Главная » Стиль жизни » «Кинотеатр — это магазин, который каждую неделю торгует новым товаром»

«Кинотеатр — это магазин, который каждую неделю торгует новым товаром»

«Победа» — одно из культовых мест на карте Новосибирска. Открывшийся под именем «Пролеткино» в 1926 году, кинотеатр еще помнит появление звукового кино. А после масштабной реконструкции, завершившейся в 2006 году, «Победа» перешла на новый уровень комфорта и технологий. Но главной особенностью этого кинотеатра остается особая репертуарная политика — здесь помнят, что кино не просто бизнес, но вид искусства. О ближайших планах кинотеатра в эксклюзивном интервью рассказал исполнительный директор кинотеатра «Победа» ОЛЕГ ТОФАНЮК.

— Олег Филаретович, чем порадуете зрителей в наступающем сезоне?

— Давайте по порядку. Совсем скоро, 27 августа, к нам приедет Международный Канский видеофестиваль, именно так, с одной буквой «н». Оригинальный фестиваль короткометражных фильмов, уже завоевавший известность в кругах любителей кино и ставший ярким культурным событием, пройдет в Канске уже в одиннадцатый раз, а к нам приедет впервые. Организует фестиваль московская творческая группа «Видеодом», представители которой обязательно заедут в Новосибирск и проведут ряд интересных мероприятий.

— Какие полнометражные фильмы стоит посмотреть в ближайшее время?

— В самом конце месяца, 30 августа, мы покажем фильм «Жить» талантливого режиссера Василия Сигарева. Фильм получил несколько фестивальных наград, в том числе «Белого слона» отечественной гильдии киноведов и кинокритиков. Судя по первой картине режиссера, «Волчок», кино обещает быть очень сильным. Мы ждем, что приедут Василий Сигарев и, возможно, актриса Яна Троянова. В последний день августа мы покажем первый российский фильм о серфинге «На волне». Это яркий международный проект, в фильме снимались реальные чемпионы, на премьеру в Новосибирске приедет режиссер. В прошлом году мы показывали фильм похожего жанра про сноубордистов The Art of Fly. Кстати, несколько лет назад, будучи в командировке на Бали, я увидел по местному телевидению выступления серфингистов. Узнал, где можно попробовать покататься, и таким образом попал на знаменитый пляж Улувату. В тот день я не нашел свободного инструктора, промучился с доской полдня и устал до полусмерти, зато хоть бы немного приобщился к этому завораживающе красивому спорту. Уверен, что фильм будет очень зрелищным.

— У вас действительно плотный график.

— Третьего сентября открывается международный фестиваль «Встречи в Сибири», организатором которого много лет выступает Элла Давлетшина. Программа обещает быть очень интересной. Фестиваль стартует фильмом «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского, которым в прошлом году открывался Венецианский кинофестиваль. Фильм рассказывает о противоположных точках земного шара — оказывается, на суше их не так уж и много, о том, как там все происходит и как живут люди-антиподы. Всего в программе около 12 фильмов, и каждый по-своему хорош. Фестиваль будет идти целую неделю, среди прочих в программе будет два фильма про наш Академгородок. Вообще в последнее время лично мне как зрителю документальное кино кажется даже более интересным, чем игровое. В рамках фестиваля, 4 сентября, мы покажем художественный фильм режиссера Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», который был очень хорошо встречен на «Кинотавре». Это отличное кино, которое рассказывает о буднях модного столичного ресторана, в нем заняты Дуня Смирнова, Алиса Хазанова, Анна Михалкова, Алена Долецкая, Сергей Шнуров и многие другие известные люди.

— Планируете участие в «Интерре»?

— Безусловно, мы не останемся в стороне от этого масштабного события, но пока не готовы раскрывать всех секретов.

— Будут ли еще интересные премьеры отечественных режиссеров?

— Мы планируем показать фильм «Рассказы» талантливого режиссера Михаила Сегала, который отмечен призами «Кинотавра» и «Белым слоном». Картина состоит из четырех новелл, связанных сквозной сюжетной линией. Писатель приносит в издательство рукопись сборника рассказов, которая оказывается магической: стоит начать читать, как попадаешь внутрь рассказанной истории. Одна из новелл под названием «Мир крепежа» была снята на год раньше как самостоятельный короткометражный фильм. На мой взгляд, это отличное кино, и очень смешное. По отзывам критиков, целое получилось еще лучше части.

— Насколько известно, в октябре в «Победе» пройдет очередная «Ночь пожирателей рекламы»?

— Да, это событие запланировано на 5 октября. Могу уверить, что оформление кинотеатра и программа действия заставят гостей мероприятия удивиться, но пусть это станет сюрпризом. Единственное, о чем можно сказать уже сегодня, это запланированный приезд самого Жана Мари Бурсико.

— Зрители всегда с нетерпением ждут фестивалей зарубежного кино.

— Фестивали национального кино — отличная возможность познакомиться с современным кинематографическим процессом во всем его многообразии, не ограничивая себя рамками блокбастеров. Я точно могу сказать, что в ноябре будет очередной фестиваль немецкого кино – немцы планируют все заранее. Обязательно состоится неделя французского кино, израильский кинофестиваль. И конечно, мы будем приглашать деятелей зарубежного кинематографа. Мы привыкли ходить привычными тропами в искусстве, но очень важно расширять границы собственного восприятия. Недавно я узнал, что одна из книг Салмана Рудши признана лучшей книгой за 25 лет по версии «Букера», и прочел ее — это совершенно другая вселенная.

— Будет ли продолжаться проект Camer.On?

— Безусловно, мы будем проводить собрания клуба Camer.On, пока в Новосибирске не перестанут снимать короткометражное кино. Мы также намерены продолжать полюбившуюся зрителям серию оперных показов «Классика в «Победе», привозить другие музыкальные фильмы. У нас нет недостатка в идеях и проектах, творческая команда кинотеатра буквально фонтанирует идеями. Лучшие из них мы стараемся претворить в жизнь.

— Как в целом формируется репертуар, как происходит отбор фильмов?

— Одна из проблем отбора заключается в том, что очень часто мы вынуждены выбирать фильмы для показа, не имея возможности их предварительно посмотреть. Каждую неделю в прокат выходит 5–10 картин, и увидеть предварительно нам удается гораздо меньше. Здесь нам приходится верить на слово дистрибьюторам, внимательно смотреть трейлеры и читать релизы, отслеживать статистику, ориентироваться на фамилию режиссера, актеров и так далее. Те фильмы, которые мы считаем хорошими, мы стараемся показать зрителям.

— Как понять, что фильм хороший?

— Если воспользоваться удачной, на мой взгляд, классификацией директора компании «Нева фильм» Олега Березина, все фильмы можно разделить на развлекательные фильмы-аттракционы и художественное кино, которое можно считать фактом искусства. Конечно, аттракционы гораздо проще показывать, они собирают хорошую кассу и идут при широкой рекламной поддержке. Это довольно просто и не очень интересно, но это наш хлеб. Мы больше заинтересованы в том, чтобы составлять репертуар, богатый хорошими фильмами, привлекательный для продвинутого зрителя. Такое кино требует больших усилий по продвижению, но это именно то, чем мы хотим заниматься. Однако здесь мы зависим от кинопроцесса, который не всегда ритмичен, и политики дистрибьюторов.

— Каково соотношение этих двух категорий в прокате?

— В целом по рынку примерно 95% приходится на развлекательные аттракционы и 5% на художественное кино. У нас, наверное, получается 80% и 20%. Есть отличия и в аудитории — недавно мы проводили исследования, которые показали, что наша публика примерно на десять лет старше. Это в основном не подростки до 18 лет, как в большинстве кинотеатров, а люди от 20 до 30 лет, самая активная, креативная, отзывчивая и продвинутая аудитория. К тому же надо учитывать, что, в отличие от массового кино, шедевры не делаются на конвейере, а публика в основной массе стремится в кино отдыхать. Так что это разумный компромисс.

— Если сравнивать индустрию кинопроката с магазином, то кинотеатр занимает место розницы, а дистрибьюторы выступают в качества оптовиков?

— Да, но это магазин, который каждую неделю торгует новым товаром, не зная заранее, что именно нужно будет продавать на этот раз. И каждый раз нужно новое продвижение, к нам приходит новая публика, в кинотеатре царит новая атмосфера. Мы регулярно посещаем фестивали и кинорынки, отсматриваем интересные новинки, знакомимся с режиссерами, участвуем в обсуждениях. Это огромный объем специфической информации, в которой нужно уметь ориентироваться.

— Расскажите о социальных инициативах прошлого сезона.

— Инициатив много, но для успеха все должно совпасть — так получилось с фильмом «1 + 1», показанным в рамках благотворительной акции «Добрый билет». Во-первых, я его посмотрел, и он мне действительно понравился — не из тех, где единственные удачные эпизоды вошли в трейлер, как это, к сожалению, иногда бывает. Фильм был успешен в европейском прокате, лидировал по нескольку недель по сборам, а во Франции побил все рекорды посещаемости. В ходе акции «Добрый билет» мы отчисляли часть суммы с каждого проданного билета для покупки инвалидных колясок. Мы никому не передавали собранные деньги, а это около 200 тыс. рублей, — это наша принципиальная позиция, и буквально на днях мы приобретем коляски, причем именно тех моделей и модификаций, которые нужны их конечным получателям, соблюдая разумный баланс цены и качества. И конечно, мы сохраним наше предложение для людей пенсионного возраста — билет в кино в дневное время по будням по 50 рублей, а также льготные расценки на оперные сеансы. Нам очень важно, чтобы пожилые люди могли позволить себе с удовольствием сходить в кино.

— Как вообще строится ценовая политика кинотеатра?

— Сегодня в Новосибирске очень плотная конкурентная среда, за последние годы открылось несколько десятков залов, очень высокая степень охвата. Наши цены вполне соответствуют рыночной конъюнктуре и не самые высокие в городе. Постоянные посетители знают, что мы уже два года не повышали цены на билеты. При этом работа кинотеатров сегодня осложняется конкуренцией со стороны Интернета и кабельного телевидения, что особенно актуально для России с ее мягким законодательством в сфере авторского права.

— Вы часто ходите в кино?

— Когда я начинал работать в «Победе», я думал, что буду смотреть кино каждый день. К сожалению, я чаще захожу в зрительный зал, чтобы проверить температурный режим. Сегодня мы много сил отдаем подготовке к открытию новой очереди «Победы».

— Скоро ли ожидать открытия?

— Надеемся, что это произойдет в ближайший год. В многоэтажном комплексе запланированы большая выставочная площадка, зал для официальных приемов и трансформируемая площадка, которая может быть рестораном, клубом и концертным залом. Это, наверно, правильная линия развития и с точки зрения диверсификации бизнеса, и с точки зрения создания современного культурного центра, которого Новосибирску так не хватает.



Comments are closed.

Так же в номере