Главная » Спецвыпуск » Омский бизнес уже «вырос из коротких штанишек»

Омский бизнес уже «вырос из коротких штанишек»

Адель ТАНИЧ

Малый бизнес создает до 15% валового регионального продукта Омской области (или 16 млрд рублей), доля поступлений от его деятельности в бюджет области составляет 10%. Как развивается малый бизнес в регионе и какие задачи приходится решать бизнес-сообществу, корреспондент «КС» АДЕЛЬ ТАНИЧ выяснила в беседе с президентом Омского областного Союза предпринимателей, депутатом Законодательного собрания области АЛЕКСАНДРОМ ТРЕТЬЯКОВЫМ.

Омский областной Союз предпринимателей (ООСП) объединяет 188 членов, из них 13 — ассоциированных (то есть коллективных, представляющих собой самостоятельные бизнес-объединения: Омская торгово-промышленная палата, Союз автоперевозчиков и т. д.). За 2003 год в Союз принято 57 новых членов. Бизнесмены и предприниматели, входящие в Союз, представляют следующие отрасли: торговля — 36,5%, производство — 18,9%, научно-техническая деятельность — 5%, строительство — 3,8%, СМИ — 3,4%, автоперевозки — 3%, услуги (риэлтерские, страховые, рекламные, аудиторские, подбор персонала и др.) — 26,1%, ресторанный бизнес — 2,5%.

— Александр Георгиевич, зачем людям, занятым бизнесом, как правило, состоятельным и преуспевающим понадобилась своя организация?

— Мнение о бизнесменах как о людях успешных и самодостаточных имеет под собой определенную почву. Каждый, кому удалось создать собственное дело в условиях постсоветской России, — уже личность волевая и решительная. Но это отнюдь не означает, что в мире бизнеса каждый должен выживать в одиночку. Выжить в гордом одиночестве сложно, но можно. А вот эффективно развиваться, исповедуя при этом принцип самоизоляции своего бизнеса от бизнес-сообщества в целом, просто нереально.

Что же касается основополагающих целей нашего объединения, то их легко понять, достаточно вспомнить 1992 год, когда был создан Союз предпринимателей, — время жесткое, смутное и непростое. Бизнес только начинал делать свои первые шаги. Многие из тех, кто «с головой ушел» в рыночную стихию, понятия не имели о том, как работать в новой системе, как принимать самостоятельные решения и насколько все это рискованно. У многих руководителей вновь созданных рыночных структур просто-напросто не хватало знаний.

Начало девяностых — это и абсолютный правовой беспредел, в экономике в том числе: старые законы отменили, новых еще не создали, а когда правила игры отсутствуют, можно себе представить, что творится на игровом поле! Предприниматели вынуждены были создать свою общественную организацию, которая бы представляла и отстаивала их интересы. Союз предпринимателей постепенно вышел на уровень участия в нормотворческой деятельности, защищая позицию не узкого круга бизнесменов, а интересы региональной экономики в целом.

— За прошедшие годы в экономике произошло много перемен, а Союз по-прежнему остается привлекательным для предпринимателей. Почему?

— На протяжении своей 12-летней истории Союз не просто существует, он развивается, укрепляет свои позиции и имидж. В этом, думаю, большая заслуга его основателя, первого президента, известного омского бизнесмена Юрия Кожевникова, заложившего прочный фундамент, на котором до сих пор держится организация. Секрет «живучести» заключается и в том, что Союз является демократической организацией, уставом которой предусмотрена обязательная смена руководителя через определенный срок. Это дает возможность регулярно «подпитываться» свежими идеями. Ротация происходит и в Координационном совете Союза.

Бизнес начал работать по-новому, большинство структур давно вышли «из тени» и стали платить налоги, участвовать в социальных программах. Перемены в экономике налицо, и это не могло не сказаться на направлениях деятельности организации. К примеру, остались в прошлом задачи по защите предпринимателей от криминала (с этим в девяностых годах мы тоже столкнулись и разработали собственную систему безопасности от рэкета). Но мы, как и раньше, активно участвуем в нормотворчестве, в разработке законов, затрагивающих интересы бизнес-сообщества. Мы нашли свою «линию поведения» с органами исполнительной власти и стараемся непременно участвовать через своего представителя в различных рабочих группах, советах, комиссиях, которые формируются в правительстве Омской области и в органах местного самоуправления.

К примеру, мы участвовали в разработке Концепции развития малого предпринимательства в Омской области и принимали активное участие в составлении целого ряда отраслевых «концепций развития» (в частности, торговли и общественного питания). Подготовили свой пакет изменений и дополнений в региональные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О налоге на игорный бизнес», «О налоге на имущество организаций», создали банк данных непорядочных партнеров и электронный кадровый банк…

В последние годы в деятельности Союза наметились новые тенденции. Например, члены Союза все чаще стали выходить на совместные проекты, создание совместных предприятий и коммерческих структур, объединять свой капитал и выводить бизнес на новый, более высокий уровень. Это говорит о том, что среди представителей Союза существует доверие. Мы исповедуем принципы деловой порядочности и даже составили свой Кодекс чести.

— Наверное, такого бурного роста в создании новых бизнес-структур, как это было 10 лет назад, уже не будет. Тем не менее под эгидой Союза в Омской области открываются консультационные пункты для начинающих предпринимателей. В этом есть необходимость?

— И еще какая! Проект по созданию консультационных пунктов (их уже четыре — в Омске, Таре, Азове, Таврическом) Союз предпринимателей реализует совместно с правительством Омской области, Федеральной службой занятости и Обществом технического содействия. Одна из главных задач — привлечь инициативных жителей региона к предпринимательской деятельности. Весьма широкие перспективы открываются перед предпринимательством на селе, там, где недостаточно развиты сферы производства, переработки и услуг. Кстати, развитие предпринимательства на селе — одна из немногих возможностей создания рабочих мест, обеспечения занятости сельских жителей. Поэтому очень важно помочь начинающим предпринимателям «обрести почву под ногами», обеспечить юридическую поддержку, дать полезный совет, элементарный набор знаний, как вести свое дело. Ведь не каждый может позволить себе пройти дорогостоящие курсы переподготовки или обучающие семинары.

— В чем конкретно должна выражаться поддержка бизнеса?

— Омский бизнес уже «вырос из коротких штанишек» и сегодня не просит от властей льгот и преференций. По большому счету, любые льготы и поблажки несколько расслабляют тех, кому они адресованы. И бизнес тут — не исключение. Поэтому мы говорим о необходимости создания благоприятных условий для развития бизнеса. Во-первых, власть должна обеспечивать для всех хозяйствующих субъектов равные условия, в том числе на получение муниципальных и государственных заказов. Во-вторых, необходимо хотя бы на этапе становления освободить предпринимателя от «нашествия» со стороны многочисленных контролирующих служб (разумеется, если профиль предприятия не связан напрямую с безопасностью граждан). В наших, российских условиях эта практика ни к чему хорошему не приводит — нередко любое начинание губится просто на корню. А вот когда предприниматель встанет на ноги (на это надо как минимум три года), тогда, пожалуйста, приходите с проверками. Это и разумно, и рационально, ведь времена фирм-однодневок попросту уходят в прошлое.

— С вашим приходом на пост президента Союза предпринимателей в нем появились гильдии. По какому принципу они были сформированы?

— Финансовая состоятельность предприятия или частного предпринимателя определяющей роли не играет. Гильдии сформированы, скорее, по «весовым категориям» предприятий, фирм, организаций, которые возглавляют их руководители. При этом свою принадлежность к гильдии каждый волен выбирать сам, в зависимости от самооценки своего потенциала. Для каждой гильдии — своя сумма членских взносов, свои требования. Например, для того чтобы стать членом первой гильдии, бизнесмену нужно представить две рекомендации коллег, уже состоящих в ней. Естественно, чем выше гильдийная принадлежность, тем выше уровень поддержки со стороны Союза.

— Вы довольны тем, как складываются отношения с органами исполнительной и законодательной власти?

— Они складываются по-разному. Главное, что мы всегда можем отстаивать свою позицию Да, порой она расходится с официальной, но если мы защищаем свою точку зрения аргументировано, с цифрами в руках, доказываем, что наше предложение направлено на благо всего реального сектора экономики, а не на лоббирование внутрикорпоративных интересов, то тогда, конечно, власть принимает нашу сторону.

— В начале 90-х, когда был создан Союз, большая часть предпринимателей занималась торговлей. За последние годы внутренняя экономическая структура бизнеса заметно изменилась. Какие тенденции существуют сейчас?

— Сейчас в сфере торговли занято 36,5% членов Союза. Все больше предпринимателей уходят в производство. Это хороший знак, в нормальной экономике так и должно быть. Радует развитие бизнеса в строительстве, сфере услуг, заметный скачок произошел в сфере ресторанного бизнеса. Если же говорить о более глобальных задачах, то сегодня необходимо вплотную заняться решением проблемы интегрирования управленческого потенциала бизнеса в сферу промышленного производства.

— Удается ли деловым людям выкраивать часок-другой на совместный отдых?

— Безусловно. У Союза предпринимателей есть свои традиции в организации совместного отдыха. Мы проводим много корпоративных мероприятий, соревнований. Корпоративный спорт — это не дань моде, это действительно интересно и увлекательно. В этом году мы проводим уже IV Областную спартакиаду, в программе которой турнир среди коллективов (по 18 видам спорта) и турнир среди руководителей предприятий, организаций, фирм. Все большую популярность завоевывает среди омичей открытый городской турнир по пляжному волейболу. Выезды на природу, семейные праздники, неформальные встречи бизнесменов в Клубе деловых людей позволяют лучше понимать друг друга, находить друзей, чувствовать себя комфортно и уверенно в кругу коллег.



Comments are closed.

Так же в номере