Главная » ИТ » Мобилизация, разделение труда и классовый подход

Мобилизация, разделение труда и классовый подход

Мобилизация, разделение труда и классовый подход

Год назад, подводя итоги на рынке веб-разработки, «КС» предсказывал, что крупные игроки будут все больше специализироваться, а универсализм останется на долю молодых компаний . 2013 год показал справедливость этих прогнозов. В этот раз «КС» решил выделить семь ключевых трендов рынка веб-разработки, а также посмотреть, как изменился расклад сил между ключевыми игроками за год, и за счет чего это произошло.

Великие переломы и плавные развороты

Для большинства новосибирских веб-компаний — в первую очередь «старожилов» рынка — 2013 год не стал «годом великого перелома». И рейтинговые таблицы, составленные на основе предоставленных сами компаниями данных, изменились по сравнению с 2012 годом не слишком значительно. Да, общие суммы оборотов выросли, и у многих весьма существенно, но смены ведущих игроков не случилось — напротив, уже существующие лидеры закрепили свои позиции еще сильнее. Тем не менее изменения все же были: агентство интернет-рекламы INDEX вернулось на вторую позицию (которую оно уже занимало в 2011 году), а digital-агентство WOW, в I квартале 2013 года являвшееся лидером рейтинга «КС» (и не только его — аналитическое агентство «Тэглайн» выпустило в апреле 2013-го свой собственный рейтинг веб-студий и разработчиков, где WOW тоже заняло первое место), оказалась по итогам года на пятом месте. Хотя если учитывать только разработки и поддержку, не принимая во внимание доход от рекламы и услуг по поисковому продвижению, то здесь WOW действительно лидирует.

Сами компании оценивают 2013 год примерно в таком ключе: «Да, рост спроса есть (в среднем от 30% до 40%), двигаемся в том же направлении, однако решили переключить основное внимание на разработку (или продвижение) и на протяжении года будем работать в том же ритме». То есть 2013 год можно назвать «годом плавных разворотов»: большинство компаний отыскали свои ниши на рынке и без радикальных поворотов взяли курс в их направлении, намереваясь в новом году занять там свое место. «Сегодня мы можем четко видеть всю специализацию компаний, их целенаправленное углубление в определенные сегменты web-рынка. Если кто-то работает в SEO, значит, там он и покажет свои лучшие результаты. Все стали лучше осознавать свои возможности, понимать, где они могут составить здоровую конкуренцию другим агентствам, а где — скооперироваться и выдать достойный по качеству продукт», — рассуждает директор digital-агентства WOW Николай Глухих. При этом разделение не будет ограничено принципом «разработчики — налево, SEOшники — направо». Так, например, ITconstruct уже сейчас делает основной упор на технологичные сайты, а WOW — на проекты, где высокое значение имеет дизайн, ориентированные на продвижение и поддержку бренда. И такая специализация обещает усиливаться еще больше.

По данным самих участников рынка

И все же у некоторых компаний разворот получился довольно резким, и 2013 год действительно стал переломным. Один из примеров — ITconstruct, который в этом году полностью отказался от SEO-направления, отдав его «Директ Лайну», сосредоточив все средства и силы на разработке и поддержке. Еще одним переломным моментом для студии, по мнению директора студии Романа Петрова, стало то, что «в компании разработка новых проектов и поддержка существующих практически сравнялись по оборотам. Раньше спрос на поддержку был гораздо ниже».

А вот IntelSib стал их полным антиподом, поставив все на поисковое продвижение, в то время как родственная ему Magnaweb сосредоточилась на веб-разработке. В итоге собственники не прогадали — по итогам года компания заняла первое место не только по обороту, но и по темпам его роста: если в 2012 году IntelSib получил 79 млн рублей прибыли, то в 2013-м — уже 148,7 млн, из которых 136,2 пришлось на SEO и 12,5 — на контекстную рекламу. Сейчас его позиции стали еще более неоспоримыми, чем в конце 2012 года: совокупный оборот IntelSib, по данным самой компании, оказался больше, чем у компаний, занявших второе, третье и четвертое места, вместе взятых: INDEX (50,7 млн), «Директ Лайн» (44,25 млн) и «Студии ЯЛ» (31 млн).

Что касается молодых участников, которые еще только ищут свою нишу, то у них разделения на «разработчиков» и «продвигателей», как правило, нет. Из старожилов, по-прежнему поддерживающих оба направления более или менее равномерно, стоит отметить «Студию ЯЛ» и «Директ Лайн», но «равномерность» здесь — понятие относительное. Например, заказов на разработку, продвижение и рекламу в «Директ Лайн» поступило примерно одинаковое количество, но тем не менее SEO принесло компании 60% от общей прибыли за год, реклама — около 30%, а на разработку пришлось всего 10. «Студия ЯЛ» в свою очередь заработала на заказах по разработке и продвижению примерно поровну, но первых было вдвое больше, чем вторых. Этому есть две причины: ценовая политика студии в области разработок (экономкласс) и активное развитие сервиса SMM (продвижение в социальных медиа), средняя цена на который составляет около 300 тыс. рублей — заметно дороже SEO-услуг. В целом на сегодняшний момент SMM-сегмент представлен в Сибири достаточно слабо (ksonline.ru/stats/-/id/2785). «Все говорят о SMM, но никто им не занимается», — констатирует генеральный директор компании KINETICAАлексей Самойлов.

Пожалуй, одним из важнейших событий рынка SEO и веб-услуг в целом за 2013 год стала ситуация с «Яндекс Директом». Вопрос, который пока еще не вызвал радикальных перемен, но, весьма вероятно, вызовет в ближайшем будущем. «Яндекс» в 2013 году сначала снизил комиссию компаниям-партнерам, а потом и вовсе ее отменил. Роман Петров оценил отмену комиссий как «очень серьезный шаг для рынка», затронувший достаточно много игроков, в том числе и ведущих.

Что год наступивший нам готовит

На исходе 2013 года был опубликован ряд прогнозов развития рынка мобильных и веб-разработок на следующий год, которые, по сути, мало отличались от предыдущих и друг от друга: дизайн станет проще, форм для заполнения меньше, а flash-анимацию наконец-то похоронят окончательно. Это точка зрения аналитиков. «КС» попытался выделить, чего стоит ждать в 2014 году, по мнению новосибирских веб-разработчиков.

Во-первых, рынок будет расти, несмотря ни на что. «Если разразится кризис, рост будет еще более значительным, — говорит директор «Студии ЯЛ» Алексей Радкевич. — Во всех компонентах и по всем направлениям. Большинство коллег закладывают 40%-ный рост, внутри нашей команды мы закладываем 100%-ный рост в 2014 году. Это касается и интернет-рекламы, и прочей маркетинговой/рекламной активности, и разработки сайтов». Такого мнения придерживаются практически все компании, вне зависимости от приоритетного рода деятельности. С точки зрения Николая Глухих, решения «Яндекса» о комиссиях и ранжировании с меньшим весом ссылок может вызвать серьезные колебания на рынке SEO-услуг: «Как перестроятся на новые рабочие рельсы SEOшники — покажет время».

Во-вторых, «мобилизация» или «универсализация». «Сейчас один из главных драйверов рынка — полное вовлечение Интернета в жизнь уже и через те гаджеты и устройства, которые изначально, казалось бы, совсем для этого не предназначались. Уже около 5% активных пользователей Интернета в России заходят в него со своих Smart TV. Около половины всех интернет-серферов — пользователи мобильного веба», — говорит Николай Глухих. С другой стороны разница, между настольным ПК и мобильным устройством с каждым годом становится все меньше. Директор компаний Rindo и EAmedia Евгений Гришаков прогнозирует, что в будущем году перекос в сторону мобильных сайтов усилится, а по мнению генерального директора digital-агентства Just look Михаила Кириченко, победу одержит «универсализм»: «Мы наблюдаем устойчивый рост на создание «адаптивных» веб-ресурсов, когда содержимое ресурса автоматически подстраивается под любое устройство для выхода в Интернет, будь то смартфон или телевизор». Тем не менее, по его словам, во многих случаях действительной необходимости в создании «адаптивного» сайта у заказчика нет, а проявленный интерес — лишь веяние моды. С точки зрения CMS Magasine, заказчиков отпугивает резкое увеличение бюджета на проект, если он включит в себя мобильный сайт. Причины тому — нехватка разработчиков (хотя их число в последнее время растет) и несовершенство технологии мобильной разработки. Адаптивные версии сайтов представляются проще и пока еще дешевле тех, что изначально ориентированы на мобильные устройства. Но в целом рынок острую потребность в «мобильных» разработках уже ощутил, поэтому многие компании взялись наращивать мощности в этом направлении.

В-третьих, перекроится и рекламный рынок. По словам руководителя отдела интернет-маркетинга агентства «Директ Лайн» Марии Амарцевой, «в связи с перетеканием бюджетов крупных компаний из офлайна в онлайн и соответствующим ростом спроса на контекст и медийную рекламу и в связи с низким порогом входа будут появляться новые интернет-агентства, специализирующиеся на этих видах рекламы». Евгений Гришаков добавляет, что для каждого вида сайтов будет адаптирован свой тип рекламы: «SEO-продвижение ориентируется на корпоративные сайты и интернет-магазины. Контекстная реклама — на лэндинги».

По словам главы «Директ Лайн» Дениса Осадчего, в 2013 году бюджет клиентов на услуги контекстной рекламы вырос вдвое и в наступившем году продолжает расти.

В-четвертых, будет расти ценовое расслоение. Раздел рынка обещает быть не только «горизонтальным», на группы и подгруппы, но и «вертикальным» — по ценам и ассортименту предлагаемых сервисов. Причем это расслоение, в отличие от уже упомянутого «поиска своей ниши», не будет постоянным — и «старые» игроки будут присутствовать во всех ценовых категориях. Например, «Студия ЯЛ» предлагает сайты за 12–600 тыс. рублей, а KINETICA — за 300 тыс. — 3 млн рублей. «Все большее количество веб-разработчиков стремится перейти в «высшую лигу», то есть уйти из ценовой категории экономсегмента в средний и из среднего в премиум», — говорит Михаил Кириченко. Основным сдерживающим фактором этого процесса видится ситуация на рынке: трудно найти сразу много людей для качественного отдела продакшн-разработки». Освободившиеся места экономкласса могут заниматься новыми игроками, которые, набравшись опыта, скопив портфолио и клиентскую базу, смогут продвинуться выше. Об этом говорились и на круглых столах, проводимых «КС» в прошлом году .

В-пятых, рынок консолидируется вокруг немногих участников. Это прогноз не на год, а чуть дальше. По мнению Алексея Радкевича, «в следующие 3–4 года основной рынок в городе, регионе и, возможно, еще и в Казахстане, будет поделен между основными игроками, числом не более 10. Здесь у Новосибирска есть преимущество в виде более устойчивой «финансовой подушки». Мелкие игроки будут работать в нишах или сегментах. Пожалуй, такая ситуация представляется естественным путем развития рынка».

В-шестых, фокус переходит на новые сервисы и долгосрочное партнерство. Исполнительный директор компании «Космос-Веб» Василий Чупис считает, что «в новом году продолжит увеличиваться спрос клиентов на долгосрочное партнерство с целью комплексного обслуживания и в сфере интернет-маркетинга. Также стоит отметить сравнительно новый тренд, который будет набирать популярность на рынке в 2014 году, — «контент-маркетинг». По сути, он является новым стратегическим подходом, фундаментом для разработки любого сайта и его дальнейшего продвижения. Тренд сравнительно новый, интернет-агентства только начинают его осваивать и предлагать своим клиентам, а в 2014 году будут делать на него все больший акцент». По его мнению, время меняет не только поставщиков услуг, но и потребителей: «За последний год клиенты стали более «интернет-образованными», и им уже не приходится объяснять, чем комплексное продвижение бренда в Интернете (это может быть контекстная, баннерная реклама, SMM, «партизанский» маркетинг на тематических форумах и так далее) приносит больший эффект, нежели SEO».

В-седьмых, имеет место тезис «старый сайт лучше новых двух». По словам Михаила Кириченко, «по-прежнему набирает обороты тренд «редизайна» сайтов крупных и успешных на рынке компаний». «Все больше компаний обращаются не за новыми сайтами, а для переработки действующих — при этом обычно получаются более качественные и проработанные сайты, как следствие, более эффективные», — добавляет Мария Амарцева. На действующем сайте есть контент, который можно частично использовать, он позволяет лучше понять специфику компании на этапе проектирования. Заказчик лучше понимает задачи и четче видит поставленную перед ним цель.

Также данной тенденции способствуют усложнение новых разработок и рост цены на них. «Спрос на разработку сложных проектов, таких как сервисы онлайн-обслуживания клиентов, сложные интернет-магазины и приложения, в 2014 году может не вырасти совсем», — подводит итог Василий Чупис.



Comments are closed.

Так же в номере