Главная » Спецвыпуск » Сергей Круглов: "Омский аэропорт - это команда настоящих профессионалов"

Сергей Круглов: «Омский аэропорт — это команда настоящих профессионалов»

В мае ОАО «Омский аэропорт» отмечает свою 75-летнюю годовщину. Корреспондент «КС» ОЛЬГА ДЕМИДОВА накануне юбилея встретилась с генеральным директором ОАО «Омский аэропорт» СЕРГЕЕМ КРУГЛОВЫМ, чтобы поговорить о прошлом, настоящем и будущем предприятия-юбиляра.

— Сергей Федорович, с чего начинался омский аэропорт? Если я не ошибаюсь, ваше предприятие — одно из старейших в Омской области и одно из первых в отрасли в Западной Сибири.

— По летописи омского аэропорта можно изучать историю нашей страны и историю развития воздухоплавания на Урале и в Западной Сибири. Первый самолет марки «Фоккер Ц-4», следующий рейсом Москва-Иркутск прибыл в Омск 17 мая 1929 года. Он сначала перевозил лишь почтовые грузы. В 1955 году был построен аэропорт местных воздушных линий. Через год в Омске произошла настоящая сенсация: был введен в эксплуатацию реактивный самолет Ту-104. Здание аэровокзала, которое функционирует в Омске до настоящего времени, было возведено в 1970 году. А к началу 90-х годов омский аэропорт испытал настоящий «взлет»: в 1991 году численность пассажиропотока достигла 1 млн человек.

— Как предприятие пережило период экономического кризиса 90-х?

— Время перехода к рынку было для нас нелегким испытанием. Забегая вперед, отмечу, что мы вышли из этого «штопора» достойно. А вот в 90-х годах, когда произошло резкое увеличение стоимости авиабилетов, покупательская способность пассажиров была низкой. Если вспомнить, что в так называемое «советское» время при средней зарплате 120 рублей билет до Москвы стоил 36 рублей, то в 90-е годы путешествие в столицу обходилось в две зарплаты. За период с 1990 по 2000 год численность отправленных пассажиров из омского аэропорта сократилась с 1 млн человек до 180 тысяч. «Тучи» над нашим предприятием начали рассеиваться с начала 2001 года, когда благосостояние людей стало улучшаться. Сегодня мы достигли отметки 220 тысяч человек — таковы в этом году показатели пассажиропотока в ОАО «Омский аэропорт». С гордостью замечу, что рост наших показателей выше, чем в среднем по отрасли. Долгое время наш аэропорт не мог иметь статуса международного, поскольку Омск был «закрытым» городом. В 1997 году у нас открылся международный сектор — после того, как был получен соответствующий статус.

— Как в условиях жесточайшей конкуренции работает сегодня омский аэропорт?

— Основные виды производственной деятельности ОАО «Омский аэропорт» следующие: организация и техническое обслуживание воздушных судов, авиапассажиров, багажа, грузов и почты, в том числе международных; осуществление авиаперевозок; строительные работы, в том числе организация строительства аэропорта Омск-Федоровка; дополнительные услуги населению (коммерческие, рекламные, информационные). «Монополисты», — говорят о нас те предприятия, которым приходится вместе с нами завоевывать рынок. Воздушные суда Урала и Западной Сибири, проходящие через Омск транзитом, чаще отдают предпочтение нашему аэропорту. Такое доверие появилось не на пустом месте: мы долгим и упорным трудом завоевывали свой авторитет. Авиакомпании сами выбирают, где более качественное обслуживание и более доступные цены, где наиболее выгодно приземлиться, чтобы «подсадить» на борт новых пассажиров.

Кроме того, мы расширяем сферу своей деятельности. Сегодня из омского аэропорта воздушные суда производят вылет в 15 зарубежных стран. Это страны СНГ — Азербайджан, Таджикистан, Киргизия и др., а также страны дальнего зарубежья — Таиланд, Испания, Болгария, Египет и многие другие. Одним словом, это туристические маршруты. Только за два минувших месяца этого года из омского аэропорта в страны дальнего зарубежья было отправлено 2446 пассажиров. Большинство из них вылетели в города Германии. Эта страна стала самым популярным направлением в последние годы. В летний период самолеты вылетают туда практически ежедневно: в месяц производится 28 рейсов. Также мы обслуживаем чартерные и так называемые реверсивные рейсы.

— Как обстоят дела с грузовыми перевозками?

— В 2003 году увеличение объема обработанного груза на 10,6% произошло за счет роста объема отправленного груза с 52 до 82 тонн на международных воздушных линиях: омский завод имени Баранова отправлял в Иран отремонтированное и новое оборудование. На местных воздушных линиях объем обработанного груза увеличился с 789 до 907 тонн за счет работ на Крапивинском месторождении, куда доставлялись запасные части и оборудование для нефтедобычи.

— Вы упоминали о том, что за последние годы увеличилось количество обслуженных пассажиров.

— Лучше всего об этом скажут следующие показатели: в 2003-м по сравнению с 2002 годом обслужено пассажиров на 55,3 тыс. человек больше, что составило 113,3%. Эта тенденция объясняется увеличением числа как принятых пассажиров — с 179 до 201 тыс. человек, так и отправленных пассажиров — с 196,3 до 223,3 тыс. человек (13,8% к 2002 году). Основной прирост отправленных пассажиров произошел на внутренних воздушных линиях по следующим направлениям: Москва, Барнаул, Красноярск, Ростов-на-Дону, Сочи, Анадырь, Хабаровск, Якутск.

Основные финансово-экономические показатели
работы предприятия

Год Отправки
пассажиров (чел.)
Обработка грузов,
почты (тонн)
Доходы (тыс. руб.) Прибыль от реализации
услуг и товаров (тыс. руб.)
2001 191 284 2925 407 995 29 035
2002 196 286 3329 487 255 43 800
2003 223 347 3682 484 294 41 099

— Каковы планы ОАО «Омский аэропорт»?

— В наших планах до 2005 года — переход в аэропорт Омск-Федоровка. Взлетно-посадочная полоса длиной 2,5 км в ныне действующем аэропорту сдерживает рост объемов, мощности загружены всего на 25%. В новом аэропорту взлетная полоса длиной 2,940 км будет оптимально соответствовать всем требованиям, увеличится загруженность, снимутся многие ограничения. Параллельно с продолжением строительства в Федоровке будем наращивать объемы и в ныне действующем аэропорту, что позволит приблизить срок экономически целесообразного ввода нового аэропорта. Уверены, что в этот период у нас появятся новые партнеры и инвесторы. До 2005 года для увеличения пропускной способности будем производить реконструкцию существующей полосы.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем коллективе.

— В ОАО «Омский аэропорт» в настоящее время работает 1350 сотрудников. Скажу без преувеличения, что это команда высокопрофессиональных специалистов. Для нашего предприятия не характерна текучесть кадров: людям нравится их работа, потому что у них есть общая цель. Зарплата сотрудникам выплачивается вовремя. С начала этого года ее размер увеличился в среднем на 28%. Фонд заработной платы в 2003 году вырос по отношению к 2002 году на 33,6%. В 2000 году наше предприятие было удостоено высокой награды. В рамках международной программы «Партнерство ради прогресса», в которую входят представители пяти государств, наш аэропорт был удостоен приза «Хрустальная Ника».

— Есть ли у вас, генерального директора предприятия, заветная мечта?

— Конечно! Это не только мечта, но и моя основная цель как руководителя. ОАО «Омский аэропорт» не должно быть «одним из лучших». Мы должны быть самыми лучшими. И мы к этому стремимся.

Ольга ДЕМИДОВА


Comments are closed.

Так же в номере