Главная » Авто » Автомобиль в дефиците

Автомобиль в дефиците

Парадоксально, но ситуация на автомобильном рынке Сибири по итогам трех кварталов 2010 года оказалась похожа на докризисный 2008 год, когда для того чтобы купить автомобиль, необходимо было вставать в очередь и ждать его на протяжении как минимум двух месяцев. Сейчас ситуация повторяется — многих машин нет в наличии и даже не понятно, когда они появятся, ведь дефицит на некоторые из них наблюдается по всей России. Виной всему то, что большинство производителей после затоваривания 2009 года делали довольно осторожные прогнозы на 2010 год в плане продаж, и поэтому машин не хватает ни Москве, ни тем более регионам. Позитивных изменений в кратчайшее время не предвидится.

По данным «КС», всего за три квартала 2010 года в Сибири было продано более 42 тыс. иномарок, что на 35% больше аналогичного периода 2009 года. Больше всего проданных автомобилей пришлось на Красноярск (20,67%). На втором месте оказался Новосибирск — его доля упала с 18% до 16%. Замыкает первую тройку Кемерово (14,52%). Такие результаты оказались вполне прогнозируемыми. Лидерство Красноярска в продажах по большей части объясняется более стабильной ситуацией на автодилерском рынке. Так, за последние два года с авторынка Красноярска практически не ушел ни один дилер — напротив, в город выходили до этого не представленные там бренды, такие как Porsche, Suzuki, Nissan. В Новосибирске же с начала 2010 года по-прежнему продолжают уходить с рынка дилеры известных брендов, в частности, статусы официальных дилеров утратили «Воронцов Моторс» (Subaru), «Баварский Моторный Центр» (BMW).

Довольно высокий потенциал в плане продаж для производителей среди сибирских городов имеет Иркутск, в котором с момента кризиса продолжают открываться новые дилерские центры и куда продолжают приходить новые бренды.

«Сибирская десятка»

Состав Топ–10 по продажам иномарок в Сибири не претерпел существенных изменений в сравнении с аналогичным периодом 2009 года. В лидерах по-прежнему находится сумевшая нарастить продажи японская Toyota, а вслед за ней идут Chevrolet, Hyundai, Renault. Главной особенностью рейтинга можно считать стремительное укрепление корейских марок — KIA, Daewoo и Hyundai. Так, если по итогам трех кварталов 2009 года ни KIA, ни Daewoo не входили в Топ–10, то благодаря росту более чем в три раза они теперь занимают 5-е и 6-е место соответственно. И если рост KIA обусловлен появлением единого импортера, расширением модельного ряда и агрессивной региональной экспансией, а также тем, что в целом в России этот бренд занимает первое место по продажам, то успех Daewoo обеспечивают две бессменные модели Nexia и Matiz, выпускаемые в Узбекистане. Успехом можно назвать и рост другого корейского производителя — Hyundai, переместившегося в рейтинге с 5-го на 3-е место. В сравнении с «корейцами» европейские марки чувствуют себя менее уверенно. Так, европейский Ford переместился с 3-го на 7-е место, сохраняя очень высокие позиции только в Красноярске и Иркутске. Правда, по словам дилеров компании, такой феномен во многом обусловлен дефицитом машин и отсутствием возможности для дилеров получать дополнительные квоты. Также стоит отметить, что первую десятку Сибири покинули Volkswagen и Opel.

Ситуация в городах

В Новосибирске докризисный статус лидера автомобильного рынка вновь вернула себе Toyota, с большим отрывом обогнав Chevrolet. Неожиданно вошедший по итогам 2009 года в первую тройку Suzuki теперь переместился лишь на 6-ю позицию. Отметим, что в отличие от других городов Сибири довольно низко в рейтинге продаж располагается KIA, лишь замыкающая первую десятку. В минусе по темпам роста продаж оказались бренды, у которых в силу кризиса временно отсутствуют дилеры, — BMW, Fiat, Chrysler, Jeep, Dodge. И наоборот, достаточно высокие темпы роста демонстрируют бренды, нашедшие себе сильных новых дилеров взамен ушедших, — Audi, Skoda, Daewoo.

Похожая ситуация наблюдается и в Омске. По оценкам управляющего директора «Хендэ Мотор СНГ» Дениса Петрунина, по покупательской способности Омск соответствует не городу-миллионнику, а лишь городу с 400-тысячным населением. С коллегой солидарен и директор по развитию бизнеса и дилерской сети «Jaguar Land Rover Россия» Андрей Мохов. Однако причины подобного явления представители импортеров затрудняются назвать. Больше всех в Омске за три квартала «просели» Honda, Fiat, Ford, SsangYong, потерявшие за последний год своих дилеров. Наибольшие темпы роста демонстрирует сменившая дилера Skoda, а также Daewoo, KIA, и Mercedes-Benz. Как бы в подтверждение этого тренда KIA уже находится в процессе назначения в городе второго официального дилера (им станет компания «Барс-НВ»), ищет второго дилера и Mercedes-Benz.

Ситуация в Красноярске обстоит благополучнее, чем в других городах Сибири, — в минус там попали только четыре бренда. Лидерами по приросту стали Daewoo, KIA, SsangYong, Suzuki. Состав первой десятки практически не претерпел изменений в сравнении с 2009 годом, разве что Топ–10 покинул французский Peugeot. Также стоит отметить, что летом этого года в Красноярске открылся дилерский центр Porsche, уже в конце этого года в городе должен открыться второй дилерский центр KIA, а в следующем году — второй центр Hyundai.

Особенностью ситуации в Томске можно считать стремительный рост KIA (в пять раз), позволивший марке занять 4-е место по продажам в городе. Впрочем, исполнительный директор официального дилера KIA в Томске — «Велес-40» — Екатерина Куликова отмечает, что продажи автомобилей очень сильно сдерживают квоты. «На KIA квота составляет всего лишь 30 автомобилей, очередь уже растянулась на пять месяцев», — отмечает Екатерина Куликова. Помимо KIA, высокий рост (+80%) продемонстрировал Volkswagen. И наоборот, SsangYong, Honda и Mitsubishi продемонстрировали высокие темпы падения. По данным участников томского рынка, уже до конца года можно ожидать появления в городе нового официального дилера Mitsubishi. Напомним, что дилерский центр действующего дилера Mitsubishi — «Автодоктор-Моторс» — был выставлен на продажу.

Вытеснять лидеров рынка корейским брендам удается и в Кузбассе. Так, по итогам трех кварталов на втором месте по продажам в Кемерове располагается Daewoo, третье занимает KIA, и лишь потом идут такие марки, как Toyota и Nissan. Наибольшее падение демонстрируют марки Fiat, SsangYong, а также Volkswagen, у которого в этом году произошла смена дилера. Примечательно также и то, что в Топ–10 продаж в Кемерове впервые попал бренд Chance, под которым продается единственная модель — бюджетный автомобиль Chevrolet Lanos.

В Барнауле расклад сил изменился сильнее, чем в других регионах. Так, усилиями двух дилеров KIA увеличила продажи в 20 раз (до этого продажи были единичными), довольно стремительно возросли и продажи автомобилей Chance. На первое место по продажам на Алтае вышел Renault, год назад занимавший лишь 6-е место в городе. Второе и третье места занимают Hyundai и Nissan соответственно, и лишь потом в рейтинге располагаются лидеры сибирского рынка — Chevrolet и Toyota. Такие результаты участники рынка объясняют успешной работой крупного местного мультибрендового дилера «АНТ», официально представляющего в городе и Hyundai, и Nissan. Правда, еще один бренд, представляемый данным дилером, — Mitsubishi — еще год назад располагавшийся на 2-м месте, теперь лишь седьмой.

Иркутск по-прежнему наращивает долю продаж в общесибирских объемах. В город продолжают выходить новые бренды, и в отличие от того же Омска или Новосибирска здесь не закрываются дилерские центры. О развитии премиум-сегмента Иркутска красноречиво говорит тот факт, что такие «немассовые» бренды, как Audi и BMW, входят в Топ–10 брендов по продажам. При этом, как видно из статистики, довольно комфортно в городе чувствуют себя бренды, вышедшие в город не так давно. В частности, более чем в 6,5 раза вырос по продажам Hyundai, и в 6 раз нарастил продажи Peugeot. Оба бренда в городе представляет ГК «Россо», ставшая дилером этих марок в условиях кризиса. Несмотря на предубеждения участников рынка в отношении перспектив корейских марок в Иркутске, высказанные «КС» в прошлом году, бренд Hyundai за короткий срок сумел занять 3-е место по продажам в городе. По словам руководителя отдела маркетинга ГК «Россо» Веры Рыжкович, изначально большая часть продаж Hyundai в Иркутске приходилась на внедорожник Tuscon, а после снятия этой модели с производства спросом пользуется вся линейка, в частности, был продан даже премиумный флагман Equis (стоимостью 3,3 млн рублей).

Вдохновленная успехом Hyundai, к выходу на рынок Иркутска готовится KIA, причем, по данным участников рынка, знакомых с ситуацией, компания планирует назначить здесь не одного, а сразу двух дилеров, что станет прецедентом для города, так как сейчас каждый «иномарочный» бренд представляет по одному дилеру. В связи с этим аналитики считают, что потенциал города в долгосрочном периоде может быть и переоценен. Не случайно несколько лет назад в Иркутск выходил крупный федеральный ритейлер «КМ/Ч» с брендом Chevrolet, на тот момент уже представленным в Иркутске, однако проект не увенчался успехом. В условиях кризиса «КМ/Ч» был вынужден в 2009 году закрыть свой проект в Иркутске, уступив Chevrolet местному дилеру «Люкс-авто». Тем не менее по итогам трех кварталов 2010 года Chevrolet переместился с 3–го на 9-е место по продажам, в то время как в других городах Сибири он входит в «первую тройку», являясь одним из самых востребованных брендов на рынке. Ослабила свои позиции также Mitsubishi, переместившаяся с 4-го на 7-е место, а также Volvo и Citroёn. Нарастить позиции в городе удалось Fiat, а также японскому Nissan, поднявшемуся с 8-й на 4-ю позицию.

Премиум-сегмент

В сравнении с массовым сегментом премиум-сегмент в Сибири чувствует себя достаточно хорошо, демонстрируя устойчивый рост. Лидером премиум-сегмента продолжает оставаться марка Audi, которой не только удалось вырасти на 30% по сравнению с тремя кварталами 2009 года, но даже слегка опередить докризисный 2008 год. Наибольший вклад в продажи вносит иркутский дилер Audi — ГК «Россо», а также новосибирский и красноярский дилеры марки — ГК «СЛК-Моторс» и ГК «Крепость» соответственно.

Лидер российского премиум-сегмента BMW по-прежнему уверенно занимает 2-е место, демонстрируя рост в 25%. Как и в случае с Audi, наибольшей популярностью автомобили этого бренда пользуются в Красноярске (дилер — «Медведь-холдинг») и Иркутске (дилер — «Автоцентр АнгарА»), однако доля Новосибирска в продажах пока крайне мала. После грядущего назначения в столице Сибири нового дилера у BMW есть шансы уменьшить отставание от Audi.

Mercedes-Benz постепенно восстанавливает докризисные позиции, занимая 3-е место и демонстрируя рост продаж в 50%. После открытия дилерского центра в Иркутске компания имеет все шансы потеснить конкурентов, как в самом восточном городе Сибири, где существует отложенный спрос на эти автомобили, что должно отразиться на позициях марки в общем рейтинге. Пока же почти половина всех машин этой марки, проданных в Сибири, остается в Красноярске.

4-е место в премиум-сегменте занимает Lexus, у которого, впрочем, есть все шансы скоро попасть в Топ–3 премиум-сегмента Сибири. Пока у компании присутствует лишь один официальный дилер в Сибири — ГК «Крепость» (Красноярск), обеспечивающий 100% ее продаж в Сибири, однако совсем недавно ГК «СЛК-Моторс» получила статус уполномоченного партнера Lexus в Новосибирске. По данным участников рынка, активно развивать бренд Lexus в Омске планирует и екатеринбургская компания «Авто Плюс». Таким образом, позиции бренда будут только усиливаться.

Замыкает первую пятерку премиум-брендов Land Rover. Наибольший вклад в его продажи вносят иркутский и красноярский дилеры. Однако совсем скоро Land Rover выйдет и в Барнаул — уже сейчас в городе осуществляется строительство полноценного дилерского центра марки. Подробности и сроки открытия салона импортером пока не сообщаются.

За пределами первой пятерки находится Volvo. Сибирские дилеры марки делают ставку на новую модель S60, которая появится в Сибири уже в этом году и должна помочь бренду восстановить свои позиции на рынке, значительно ослабившиеся в кризис по сравнению с лидерами премиум-сегмента.

Есть желание, нет возможностей

Одним из факторов, оказавших огромное влияние на продажи автомобилей за три квартала 2010 года, оказались квоты, выделенные дистрибьюторами на регион. Среди опрошенных «КС» крупных сибирских автодилеров почти каждый столкнулся с проблемой дефицита. Так, в «Автоцентре АНТ» (официальный дилер АвтоВАЗ, ТагАЗ, Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Citroёn в Барнауле) отмечают, что слово «дефицит» сейчас актуально по всем автомобилям среднего ценового сегмента. Сроки ожидания зависят от модели автомобиля и его массовости. Так, очереди на бюджетный Volkswagen Polo Sedan составляют уже почти год. Однако если в случае Polo Sedan такой ажиотаж был предсказуем вследствие заявленной низкой цены автомобиля, то другие модели оказались в дефиците достаточно неожиданно. Покупателям приходится выбирать — или ждать автомобиль, сроки появления которого неизвестны ни ему, ни дилеру, или покупать то, что есть в наличии.

После крайне сложного в плане продаж 2009 года дилеров не может не беспокоить возникновение дефицита автомобилей, которые клиенты готовы купить. Ведь если импортер выполняет план продаж производителя, то для дилеров в небольших городах Сибири объем продаж довольно критичен в плане окупаемости бизнеса. «У нас идут значительные задержки с поставками моделей. Поэтому говорить, что дилеры какой-то марки «смогли продать», некорректно. Правильнее сказать «дилерам такой-то марки импортер поставил столько-то автомобилей, а когда отдаст остальное — неизвестно», — сетует один из крупных участников сибирского дилерского рынка.

В нерасторопности дилеры винят отдельных импортеров, которые излишне перестраховались и заложили низкие прогнозы продаж в регионах на 2010 год без возможности их пересмотра и невозможности получения дополнительных квот. Некоторые дилеры смотрят на проблему более глобально. «Думаю, на ситуацию влияет глобальное мировое распределение квот. Большая концентрация сил производителей сейчас идет на США, Китай, Европу, Корею, Японию, а рынок России пока не настолько крупный, поэтому после раскручивания маховика производства должно пройти какое-то время, чтобы насытить основные рынки, и потом переключиться на «вторичные». Надеюсь, что как раз к концу года произойдет это «переключение»», — отмечает руководитель подразделения Hyundai «Автоцентра АНТ» Максим Проценко.

Исполнительный директор «Автоцентра Велес-40» (официальный дилер Audi, Subaru, KIA, SsangYong, ТагАЗ, Hyundai Truck&Bus в Томске) Екатерина Куликова, напротив, уверена, что хватать машин не будет даже в начале следующего года, приводя пример, что модели Audi Q7 вообще нет в наличии и не понятно, когда появится. С коллегой солидарен учредитель и гендиректор ГК «Феникс Авто» (официальный дилер Audi, Skoda, Subaru, Suzuki в Омске) Сергей Сырников. «В 3-ем квартале только Suzuki выделила нам достаточно автомобилей. В Skoda нам установили квоту 160 при потребности 500 автомобилей на год. Subaru — примерно 60% от необходимого количества. Audi вообще форс-мажор — на Q7 мы не заключаем контракты с августа, так как не знаем когда возобновятся поставки. По существующим контрактам задержка прихода Q7 в Омск достигла нескольких месяцев. Про Q5 и ее квоты лучше и не вспоминать, — ситуация стала только хуже», — отмечает Сергей Сырников.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что не все крупные региональные дилеры так остро переживают проблему дефицита автомобилей. «Проблема с дефицитом конечно есть, однако при планировании в прошлом году мы закладывали рост. Поэтому в целом ситуация с наличием машин нормальная, и сейчас на складе или ближайшем приходе есть практически все модели», — отмечает соучредитель холдинга «Первая Автоколонна» (официальный дилер Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover, Mazda, Ford в Иркутске) Петр Хомяков.

ТОП-5 брендов «премиум-сегмента» по продажам в СФО

Бренд

Продажи за 3 квартала 2010 года

Прирост в сравнении с аналогичным периодом 2009 года

Прирост в сравнении с аналогичным периодом 2008 года

Доли крупнейших городов Сибири в продажах бренда по итогам 3 кварталов 2010 года

Красноярск

Новосибирск

Иркутск

Audi

688

+30,8%

+2,08%

19,3%

19,3%

22,8%

BMW

496

+24,9%

-32,88%

31,3%

2,4%

26,6%

Mercedes-Benz

306

+49,3%

-46,69%

47,7%

28,1%

0,0%

Lexus

226

+111,2%

+179,01%

99,1%

0,9%

0,0%

Land Rover

203

+28,5%

-54,69%

41,4%

19,2%

39,4%



Comments are closed.

Так же в номере