Главная » Политика » Никто в регионах не знал, сколько надо голосов за Медведева

Никто в регионах не знал, сколько надо голосов за Медведева

После президентских выборов в регионах активно обсуждалось, будут ли наказаны губернаторы, не обеспечившие высокий процент голосования за Дмитрия Медведева? На этот и другие вопросы в интервью корреспонденту «КС» ЖАННЕ КОСТИНОЙ ответил московский политолог, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий РОСТИСЛАВ ТУРОВСКИЙ.

Фото Михаила ПЕРИКОВА

— Ростислав Феликсович, на этой неделе двум губернаторам не были продлены полномочия — Николаю Киселеву (Архангельская область) и Георгию Шпаку (Рязанская область). Можно это назвать началом чистки губернаторских рядов с приходом нового президента Дмитрия Медведева?

— Это плановые замены. У Киселева и Шпака не было никаких шансов остаться в своих креслах. Слишком много скандалов было в их регионах. От подобных губернаторов Кремль избавляется. В целом же процесс назначения губернаторов замедлился, потому что подавляющее число глав регионов успело переназначиться и имеет впереди более или менее гарантированные два-три, а то и четыре года работы. Первые два года работы президента Медведева пройдут, с этой точки зрения, относительно тихо. В стране будут элементы двоевластия, и к тому же у самого Медведева на данный момент нет собственных кадров. Кстати, в свое время не было их и у Владимира Путина, который тоже делал ставку на действующих губернаторов. Скорее всего Медведев будет работать, ориентируясь на нынешний губернаторский корпус. Если же его радикально менять, то надо устраивать силовые операции, возбуждать уголовные дела, устраивать значимые поводы для увольнения губернаторов, а это большая и сложная история.

Но все это не исключает второго процесса — избавление от наиболее слабых и одиозных губернаторов. Не случайно это происходит именно сейчас, потому что начинают истекать сроки полномочий ряда таких губернаторов, а пролоббировать свое досрочное назначение, поставив вопрос о доверии перед Путиным, они не смогли. Можно предположить, что Шпаком и Киселевым дело не кончится, потому что истекают сроки полномочий президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева, позиции которого в республике серьезно подорваны. Должно быть проведено назначение губернатора Иркутской области в связи с образованием нового субъекта Федерации. Там тоже все непросто, позиции губернатора Александра Тишанина шаткие.

— В Алтайском крае, показавшем плохие результаты и по явке, и по голосованию за Медведева, муссируют слухи, что в ближайшее время могут произойти отставки вице-губернаторов.

— Это естественная реакция. Я не думаю, что Александру Карлину что-то угрожало. Он — непосредственный ставленник Кремля, и такими людьми Кремль не будет разбрасываться. Но найти «стрелочника», чтобы «обелить» губернатора, снять с него ответственность, по правилам игры необходимо. В таких случаях жертвуют фигурами замов, что и может произойти в Алтайском крае.

В связи с голосованием за Медведева сложилась двусмысленная ситуация. Похоже, что никто в регионах не знал, нужно ли много голосов за него или обязательно нужно очень много. Эта ситуация была создана самой президентской администрацией, которая не давала четких установок, сколько голосов отдавать Медведеву. Это видно из результатов в национальных республиках, где голосование полностью управляемо и где процент голосов за Медведева оказался ниже, чем за «ЕР» в декабре 2007 года. Видно, что в Кремле сами не стремились добиться сверхвысоких результатов типа 98–99% за Медведева. Республики, где можно было обеспечить такие результаты, этого не сделали. Значит, это было не в интересах Путина. И действительно, Медведев набрал меньший процент, чем сам Путин на своих вторых выборах.

Кроме того, никто, включая самого Медведева, не был заинтересован в чересчур подозрительных результатах выборов, поскольку они подрывают легитимность нового президента. Отсюда и поведение регионов. Они до конца не понимали, в какой мере нужно стараться. Поэтому и сильно наказывать те регионы, где процент оказался невысоким, не станут.

— Чего ждать главам регионов от предстоящих перестановок в администрации президента и правительстве?

— Если перестановки в правительстве и администрации президента будут существенными, то будет меняться система покровительства. Губернаторам придется адаптироваться к новым условиям, к тем фигурам, которые усилят свои позиции.

Здесь следует различать два уровня отношений. Первый — личные отношения губернатора с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. С Путиным отношения более или менее налажены у большинства губернаторов. Если Путин станет председателем правительства и будет контролировать финансово-экономические отношения между центром и регионами, регионы по-прежнему должны будут проявлять к нему лояльность. Что касается отношений с Дмитрием Медведевым, то явных конфликтов у губернаторов с ним нет. Медведев много ездил по регионам в рамках программы по реализации национальных проектов и сумел выстроить нормальные отношения.

Второй уровень — чиновники президентской администрации и правительства. Там могут быть существенные перестановки: кто-то из них возвысится, а кто-то ослабнет, и в связи с этим многие сложившиеся связи между губернаторами и этими чиновниками могут пострадать. Лоббистский ресурс губернаторов на федеральном уровне может снизиться. В Москве сами чиновники еще не знают, что им достанется.

Ключевой вопрос — будущее «сурковской команды». Если Владислав Сурков (замруководителя администрации президента Путина), как он рассчитывает, становится главой президентской администрации или хотя бы остается на нынешнем посту, то все эти разветвленные отношения, созданные губернаторами с Сурковым и его командой, продолжат работать к взаимному удовольствию. Если же произойдут изменения не в пользу Суркова, то большинству губернаторов придется подстраиваться под интересы тех лиц, кто займет эти места.

— Насколько велика зависимость губернаторов от бизнес-структур?

— Если говорить о частном бизнесе, то его роль невелика. Крупная частная корпорация сегодня, как правило, не в состоянии активно продвигать своих людей в регионах наверх либо добиваться отставок губернаторов. Гораздо более важную роль играют государственные корпорации, которые возглавляют люди, приближенные к Путину. Прежде всего это «Российские технологии» во главе с Сергеем Чемезовым, «РЖД» во главе с Владимиром Якуниным. Отношения с этими структурами действительно важны для губернаторов, для регионов. Потому что они позволяют реализовывать крупные экономические проекты. Не случайно депутатом от Новосибирской области стал представитель «РЖД» Владимир Клименко. Я считаю, что это как раз более действенная связка для вашей элиты, нежели, например, отношения с Олегом Дерипаской.

В России много олигархов, которые в состоянии помогать губернаторам. Но не решать принципиальный вопрос типа «быть или не быть», а только помогать в решении частных задач. А «РЖД» — это структура из тех, которые в состоянии влиять и на процесс назначения губернаторов.

Жанна КОСТИНА


Comments are closed.

Так же в номере