Главная » Стиль жизни » «Микадо» — классика легкого жанра

«Микадо» — классика легкого жанра

Программа цифровых показов оперных спектаклей «Классика в «Победе» продолжается уже не первый год и достаточно популярна у новосибирской публики. На этот раз зрители перенеслись в зал далекой Сиднейской оперы, чтобы увидеть и услышать «Микадо» — комическую оперу Артура Салливана, полную истинно британского юмора и ярких музыкальных пародий.

В фильме «Микадо» есть все, чтобы зрителям не пришлось скучать: яркая и разнообразная музыка Салливана и увлекательный сюжет. Автор либретто Уильям Гилберт наполнил историю о влюбленных, разлученных жестокими законами правителя города Титипу, иронией в адрес азиатских ритуалов в сочетании с не менее убийственной самоиронией по поводу английских нравов. Критики считают оперу одним из первых явлений мультикультурализма, однако сюжет имеет и общечеловеческое значение: речь идет о любви и коварстве, несдержанных обещаниях, абсурдном бюрократизме и людях, занимающих чужое место. На протяжении всего спектакля героям угрожает смертная казнь — повод не важен, был бы палач на месте. К счастью, в финале зрителей ожидают настоящий happy end и целых две свадьбы.

Парадоксальный творческий союз Гилберта и Салливана вошел в историю культуры — во второй половине XIX века вместе они создали 14 комических опер, составивших гордость английского театра. Для англичан Артур Салливан, учившийся, кстати, у Ференца Листа на одном курсе с Эдвардом Григом, значит примерно то же, что Штраус и Кальман для австрийцев или Оффенбах для французов. При этом изысканно вежливый и галантный сэр Артур Салливан считал себя в первую очередь серьезным композитором, а вздорный и громогласный сэр Уильям Гилберт относился к оперетточным либретто без всякого почтения — ему больше нравились собственные трагедии. Однако признание потомков получили именно легкие комические оперы, созданные этим удивительным авторским дуэтом по большей части ради заработка. «Микадо» — самая популярная опера Гилберта и Салливана, выдержавшая 672 представления с момента премьеры в 1885 году.

Фильм-спектакль в постановке Сиднейской оперы демонстрируется не только на экранах более чем 50 кинотеатров Австралии и Новой Зеландии, но и во всем мире: в Великобритании, США, Канаде, Европе и России. И не напрасно — постановка, разыгранная в великолепных декорациях, сохраняет все достоинства оригинала, дополняя его яркими современными аллюзиями. Сын императора Микадо и по совместительству странствующий менестрель Нанки-Пу выдает целый фейерверк великолепных музыкальных пародий. Робкий Ко-Ко, по недоразумению занявший должность главного палача, напоминает типичного представителя племени офисного планктона, вооруженного айпэдом, а ставшая по иронии судьбы его невестой пожилая дама Катиша — рок-диву в стиле группы Kiss. На сцене смешались эпохи и стили, и даже самые японские герои наряжены в кимоно, напоминающие британскую морскую форму: ткань в полоску, пояс-оби из каната и соломенная шляпа в придачу. Веера чиновников сложены из полос газеты Times, а макияж и мимика фарфоровых японских красавиц напоминают ужимки pin-up girls.

Феерически нарядные герои появляются из резных шкафчиков красного лака и традиционных фарфоровых ваз или выезжают на сцену на велосипеде, они шутят, ругаются, строят козни, балансируют на грани абсурда — и все это тонко, органично и забавно. Исполнительская школа отличается точностью и яркостью актерских работ и выверенным вокалом. Звездами спектакля стали тенор Канин Брин, баритон Митчел Бател, сопрано Тайрен Фибиг и контральто Жаклин Дарк — имена достойные, хотя и малоизвестные отечественной публике. Фильм идет с русскими субтитрами и продолжается два с половиной часа с учетом антракта — все как в театре. Любители английского языка получили особое удовольствие от остроумных диалогов и речитативов, исполненных выразительно, с богатой мимикой и чисто британским произношением.

В целом «Микадо» может служить отличным примером того, насколько достойно и в то же время нескучно можно подать зрителям хит полуторавековой давности, если вооружиться высоким профессионализмом, уважением к законам жанра и хорошим вкусом. В англоязычном мире британская комическая опера ставится в государственных и самодеятельных театрах, существуют даже специальные общества любителей, то есть жанр сознательно поддерживается как особый культурный феномен. Нам остается лишь задуматься о незавидной судьбе русской комической оперы, основанной на прекрасных литературных источниках, пережившей свой расцвет во второй половине XVIII века, — мы в отличие от британцев эту традицию развить не сумели, а жаль.

«Программа «Классика в «Победе» была инициирована три года назад совместно с компанией «Невафильм» для расширения репертуара кинотеатра. Ее основное значение заключается в том, чтобы дать зрителям возможность познакомиться с лучшими образцами современных оперных постановок. Проект полностью оправдал наши ожидания и активно развивается: в прошлом году появились абонементы на оперные показы, в этом — новая программа «Победа. Live», посвященная популярной и рок-музыке. Мы показываем лучшие театры мира, лучшие голоса, лучших дирижеров и режиссеров, и все здесь, все в прекрасном качестве», — рассказал исполнительный директор кинотеатра «Победа» Олег Тофанюк. Оперные показы в «Победе» уже стали привычным местом встречи, своеобразным клубом ценителей и знатоков музыкального искусства, которые стараются не пропустить ни одного представления.

В весеннем сезоне «Победа» покажет еще несколько интересных постановок, в том числе оперы, которые никогда не ставились в России. Февраль будет особенно богат на оперы: кроме «Микадо», мы увидим концерт «Три тенора» с участием Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррераса на открытой сцене в Термах Каракаллы (Италия), также будет показана опера Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» о судьбе знаменитой оперной примы. Показы состоятся 20 и 28 февраля соответственно с дневными повторами. «Волшебная флейта» Моцарта в постановке театра «Ла Скала» ожидается в конце марта, а в начале апреля в формате 3D состоится показ оперы Гаэтано Доницетти «Лукреция Борджия» в постановке Английской Национальной оперы.

ИЗ ЗРИТЕЛЬНОГО ЗАЛА

Ольга Верба, доктор медицинских наук, заместитель генерального директора по научной работе медицинского центра «Авиценна»:

— Мы увидели представление в необычном формате, не похожее на привычные оперные постановки. Артур Салливан — один из сравнительно немногих знаменитых английских композиторов, гордость нации, более известной своими литераторами и художниками. Постановщики адаптировали сюжет к современности, приблизили к широкому кругу публики, поэтому спектакль получился ироничным, саркастичным и актуальным. К тому же «Микадо» поставлен в Сиднейском оперном театре, и это еще один плюс: вряд ли многим жителям Новосибирска удастся увидеть эту постановку воочию. Новое прочтение классики — это всегда интересно.

Владимир Миллер, заместитель министра культуры Новосибирской области:

— Посетив очередной показ в рамках программы «Классика в «Победе», я с удовольствием посмотрел комическую оперу «Микадо» в прекрасной постановке Сиднейского оперного театра. Спектакль, безусловно, интересен в качестве нового опыта знакомства с достижениями современного мирового театра. Считаю, что кинотеатр «Победа» делает полезное и важное дело, ведет серьезную просветительскую работу, показывая оперные постановки ведущих театров в прекрасном качестве, позволяющем оценить все нюансы исполнения, актерской игры и сценографии. В этом сезоне нас ждет ряд интересных постановок, которые я буду счастлив посетить. Поделюсь еще одним ярким впечатлением — недавно мне довелось услышать оперу современного французского композитора Филиппа Фенелона «Вишневый сад» по пьесе Чехова, поставленную на сцене «Опера Гарнье» в Париже. Тот факт, что великое произведение русской культуры оказалось в центре внимания одного из лучших театров мира, а со сцены раздавалось прекрасное пение на русском языке, заставило меня испытать радость и гордость.



Comments are closed.

Так же в номере