Главная » Спецвыпуск » Человек и самолет

Человек и самолет

Сибирские пассажиры скоро смогут выбирать авиакомпанию, руководствуясь не только стоимостью билета, но и типом воздушного судна. Проблема износа самолетов вынуждает региональные авиакомпании искать пути обновления авиапарков и эффективного использования новой техники. В первой половине 2004 года появилось множество «московских» и чартерных рейсов сибирских авиакомпаний, которые позволили серьезно улучшить положение авиаторов. Вместе с тем лидеры авиарынка уже делают следующий шаг, переходя от чартеров к более доходным регулярным маршрутам.

Все сибирские авиакомпании ухватились за шанс обновить свой парк. Однако стратегии использования новых самолетов различаются. Одни авиакомпании предпочитают чартеры (на фото — гендиректор авиакомпании «КрасЭйр» Борис Абрамович), другие — регулярные маршруты (справа — новый А-310 авиакомпании «Сибирь»)

По оценкам специалистов, сегодня вопрос обновления авиапарка имеет стратегическое значение. Как пояснил «КС» руководитель Западно-Сибирского окружного межтерриториального управления воздушного транспорта (ОМТУ) Минтранаса РФ Владимир Тасун, «наблюдая ежегодное увеличение пассажиропотока, мы вынуждены говорить о том, что технические возможности авиации снижаются. А к 2006 году специалисты прог-нозируют превышение пассажирского спроса над предложениями авиакомпаний. Вряд ли решение такой задачи по силам отечественному авиапрому».

Поэтому авиакомпании вынуждены сами искать пути обновления своего парка и пути его эффективного использования. Наиболее перспективной является работа на московском направлении и чартерные перевозки, которые в туристический сезон обеспечивают полную загрузку самолетов и, соответственно, рост пассажиропотока авиакомпаний.

Красноярский взлет

Самый бурный рост пассажиропотока в начале 2004 года продемонстрировали авиапредприятия Красноярского края, почти на 50% к уровню прошлого года — за 6 месяцев перевезено 933,7 тыс. пассажиров (за аналогичный период прошлого года — 640 тыс. человек).

В пресс-службе авиакомпании «КрасЭйр» (на ее долю приходится большинство всех авиаперевозок в крае) сообщили, что за 7 месяцев этого года компания перевезла 1,06 млн человек (рост на 48,7% к итогам 7 месяцев 2003 года). В «КрасЭйр» считают, что во многом рост перевозок стал возможным за счет развития хаба на базе красноярского аэропорта.

Как и в прошлом году, отправки пассажиров из аэропортов края произошли в основном за счет аэропорта Красноярск. За 7 месяцев этого года аэропорт отправил и принял 570 тыс. пассажиров (рост 11,4% к аналогичному периоду 2003 года). В прошлом году в аэропорту Красноярск доля «КрасЭйр» составляет около 70%.

Как сообщили «КС» в пресс-службе «КрасЭйр», на рост показателей авиационной деятельности в Красноярском крае повлияло увеличение частоты полетов основного авиаперевозчика в крае на регулярных рейсах.

Это подтверждает и заместитель руководителя Красноярского ОМТУ воздушного транспорта Минтранса РФ Александр Евграфов: «Рост пассажиропотока в крае связан с расширением программы трансферных перевозок и совершенствованием «веерного» расписания, по которому работает «КрасЭйр». Также повышение спроса на авиауслуги объясняется реализацией программ по субсидированию субъектами РФ социально значимых авиаперевозок на территории, подконтрольной нашему управлению».

По мнению Владимира Тасуна, во многом таких объемов авиакомпания смогла добиться благодаря появлению в ее авиапарке современной авиатехники — двух новых Ил-96-300 и двух Boeing-767, взятых в оперативный лизинг. «Это показатель того, как даже небольшое количество высокоэффективных самолетов может повлиять на развитие самой авиакомпании и пассажирских авиаперевозок в крае», — говорит Тасун.

Так, за сравнительно небольшой период «КрасЭйр» смогла почти в два раза увеличить объем международных авиаперевозок, которые в основном совершаются из Москвы. Налет судов на международных воздушных линиях за 7 месяцев составил 11,8 тыс. часов (рост на 80,8% к аналогичному периоду прошлого года). В основном это чартерные рейсы, на которых, как пояснили в пресс-службе авиакомпании, работают один Ил-96 и два Boeing-767 (также эти самолеты летают на направлении Красноярск-Москва). Увеличение чартерных перевозок авиакомпании из Москвы (в 2003 году доля «КрасЭйр» в аэропорту Домодедово составляла 9,4%) может привести к сокращению регулярных рейсов. Тем более что об этом свидетельствует тенденция последних двух лет: доля регулярных рейсов от всего объема перевозок «КрасЭйр» в 2003 году составляла 63%, в 2002 году — 75%.

Наряду с резким ростом пассажирооборота в Красноярском крае наблюдается снижение перевозок грузов воздушным транспортом (в первом полугодии 2004 года — 11,6 тыс. тонн, за аналогичный период 2003-го — 15,8 тыс. тонн). По словам Александра Евграфова, это связано с тем, что красноярская авиакомпания «Абакан Авиа», которая специализируется на грузовых перевозках за рубеж, была вынуждена сократить объемы своей деятельности из-за введенных ограничений по шумности на допуск Ил-76 (основной для авиакомпании тип самолета) на зарубежные маршруты.

Региональные компании набирают вес

Рост показателей, который впервые за несколько лет в прошлом году продемонстрировали авиапредприятия Восточной Сибири, продолжился и в первом полугодии 2004 года. За последние 6 месяцев пассажирооборот в Восточной Сибири вырос на 20% (по сравнению с аналогичным периодом 2003 года), перевезено 104,7 тыс. пассажиров (рост по сравнению с прошлым годом — 10%). Отправки из аэропортов увеличились на 11,1% и составили 264,7 тыс. человек, объем грузоперевозок вырос на 34%.

Сегодня до 40% всех перевозок из аэропорта Иркутск выполняет авиакомпания «Сибирь», которая планирует увеличить свою долю также за счет новой техники. Как сообщил «КС» менеджер по связям с общественностью авиакомпании Евгений Филянин, в ближайшее время «Сибирь» может увеличить свою долю перевозок на самом массовом в Иркутске направлении — московском. «Сейчас «Сибирь» только на этом маршруте осуществляет примерно 40% перевозок, остальной пассажиропоток делят между собой «Аэрофлот», «Трансаэро», «Энкор», «КрасЭйр» и другие. Однако в связи с заменой на этом направлении самолета «Сибири» ТУ-154 на более вместительный и комфортабельный А-310, наверняка наша доля перевозок из Иркутска увеличится до 50%».

За первое полугодие значительно выросли объемы перевозок и у местных авиакомпаний. Как рассказали «КС» в Восточно-Сибирском МТУ воздушного транспорта, авиакомпания «Даурия» увеличила свой пассажирооборот на 40%, рост перевозок пассажиров составил 38% — это связано с увеличением частоты полетов компании и открытием нового рейса Чита-Краснокаменск. Перевозки грузов «Даурией» увеличились в 2,9 раза. Такое серьезное повышение показателей связано с увеличением чартерных грузовых рейсов. Кроме этого, в 2003 году было аннулировано свидетельство эксплуатанта авиакомпании «ИрАэро», сейчас ее объем грузоперевозок выполняет компания «Даурия».

Увеличение объемных показателей к концу года планируют авиакомпании «Читаавиа» и «АэроБратск». Это связано с тем, что несколько месяцев назад новым владельцем региональных авиакомпаний «АэроБратск» и «Читаавиа» стала московская инвестиционная группа «Центр-Капитал», которая в начале 2004 года приобрела 12 Boeing-757 у немецкой авиакомпании Thomas Cook Airlines. Как пояснили в компании «Центр-Капитал», приобретение двух восточно-сибирских авиакомпаний позволит эффективно эксплуатировать зарубежную авиатехнику. По словам исполняющего обязанности гендиректора авиакомпании «АэроБратск» Сергея Сумбаева, купленная авиатехника будет использоваться на маршрутах «АэроБратска» и «Читаавиа». «К концу года ожидается дальнейшее увеличение производственных показателей авиакомпании», — говорит Сумбаев.

Восточно-сибирские авиакомпании ориентируются на московское направление и чартеры. По итогам первого полугодия пассажирооборот авиакомпании «Читаавиа» увеличился на 39%, перевозки грузов — на 8%. С начала 2004 года авиакомпания увеличила частоту рейсов на направлении Чита-Москва. Таких же высоких показателей за полугодие достигла компания «АэроБратск» — пассажирооборот увеличился на 20%, грузоперевозки выросли на 16%. В этом году компания смогла увеличить количество рейсов на направлении Москва-Анадырь, начать полеты на маршруте Иркутск-Москва и выйти на международные рейсы Москва-Римини, Москва-Мале-Дубаи.

Снижение темпов

Несмотря на то что показатели деятельности авиапредприятий Западной Сибири по-прежнему остаются самыми высокими в СФО, за первые 6 месяцев темпы роста здесь оказались ниже, чем в Красноярском крае или Восточной Сибири. Пассажирооборот увеличился на 13%, отправки пассажиров — на 16,4%, перевозки почты и груза составили 17,6% к аналогичному периоду прошлого года.

Наибольшая доля авиаперевозок в Западной Сибири по-прежнему приходится на авиакомпанию «Сибирь» — за первое полугодие она перевезла 1,5 млн пассажиров (рост на 17,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В этом году авиакомпания корректирует стратегию своего развития.

По словам менеджера по связям с общественностью авиакомпании «Сибирь» Евгения Филянина, политику «Сибири» в этом году определяют две основные тенденции — сокращение летней чартерной программы из Москвы (примерно в 1,5 раза) и приоритетное развитие перевозок на регулярных рейсах. По информации Евгения Филянина, сокращение чартерной программы связано с тем, что «чартеры, несмотря на хорошую пассажирскую загрузку (почти 100%), менее доходны и зависят от сезона. Поэтому регулярные рейсы для нас приоритетны».

Сейчас политика компании заключается в расширении маршрутной сети, увеличении доходности рейсов и перевод части чартеров на регулярную основу (например, рейсы из Западной Сибири в Анталью). В результате доля регулярных рейсов в общем объеме работ компании по итогам 6 месяцев достигла 90%.

Авиакомпания «Омскавиа», напротив, делает ставку на развитие чартерной программы. За счет введения дополнительных чартерных рейсов «Омскавиа» почти на 30% смогла увеличить перевозки пассажиров (всего за первое полугодие 2004 года перевезено 43,1 тыс. человек. Грузооборот компании продолжает снижаться: в первом полугодии 2003 года — 306 тонн, в 2004-м — 288 тонн. По словам пресс-секретаря авиакомпании «Омскавиа» Евгения Белкина, «это связано с тем, что сегодня компания активно развивает пассажирские авиаперевозки. Так, например, на чартерных рейсах из Омска в Турцию загрузка составляет 100%, на регулярных рейсах в Москву — более 90%».

Самых серьезных показателей роста грузоперевозок достигла в 2004 году компания «НАПО-Авиатранс» (авиационное подразделение НАПО им. Чкалова) — рост почти на 80%. Сегодня «НАПО-Авиатранс» является второй по объемам грузоперевозок авиакомпанией в Западной Сибири после «Сибири». По словам гендиректора НАПО им. Чкалова Александра Бобрышева, компания осуществляет грузоперевозки на Север и на Дальний Восток: «Рост перевозок стал возможен благодаря модернизации авиапарка: устаревшие Ан-32, Ту-134, Як-40 были заменены на Ан-12, а также четко продуманной политике по формированию клиентской базы».

Таким образом, сегодня сибирский авиарынок характеризуют две основных тенденции. Первая — активное обновление авиапарка сибирских авиакомпаний и развитие ими чартерных направлений. Чтобы обеспечить окупаемость новой авиатехники, впервые серьезно пополнившей авиапарки региональных компаний, она эксплуатируется преимущественно на самом массовом — московском — направлении и на чартерных перевозках, которые в туристический сезон обеспечивают значительный рост пассажиропотока.

Вместе с тем лидеры авиарынка видят будущее не в массовых, но дешевых чартерах, а в планомерном развитии сети регулярных маршрутов. Можно предположить, что авиакомпании, которые сегодня делают ставку на чартеры, через несколько лет пойдут тем же путем.

Оксана СНИЦАРЬ


Comments are closed.

Так же в номере