Главная » Бизнес » Сибирские железнодорожники и лесопромышленники ищут новые формы сотрудничества

Сибирские железнодорожники и лесопромышленники ищут новые формы сотрудничества

Для решения проблемы вывоза продукции сибирского лесного комплекса железнодорожники, лесопромышленники и операторы подвижного состава собрались в Томске на первом заседании Сибирского межрегионального транспортного координационного совета. Какие проблемы мешают сибирским бизнесменам осуществлять вывоз леса из региона и какие пути решения предлагают бизнесу железнодорожники и компании-операторы, выяснял корреспондент «КС» ИГОРЬ БОЧАРОВ.

Напомним, что новый механизм взаимодействия представителей железнодорожной отрасли и бизнеса был создан ОАО «РЖД» в 2011 году в виде восьми межрегиональных координационных советов на всей сети железных дорог. Таким образом, возник способ взаимодействия всех сторон, заинтересованных в организации перевозок, что дает возможность в режиме открытого диалога обсуждать любые затруднения, связанные с вывозом продукции, и принимать необходимые согласованные меры для их устранения. Первоначальные планы о проведении совета в Красноярске были изменены по просьбе губернатора Томской области Виктора Кресса, подчеркнувшего таким образом приоритетность развития лесного хозяйства для области. При этом сам Виктор Мельхиорович принять участие в заседании совета не смог, так как находился в это время в Москве. В заседании координационного совета приняли участие начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько, начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт, исполняющий обязанности губернатора Томской области Александр Феденев, а также руководители крупных промышленных предприятий Сибири и руководители компаний-собственников подвижного состава. Как отметил в своем вступительном слове Александр Целько, учитывая особую роль лесной отрасли в экономике сибирских регионов, участникам рынка предстоит решить задачу привлечения вагонного парка лесоперерабатывающими предприятиями, а также повышения качества использования подвижного состава и инфраструктуры железной дороги. В рамках координационного совета, посвященного вывозу лесной продукции с территории Красноярского края, Алтайского края и Томской области, о своих проблемах с перевозкой грузов промышленники могли рассказать непосредственно руководителям железной дороги и перевозчикам.

Основные претензии лесопромышленников заключаются в том, что при появлении большого количества перевозчиков цены частных операторов на вагонную составляющую не уменьшились, а напротив, возросли. Как отметил генеральный директор ЗАО «КЛМ Ко» Андрей Карпов, «избыточное предложение в данном случае не приводит к снижению цены». Лесопромышленники говорят, что собственники подвижного состава в 2011 году не могли обеспечить их потребности по вывозу продукции по приемлемой цене. Начальник территориального центра фирменного транспортного обслуживания Западно-Сибирской железной дороги Игорь Сарычев подтвердил слова промышленников. Господин Сарычев сообщил, что в 2011 году на ЗСЖД было погружено 1,2 млн тонн лесных грузов, что ниже уровня 2010 года на 11,9%.Снизился уровень погрузки и в январе 2012-го — он составил 73% от уровня января прошлого года. Генеральный директор лесоперерабатывающей компании «Алтай-Форест» Николай Бушков отметил, что частные операторы повышают вагонную составляющую на перевозку леса более чем на 300%. «Из-за такого удорожания мы вынуждены снижать объемы перевозок на отдельные направления. Если в 2009 году мы перевозили 1334 вагона с лесом, то уже в этом чуть боле 900», — сказал он. Компании «Новотранс» и ООО «Трубная транспортная компания» также повышают тарифы по отношению к Прейскуранту 10–01 более чем в два раза. При этом у ОАО «РЖД Логистика» тариф не превышает 26%.

Кроме того, как говорят сибирские лесопромышленники, в настоящее время одной из причин возникновения проблем с перевозкой грузов железной дорогой является отсутствие логистической составляющей у операторов вагонного парка. Как сказал господин Карпов, в итоге наличие вагонов у оператора не обеспечивает их слаженной работы: «Вагоны есть, а парка нет». Для решения проблемы доставки грузов лесопромышленники предлагают максимально обезличить подвижной состав, передав в оперирование ОАО «РЖД» и крупных компаний. С учетом больших объемов перевозок, по словам Игоря Сарычева, вопрос гарантированного обеспечения погрузки, обеспечения подвижным составом и сокращения времени оборота вагонов становится все более актуальным. Технологическим решением может стать организация движения сборных поездов на участке между станциями Асино и Белый Яр по четкому графику. «Смысл в том, что каждый грузовладелец будет знать, к какому времени надо завершить погрузку, чтобы вагон забрали», — говорит Игорь Сарычев.

Игорь Сарычев отметил, что при вывозе лесопродукции существует и проблема больших сроков согласования заявок на перевозку. «Этот пробел, — предложил он, — можно сократить за счет установки у грузовладельцев автоматизированной системы подготовки и оформления перевозочных документов «Этран». В этом году стоимость ее установки снизили, чтобы сделать доступной для мелкого и среднего бизнеса. Одновременно на ряде станций установят терминалы коллективного доступа».

По словам Игоря Сарычева, во многом объемы перевозок зависят не только от состояния рынков сбыта, но и от системы взаимоотношений перевозчика, грузовладельцев и собственников подвижного состава. Основная задача координационного совета — налаживание системы четкого взаимодействия между производителями продукции, государственными органами, железной дорогой и операторами-собственниками подвижного состава. Сейчас вывоз лесной продукции в Томской области и Алтайском крае осуществляется в основном четырьмя компаниями-операторами: ОАО «ПГК», ОАО «Трансконтейнер», ОАО «ТК «Новотранс» и ОАО «Трубная транспортная компания», а также парком стран СНГ. Руководители филиалов компаний-операторов, также присутствующие на встрече, предложили свои пути решения проблем с транспортным обеспечением промышленных предприятий региона. Так, директор Новосибирского филиала ОАО «ПГК» Евгений Долженко говорил о гибкой тарифной системе, применяемой компанией и выгодной как перевозчику, так и грузоотправителю, что позволило ОАО «ПГК» увеличить погрузку лесной продукции из Томской области в 2011 году и планировать наращивание доли компании в 2012-м. ОАО «ПГК» запустило услугу публичной оферты, позволяющую грузоотправителям оформлять онлайн-заказы вагонов на сайте компании, принимая при этом на себя обязательства по уплате неустойки в случае, если не сможет предоставить вагон клиенту в течение 10 дней. Как сказал Евгений Долженко, компания сохранила ставки прошлого года по большинству направлений. «Мы намерены сохранить цены и в I квартале года. Сегодня наши цены по некоторым видам лесопродукции даже ниже Прейскуранта 10–01», — отметил Долженко.

Также одним из вариантов решения проблем лесоперерабатывающих предприятий региона, с которым согласились все участники мероприятия, может стать подписание соглашений об обеспечении вывоза предъявляемых объемов лесных грузов между грузоотправителями Томской области, Алтайского и Красноярского краев с операторами и собственниками подвижного состава. Связующим звеном в этих взаимоотношениях может выступать ОАО «РЖД Логистика» либо организации, созданные под эгидой администраций, которые могут предоставлять дополнительные услуги по регулированию подвода порожних вагонов, экспедированию и оформлению грузов.

«Мы закрываем практически все вопросы для грузовладельцев — от предоставления вагонов до таможенного оформления и планирования заявок, — пояснил директор филиала ОАО «РЖД Логистика» в Новосибирске Сергей Шевцов. — И оплата для грузоотправителя единая. Ему не нужно бегать заключать договоры».

Резюмируя итоги встречи, Александр Целько отметил: «Мы должны вывезти в 2012 году 5,5 млн тонн леса вместе с лесопромышленниками без каких-либо проблем из Красноярского края, Томской области, Алтайского края». Опыт решения проблемы, примененный на Кузбассе, где 12 компаний-перевозчиков приняли на себя обязательства по стопроцентному вывозу продукции угольной промышленности из региона, тем не менее не является панацеей. Как отметил Александр Целько, не нужно слепо копировать методы, применяемые в других регионах: «Это разный рынок, разные регионы и условия. Очень важно, чтобы эта инициатива затрагивала всех в равной степени, а не только железнодорожников». По итогам работы совета лесопромышленники и представители железной дороги приняли решение подготовить письмо в Министерство транспорта РФ для установления предельной величины вагонной составляющей.



Comments are closed.

Так же в номере