Главная » Экономика » Банки сегментируют бизнес

Банки сегментируют бизнес

На протяжении уже многих лет предприниматели периодически жалуются на недоступность кредитов и высокий уровень ставок. Банкиры же, напротив, говорят, что становятся все лояльнее (не берем в расчет минувший кризис). В чем причина такого «несовпадения» взглядов и кого сегодня хотят кредитовать банки? Об этом корреспондент «КС» ВИКТОРИЯ АНТОНОВА побеседовала с директором департамента малого бизнеса Росбанка АНАТОЛИЕМ ХВОСТИКОВЫМ.

— Многие читатели «КС» из сферы малого бизнеса по-прежнему жалуются, что им недоступны кредиты. Как вы можете это прокомментировать? Дело только в том, что предприниматели скрывают доходы, или есть другие причины?

— Безусловно, серые схемы ведения бизнеса затрудняют общение малых и средних предприятий с банками, однако дело не только в них. Нужно понимать, что у разных банков могут быть неодинаковые подходы к работе с сектором МСБ, что напрямую выражается в требованиях и условиях. Мы давно работаем в этом сегменте и успели накопить огромный опыт взаимодействия с малым и средним бизнесом. Поэтому мы кредитуем предпринимателей и гибко подходим к оценке залогового имущества, выдаем заемные средства под поручительства фондов поддержки предпринимательства и т. д. Большинство клиентов из числа МСБ, как правило, не могут предоставить ликвидных залогов, на 100% прозрачной бухгалтерии или каких-то серьезных активов, тем не менее они являются лояльными заемщиками и исправно погашают взятые в кредит суммы. К тому же на сегодняшний день действует ряд федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса, банки активно включаются в работу с этой категорией клиентов, разрабатывают специальные программы, по которым финансирование можно оформить, заручившись поддержкой фонда, и т. д. В связи с этим проблема недоступности кредитов для МСБ на сегодняшний день уже не имеет той степени актуальности, какую приобрела в период кризиса.

— Насколько сегодня привлекательны клиенты из сферы МСБ для банкиров? Банки заинтересованы больше в крупных клиентах или мелких?

— Банки в первую очередь заинтересованы в качественных клиентах, например, в заемщиках с положительной кредитной историей. Наращивать клиентскую базу за счет крупных компаний довольно сложно, поскольку конкуренция на этом рынке достигла практически максимального уровня, и картина практически не меняется из года в год Малый и средний бизнес в этом смысле более мобилен и привлекателен. Наш опыт работы с компаниями МСБ, в том числе и в кризисные периоды, свидетельствует о стабильности и планомерном росте этого сегмента. На сегодняшний день клиенты из числа предприятий малого и среднего бизнеса становятся все более привлекательными для банков, и многие кредитные организации переключаются на активную работу именно в этом секторе. Что касается Росбанка, то мы не останавливаемся на достигнутых 55 тысячах активных клиентах и продолжаем привлекать новых. В том числе проводим для вовлечения клиентов разные акции.

— Как сильно пострадал сегмент МСБ от кризиса?

— Малые и средние предприятия ввиду большей гибкости, мобильности и неподверженности эффекту масштаба пережили период нестабильности экономики относительно легко, кризисные тенденции коснулись их скорее опосредованно. Безусловно, большинству компаний пришлось пересмотреть свои подходы, перейти в другой сектор работ и т. д., однако большая часть таких предприятий сохранила действующий бизнес и сразу после кризиса начала активно развиваться. Многие клиенты обращались к нам за кредитами на развитие даже в пиковые моменты кризиса и демонстрировали положительные финансовые показатели.

— Как банки адаптировали свои программы в последнее время для бизнеса?

— На сегодняшний день в своей работе с бизнесом банки идут по пути сегментации. За последнее время появилось много локальных программ, рассчитанных на потребности конкретного бизнеса: малого, среднего, ИП. Банки более четко определяют своих клиентов и предлагают им именно то, что для таких компаний наиболее актуально. Росбанк также придерживается данного подхода, мы отслеживаем динамику клиентских предпочтений и пополняем ассортимент необходимыми рынку предложениями.

— Как меняется просрочка в сегменте МСБ в 2010–2011 годах? Каковы прогнозы по этому показателю на ближайшие годы?

— Сейчас, несмотря на недавний кризис, мы можем сохранить уровень просрочки при работе с МСБ в пределах 3%. Это реальная граница для банка, который серьезно относится к качеству формирования своего портфеля. Однако если рассматривать финансирование стартапов, микрофинансирование и другие программы, по своей сути близкие к рознице, то здесь цифры просроченной задолженности будут ощутимо выше, этот факт нужно учитывать. Что касается прогнозов, то в ближайшие годы при отсутствии ярко выраженных кризисных процессов уровень просрочки по кредитам МСБ вряд ли будет подвержен сильным колебаниям и сохранит относительную стабильность.

— Повысил ли ваш банк ставки по кредитам МСБ, если да, то на сколько? Планируется ли это в ближайшее время?

— После кризиса 2008 года Росбанк планомерно снижает ставки по кредитованию. В настоящее время ставка в Росбанке — от 9,3% годовых. Пока ставки мы не повышали.



Comments are closed.

Так же в номере