Главная » Спецвыпуск » Рынок оказался больше, чем ждали

Рынок оказался больше, чем ждали

Рост спроса на услуги авиакомпаний, который наблюдается в Западной Сибири уже несколько лет подряд, в этом году произошел в основном благодаря резкому увеличению пассажирских перевозок в Кемерове, Барнауле и Новокузнецке. Это связано с появлением в регионе нового крупного авиаперевозчика — «Аэрофлота». Тем самым подтвердилось мнение авиационных властей о том, что спрос на пассажирские перевозки в регионе не удовлетворен. Об этом корреспонденту «КС» Оксане СНИЦАРЬ рассказал руководитель Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушного транспорта Минтранса РФ Владимир ТАСУН.

Фото Аркадия УВАРОВА

— Владимир Николаевич, какие изменения произошли в сфере пассажирских авиаперевозок по Западной Сибири за первое полугодие 2004 года?

— В целом по региону уже несколько лет подряд рост объемов перевозок пассажиров воздушным транспортом увеличивается на 10-12% ежегодно. Объемы отправок из всех аэропортов Западной Сибири за первые 6 месяцев 2004 года выросли на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом ряд авиапредприятий с начала года значительно улучшили показатели своей деятельности. Например, почти на 30% увеличились отправки из аэропорта Барнаула, более чем на 20% — из Кемерова и Новокузнецка. Это связано с тем, что, помимо авиакомпании «Сибирь», из этих городов начал летать в Москву «Аэрофлот». Тем самым подтверждается факт, что ранее в этих региональных центрах спрос на авиаперевозки не был полностью удовлетворен.

— Основным авиаперевозчиком в Западной Сибири является авиакомпания «Сибирь» — в прошлом году на ее долю приходилось примерно 90% всех авиаперевозок. С какими показателями она завершила полугодие?

— «Сибирь» остается основным перевозчиком в регионе — сейчас она осуществляет более 95% авиаперевозок, хотя темпы роста пассажирских перевозок «Сибири» несколько ниже, чем в прошлом году. За прошедшее полугодие пассажирооборот авиакомпании увеличился на 13,5%. Темпы роста в прошлом году были значительно выше (примерно в два раза). Это связано с тем, что авиакомпания все первое полугодие текущего года отработала тем же парком воздушных судов, что и в прошлом году. Добиться увеличения коэффициента занятости кресел в условиях устаревающего авиапарка очень сложно. Сейчас руководство «Сибири» многое делает для решения этой проблемы — например, взяты в лизинг два А-310, разрабатываются различные схемы обновления авиапарка. С другой стороны, темпы старения авиатехники гораздо выше, чем скорость процессов обновления. Но эта тенденция сегодня характерна для всей гражданской авиации России.

Если говорить о качественных показателях, то нас беспокоит снижение регулярности полетов авиакомпании «Сибирь». Причина этого — в несоответствии широкой маршрутной сети компании возможностям авиапарка. Сейчас количество самолетов «Сибири» точно соответствует расписанию ее полетов — резерва авиатехники нет. Любые сбои в расписании полетов компании, связанные с неисправностью воздушных судов, приводят к нарушению регулярности полетов.

— Что можно сказать о планах авиакомпании «Сибирь» выйти на рынок региональных авиаперевозок с новыми самолетами RRJ?

— На мой взгляд, это не вопрос сегодняшнего дня. У «Сибири» сейчас задача сохранить те позиции, которые она заняла на авиарынке, найти схемы для обновления авиапарка и обеспечить эффективную работу новой авиатехники на своей маршрутной сети. Я сомневаюсь, что в ближайшие несколько лет авиакомпания будет готова занять еще и нишу региональных авиаперевозок.

— С 30 июня по решению арбитражного суда Новосибирской области на ФГУП «Новосибирск Авиа» введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. Каковы, на ваш взгляд, перспективы авиапредприятия?

— «Новосибирск Авиа» продлили сертификат эксплуатанта на шесть месяцев. Планируется, что в течение этого времени предприятие заключит договоры фрахта или аренды воздушных судов и привлечет другие авиакомпании для совместного использования своего авиапарка (три Ан-24) и экипажей. Сейчас «Новосибирск Авиа» активно сотрудничает с кемеровской компанией «Региональные авиалинии», которая выполняет полеты по маршрутам новосибирского авиапредприятия. Однако говорить о дальнейших перспективах «Новосибирск Авиа» сложно. Если за шесть месяцев оно не выйдет из финансового кризиса, то сертификат эксплуатанта на право выполнения полетов может быть ограничен, так как в таком состоянии предприятие не сможет соблюдать нормы летной годности и обеспечивать безопасность полетов. Одним из таких ограничений уже стало прекращение полетов «Новосибирск Авиа» на вертолетах Ми-8. У меня есть определенные сомнения, что по истечении полугода предприятие сможет устойчиво работать. Парк самолетов компании устаревает, а решать вопрос обновления авиатехники в сложной финансовой ситуации вряд ли возможно. Серьезных инвестиций требует и взлетно-посадочная полоса предприятия — на ее ремонт требуется более 50 млн руб.

— Гендиректор аэропорта Толмачево уже несколько месяцев находится в длительном отпуске. Как в связи с этим вы оцениваете ситуацию в Толмачево?

— То, что сегодня происходит в Толмачево, вызывает беспокойство авиационных властей. Текущая деятельность авиапредприятия обеспечивается в полной мере, однако активной реализации планов, заявленных руководством аэропорта весной этого года, не наблюдается. Возможно, это связано с предстоящей приватизацией авиапредприятия, которая запланирована на октябрь этого года. Менеджеры аэропорта обеспокоены предстоящей продажей госпакета акций (51%), так как, очевидно, новый собственник Толмачево будет рассматривать вопрос о смене руководства предприятия. Гендиректор аэропорта Андрей Лобкин является депутатом Думы Сахалинской области. Скорее всего, в декабрьских выборах в Думу он также будет принимать участие. Полагаю, именно этим объясняется его длительный отпуск.

Обеспокоенность вызывает и финансовое положение аэропорта. Известно, что оптимальная сумма займов не должна превышать 25% оборотных средств предприятия. Если кредитных ресурсов больше, то погасить долги предприятию довольно сложно. Кредиты, привлеченные Толмачево на погашение долга перед авиакомпанией «Сибирь» (103 млн руб.) и на реализацию концепции развития аэропорта (более 200 млн руб.), значительно превышают реальные финансовые возможности предприятия. Планируется, что в августе состоится совет директоров Толмачево, на котором будет обсуждаться проблема нынешнего финансового состояния предприятия.

— Что вы можете сказать о финансовых результатах работы авиапредприятий Сибири в целом?

— Согласно оперативным данным, в целом по округу доходы авиапредприятий составили 6855,4 млн руб. (за аналогичный период 2003 года — 6328,2 млн руб.), убытки — 23,8 млн руб. (в прошлом году — 13,7 млн руб.). Основные аэропорты Западной Сибири — Михайловка (Барнаул), Омск, Кемерово и Толмачево (Новосибирск) — отработали полугодие с нулевой рентабельностью. С таким же результатом закончило полугодие ФГУП «Томскавиа». Авиакомпания «Сибирь» пока демонстрирует незначительные убытки, однако к концу года ожидается выход предприятия на прибыль. Сейчас руководство «Сибири» принимает серьезные меры про минимизации расходов авиакомпании, например, происходит избавление от непрофильных видов бизнеса.

Показатели деятельности авиапредприятий Западной
Сибири за первое полугодие 2004 года

Авиапредприятие перевезено пассажиров (чел.) % к прошлому году перевезеногрузов (тонн) % к прошлому году
ООО «Аэрокузбасс» 515 103,8 15 107,1
ЗАО «Авиакомпания Томь-АВИА» 992 163,4 10,42 131,7
ОАО «НАПО-Авиатранс» 1452 132,1 4269,7 178,6
ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» 43 176 127,6 288 94,1
ОАО «Авиакомпания «Сибирь» 1 502 843 117,1 9832 104,6
ФГУП «Новосибирск Авиа» 23 998 100,8 249 82,5
ФГУП «Томскавиа» 76 974 103,6 273 95,1
Западно-Сибирское ОМТУ 1 649 950 116,4 14 937,12 117,6

Источник: Западно-Сибирское окружное
межтерриториальное управление
воздушного транспорта Минтранса РФ
Отправки пассажиров и грузов из аэропортов
Западной Сибири за 6 месяцев 2004 года

Аэропорт пассажиры (тыс. чел.) % к прошл. году груз (тонн) % к прошл. году
Барнаул (Михайловка) 39,3 130,25 157 153,77
Бийск 2,4 84,11 0 0
Кемерово 30,3 120,5 268,6 174,87
Новокузнецк (Спиченково) 29,7 128 65 78,31
Новосибирск(Северный) 15,5 113,13 278 77
Новосибирск(Толмачево) 292,8 114,26 3298 104
Омск 94,5 109 392 74,52
Томск 144 101 2192 80,83
Всего 649 043 11,75 6651,57 93,91

Источник: Западно-Сибирское окружное
межтерриториальное управление
воздушного транспорта Минтранса РФ

Оксана СНИЦАРЬ


Comments are closed.

Так же в номере