напрямую заключая контракты с театрами. В мировом музыкальном сообществе принято считать его человеком несговорчивым и смелым, способным отстаивать свою точку зрения, а в крайнем случае готовым собрать чемоданы и уехать накануне премьеры. Именно такая история произошла у него со знаменитым дирижером Рикардо Мути. «После этого у меня началась бешеная популярность в Италии, при этом спорить со мной никто уже не решался. Наверное, есть что-то сибирское в моем характере, эта способность жить в режиме «горячо-холодно». Европейские исполнители всегда тихо соглашаются с режиссером, хотя и продолжают делать по-своему, а я готов отстаивать свою точку зрения, сопротивляясь педантизму и бессмысленному эстетству», — рассказывает Галузин.

Идея возвращения Галузина на новосибирскую сцену, по словам Наталии Тимченко, принадлежит именно ей: «Это я его затащила: ну как это так, ты здесь начинал, пускал первые ростки в опере, ты должен приехать познакомиться, увидеться со своими коллегами. О тебе мечтают все театры мира, а ты мечтаешь о Новосибирске, значит, нужно это сделать». К радости новосибирских поклонников оперы, Владимир Галузин внял просьбам и принял решение об участии в «Пиковой даме». Певец, которого принято считать лучшим Германом современности, в репетиционном зале берег голос и уделял основное внимание техническому вхождению в спектакль, несмотря на то, что реализованную в Новосибирске режиссерскую версию Алексея Степанюка из Мариинского театра он считает небезупречной — его несколько смущает появление на сцене черного человека, пришедшего в реалистическую сценографию спектакля «из другой оперы».

Режиссеров, особенно падких на скандальные постановки, Галузин вообще не жалует, делая исключение лишь для Тимура Чхеидзе и Льва Додина, которых называет своими учителями и друзьями. «Но актер должен делать то, что решил режиссер, это наша профессия и условие контракта. Например, в Хьюстоне ставили «Пиковую даму», и там была идея, что Графиня поет свою арию, сидя в ванной спиной к публике, опустив ноги в воду. Вода была настоящая и довольно холодная. И все это только ради того, чтобы Герман плеснул ей водой в лицо на словах «старая ведьма, я заставлю тебя отвечать». Такое отменить уже невозможно, можно только изменить рисунок роли», — вспоминает певец.

«В Новосибирске мне нужно было войти в готовый спектакль и не помешать, внутренне оправдать его для себя. Петь Германа — всегда огромная ответственность для меня, в каждом спектакле появляется новый Герман, главное для меня — не сделать его грубым, отталкивающим. Для артиста каждый спектакль как финальный матч в футболе, это всегда импровизация и риск, поэтому о качестве пусть судит публика», — считает Владимир Галузин.

Если продолжать футбольную аналогию, то и команда подобралась под стать суперфорварду. Лиза в исполнении актрисы Мариинского театра Наталии Тимченко была выразительна и пластична. Наши Павел Янковский, Юрий Комов и Андрей Триллер, спевшие соответственно Елецкого, Чекалинского и Сурина, достойно поддержали звездного гостя и были благосклонно встречены публикой.

Подводя итоги, директор НГАТОиБ Борис Мездрич отметил: «Мнение о том, что наша опера отстает от балета, можно считать устаревшим. Сегодня у нас очень сильные солисты, прекрасные голоса, и это было видно в спектаклях, в том числе и в «Пиковой даме». Выступление Владимира Галузина, этого удивительного таланта, доставило огромную радость зрителям, театру и ему самому — он был счастлив встречей с городом и сценой. Наша совместная работа проходила интересно и легко, а ее результатом стал заинтересованный диалог о перспективах дальнейшего сотрудничества, в том числе о возможности участия Галузина в новых постановках нашего театра».

ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА

Инна Остроменская, PR-менеджер кинотеатра «Победа»:

— Всю прошедшую неделю я прожила под впечатлением от «Пиковой дамы», думаю, как и многие другие зрители, которым посчастливилось попасть на этот удивительный спектакль. Мне повезло сидеть в третьем ряду, и я могла видеть великолепную актерскую игру, выразительную мимику и жесты исполнителей, которые передавали зрителям переживания героев. Раньше в русской оперной культуре исполнитель был в большей степени певцом, чем актером, а этот спектакль стал для меня открытием. «Пиковая дама» поставлена потрясающе: мне понравились декорации и режиссура, очень порадовал прекрасный исполнительский состав. Великолепный Галузин, представляющий Россию в лучших театрах мира, не был единственной звездой — наши артисты составили достойный ансамбль и были удостоены заслуженных оваций. Это был триумф не одного актера, но закономерный успех новосибирской оперной школы. Кстати, Этери Гвазава, ставшая звездой одного из оперных проектов Андреа Андермана, тоже заканчивала новосибирскую консерваторию. О Владимире Галузине я узнала год назад, когда увидела его в главной партии оперы «Паяцы» на экране кинотеатра «Победа». Тогда же мы познакомились с Элеонорой Ивановной Титковой, профессором новосибирской консерватории, которая была преподавателем Владимира Галузина. Она рассказал о его судьбе, о том, как 20 лет назад певец уехал из Новосибирска и вскоре стал мировой звездой. Спасибо оперному театру, который постоянно радует нас прекрасными оперными и балетными постановками. Очень хочется, чтобы возвращение Владимира Галузина на родную сцену было не единственным.

Денис Иванов, ресторатор:

— В этот вечер я попал в оперный театр за компанию со своими московскими друзьями. Так повелось, что для меня с детства более близок балет, и сейчас я с удовольствием хожу на балетные постановки, созданные под руководством Игоря Зеленского. Но этот спектакль произвел на меня самое приятное впечатление. Во-первых, сам приезд знаменитого певца добавил «Пиковой даме» зрелищности и событийности, которые так украшают городскую жизнь. Во-вторых, привлекателен пушкинский сюжет, знакомый с детства. И конечно, прекрасное пение — хотя я и не могу назвать себя большим знатоком оперы, исполнение показалось мне очень гармоничным. Хотелось бы видеть в репертуаре театра больше ярких имен и новых постановок, например, я с удовольствием познакомился бы с такой не знакомой Новосибирску классикой, как оперы Вагнера.



Comments are closed.

Так же в номере