Главная » Спецвыпуск » Аман Тулеев: "Задача - сформировать единую инвестиционную и техническую политику региона"

Аман Тулеев: «Задача — сформировать единую инвестиционную и техническую политику региона»

Несмотря на «угольный» приоритет в промышленной структуре кузбасской экономики, рост объемов производства в Кемеровской области в 2003 году (по предварительным данным, он составил 7-8%) определили не только угольщики. Наибольший прирост обеспечили предприятия машиностроения — на 23%, которое до недавнего времени считалось одним из малопривлекательных для частного капитала. О перспективах социально-экономического партнерства областной власти и частного капитала и развития региональной экономики, корреспонденту «КС» ЛАРИСЕ БЕРЕСНЕВОЙ рассказал губернатор Кемеровской области АМАН ТУЛЕЕВ.

— Аман Гумирович, как вы в целом оцениваете итоги в экономике Кузбасса в 2003 году?

— 2003 год был напряженным. Но нам удалось не только сохранить и закрепить те положительные тенденции, которые были достигнуты за последние пять лет, но и обеспечить развитие области.

Важнейшим итогом 2003 года стал ускоренный рост производства ведущих отраслей Кемеровской области. Объем промышленного производства Кузбасса за 2003 год увеличился на 8%. Эти темпы экономического прироста полностью соответствуют среднегодовым темпам, предусмотренным в задаче президента России Владимира Путина по удвоению ВВП на ближайшее десятилетие, а по ряду отраслей и превышают их.

В 2003 году на модернизацию предприятий, ввод новых объектов ведущими предприятиями было направлено 6,4 млрд руб. инвестиций. Сумма общих инвестиций в основной капитал области, включая все отрасли, составила в 2003 году 31 млрд руб. Это на 18% больше, чем в 2002 году. В результате реконструировано и введено в строй 135 новых производств и технологических объектов. Это позволило создать дополнительно более 1200 новых рабочих мест.

Более половины промышленных предприятий сегодня работают рентабельно. Это дало возможность больше средств направлять на модернизацию предприятий, перечисление налогов в бюджет и повышение заработной платы. По сравнению с прошлым годом зарплата в промышленности увеличилась на 33%. Кстати, по уровню зарплаты мы значительно опережаем другие регионы Сибирского федерального округа.

— Несколько лет подряд в области принимается бюджет социальной направленности. Как, на ваш взгляд, такой бюджет способствует развитию региональной экономики?

— Бюджет социальной направленности у нас принимается начиная с 1998 года. Ведь все, что мы делаем, в конечном счете должно улучшать жизнь людей. Я считаю, что человек, уверенный в своем завтрашнем дне, будет работать лучше, принесет больше пользы, чем голодный, не имеющий социальных и личных перспектив. Сытый не пойдет перекрывать магистраль, не будет устраивать забастовок и объявлять голодовки. Значит, будут работать предприятия, возрастут поступления в бюджет области, появится возможность увеличивать зарплату работникам бюджетной сферы, строить школы, театры, дворцы спорта, детские сады и так далее.

Как видите, зависимость прямая. А если вспомнить классиков экономической теории, то зависимость здесь обоюдная: «без производства нет потребления, равно и наоборот — без потребления нет производства».

— Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность Кузбасса?

— Кемеровская область занимает второе место в СФО по объему инвестиций. Но мы считаем, что это только начало большого инвестиционного процесса. Посудите сами. Чтобы инвесторы пришли в регион, им необходимо сырье, из которого можно сделать ликвидную продукцию. Кузбасс богат как топливными, так и минеральными ресурсами. Второе — инфраструктура. Нужны железные и автомобильные дороги, мощная энергетика, водные ресурсы. Все это у нас есть. Автомобильные дороги у нас одни из лучших в России. Постоянно развиваем сеть железных дорог. Наш регион хорошо связан авиационным, автомобильным и железнодорожным сообщениями со многими странами мира. Кроме того, в Кузбассе хорошо развита связь всех видов.

Третий фактор — наличие квалифицированной рабочей силы. Мы можем обеспечить инженерами, техниками и рабочими производство любой сложности, независимо от его профиля.

Четвертый и, пожалуй, самый важный фактор — это стабильная и предсказуемая власть в регионе. Инвестор не пойдет туда, где правила игры меняют каждый месяц. У нас в области работает единая команда как исполнительной, так и законодательной ветвей власти. В бюджетном послании на 2004 год была озвучена наша политика: если инвестор создает новые рабочие места в Кузбассе, исправно платит налоги, соблюдает экологическое законодательство — то милости просим в Кемеровскую область.

Наша задача сегодня — сформировать единую инвестиционную и техническую политику региона. Наши специалисты разработали схемы энерготехнологических комплексов, которые позволяют получать в Кузбассе из добываемого угля отличное топливо для энергетиков, концентраты и восстановители для металлургов, сорбенты и химическое сырье для химиков, новые дешевые строительные материалы, дешевую электроэнергию и, как ни странно, овощи, зелень и рыбу. Вот на такие крупные проекты мы сегодня ищем инвесторов. И мы гарантируем им достаточно быстрый возврат инвестиций и многолетний поток прибыли.

— На сегодняшний день доля отчислений предприятий малого и среднего бизнеса в областном бюджете составляет 11%. Вы не раз заявляли о необходимости развития этого сектора экономики. Что предпринимается сегодня на уровне областной администрации для увеличения доли малого и среднего бизнеса в структуре региональной экономики?

— Малый и средний бизнес набирают обороты. Сегодня на территории Кемеровской области действуют около 14 тысяч малых предприятий. По сравнению с 2002 годом их количество увеличилось почти на 8%.

Рост промышленного производства, общих доходов населения и, соответственно, потребительского спроса на рынке товаров и услуг привел к увеличению производства на малых предприятиях. По итогам 2003 года выпуск товаров и услуг возрос на 9% (это около 21 млрд руб.).

При участии администрации Кемеровской области в городах и районах области разработано 16 муниципальных программ поддержки предпринимательства, которые обеспечивают сбалансированное развитие территорий. Мы постоянно делаем «госзаказы» предприятиям малого предпринимательства на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд.

В последние годы изменена схема финансирования малого бизнеса из областного бюджета. Теперь появилась возможность давать кредиты на реализацию перспективных инновационных и производственных проектов из областного бюджета по сниженным процентным ставкам (10-12% годовых) и на более долгие сроки (до двух лет).

В рамках реализации программ местного развития для шахтерских городов в 2003 году профинансировано 48 инвестиционных проектов на сумму 118 млн руб. с созданием 741 рабочего места, в том числе 39 проектов предприятий малого бизнеса на сумму 94,8 млн руб. с созданием 622 рабочих мест. По данным статистики, Кемеровская область находится в группе лидеров по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации.

Так, выручка малых предприятий в общем объеме выручки составляет в Кемеровской области 25%, в среднем по России — 20,8%. Инвестиции малых предприятий в общем объеме инвестиций составляют в Кузбассе 5,8%. Этот показатель в 1,7 раза выше, чем в среднем по России.

— Несмотря на постепенное увеличение средств, направляемых на госзакупки у местных производителей, большую долю занимает продукция, производимая за пределами области. Ваш комментарий по этому поводу.

— Естественно, область не может производить у себя абсолютно всю необходимую продукцию — например, лекарственные препараты, ГСМ, автомобили и многое другое. Существует общественное разделение труда, специализация и кооперирование производства, которые никто не отменял.

Мы делаем все возможное для развития отраслей, работающих на нужды Кузбасса. Это прежде всего оборудование и техника для угледобывающих предприятий, лекарственные препараты, которые изготавливаются на наших предприятиях, продукция легкой и пищевой промышленности. И многое, многое другое.

— Кузбасская экономика, как, впрочем, и в целом по России, ориентируется в своем развитии на сырьевую модель. Между тем уже не раз звучали мнения разных экспертов по поводу необходимости перевода такой экономики на другую модель, которая базировалась бы на перерабатывающих отраслях. Насколько это актуально для Кузбасса?

— В Кузбассе на долю предприятий топливно-энергетического и металлургического комплекса сегодня приходится 82% всего объема произведенной продукции и 91% всего экспорта товаров. Дальше сохранять такую однобокую направленность развития и в целом по стране, и в нашей области просто нельзя. Поэтому нужна глубокая структурная перестройка всего промышленного комплекса Кузбасса. Именно это и позволит решить важнейшую задачу удвоения ВВП.

Сегодня мы делаем упор на развитие современных наукоемких производств по глубокой переработке угольного сырья, выпуску качественных марок стали, металлопроката глубокого передела, прогрессивных видов химической, машиностроительной продукции.

Особое внимание уделяем развитию угольного машиностроения. Сегодня идет бурное строительство новых шахт и разрезов. По оценкам ученых, до 2008 года нам необходимо на шахтах Кузбасса заменить горную технику суммарной рабочей массой до 250 тыс. тонн. Но при этом надо не завозить горно-шахтное оборудование из-за рубежа, а производить его у себя в Кузбассе. Поэтому на базе нашего крупнейшего машиностроительного предприятия — ОАО «Юргинский машиностроительный завод» — мы создали Центр угольного машиностроения.

Второе направление — переход на выпуск прогрессивных видов металлопроката, отвечающих мировым стандартам. Для этого мы проводим глубокую реконструкцию и модернизацию основного производства, внедряем современные технологии на крупнейших металлургических предприятиях — «Запсибе», предприятиях бывшего КМК, Новокузнецком алюминиевом и Кузнецком ферросплавном заводах.

Особое внимание уделяем вопросам глубокой переработки сырья. Один из путей — добыча природного метана из угольных пластов и его промышленное использование. В настоящее время в области продолжается разведочное бурение скважин в рамках программы «Метан Кузбасса», которую мы осуществляем совместно с «Газпромом». В эти работы вложено уже 148 млн руб. Извлечение метана угольных пластов позволит полностью покрыть потребности региона в природном газе и, таким образом, решить ряд экономических, социальных и экологических проблем Кемеровской области. Только Кузбасс потребляет в год около 4 млрд кубических метров природного газа. Но когда начнется промышленная добыча метана, мы сможем получать его 17-20 млрд кубических метров. Это изменит структуру экономики области, выведет ее на путь самодостаточности.

Еще одно перспективное направление — внедрение в Кузбассе водоугольного топлива. Это обеспечит перевод многих ТЭЦ и ГРЭС, работающих на мазуте или природном газе, на новый вид жидкого топлива из угля. В связи с этим в администрации области принято решение о создании научно-производственного центра — «Водоугольное топливо Кузбасса».

Кроме того, ведем строительство и реконструкцию углеобогатительных фабрик: за два последних года уже введены в строй три фабрики суммарной мощностью 6,5 млн тонн. Планируем построить еще 10 обогатительных фабрик по переработке 32,4 млн тонн угля в год, три обогатительные установки производственной мощностью 2,5 млн тонн в год и 14 дробильно-сортировочных комплексов общей производственной мощностью 25,3 млн тонн в год.

Трудно в одночасье перестроить традиционную экономику области. Но мы этим занимаемся постоянно.

— Вы не раз заявляли, что к 2005 году Кузбасс станет бездотационным регионом. Насколько это реально и осуществимо ли в намеченные вами сроки?

— Действительно, три года назад я говорил о возможном выходе Кузбасса на бездотационную работу в 2005 году. Считаю, что в принципе эта задача на тот момент была абсолютно реальной. За последние три года мы увеличили общий сбор денег в бюджеты всех уровней. Но с 1999 года в результате реализации налоговой реформы постоянно менялось соотношение доходов между федеральным и региональным бюджетом. При этом бюджет Кузбасса неизменно нес потери.

Вот наиболее значимые потери для нашего бюджета: в 2001 году введено 100% зачисление в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость, отменен налог на содержание объектов жилищной и социально-культурной сферы, в 2002 году увеличена доля федерального бюджета в доходах по платежам за пользование недрами при введении налога на добычу полезных ископаемых, в 2003 году отменен налог на пользователей автодорог, в 2004 году отменены областной сбор на нужды образования и почти все местные налоги и сборы.

В итоге доходная база бюджета Кемеровской области только за 2001-2003 годы сократилась на 3,5 млрд руб., что на 1 млрд руб. превышает сумму всех дотаций из федерального бюджета в 2003 году.

Конечно, если бы не было этих потерь, Кузбасс уже был бы бездотационным. Это с одной стороны. С другой — одновременно с сокращением доходной базы региональных бюджетов принимаются решения, возлагающие на территории дополнительные обязательства по расходам на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. По Кемеровской области для этого потребовалось порядка 3,5 млрд руб.

Вот и делайте сами выводы, в чем истинная причина сохранения дотационности бюджетов таких регионов, как Кузбасс, и как эту проблему в обозримом будущем нам решать.

Я полагаю, что ее позитивное решение находится в совместном ведении субъектов Федерации и правительства.

Кстати, бездотационный бюджет — это бездефицитный бюджет региона, не предусматривающий дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Но это не означает, что область не будет получать из федерального бюджета субвенции и субсидии. Они по-прежнему будут выделяться на исполнение федеральных функций и обязательств, например, на федеральный закон о ветеранах, на зарплату федеральным служащим, работающим на территории области, и т.д.

— Какие ориентиры заданы на 2004 год?

— Наступивший год будет таким же напряженным, как и все последние годы. Для удвоения ВРП Кузбасса в течение десятилетия нам необходим ежегодный его прирост не менее 8-9%. Для выполнения этой задачи в 2004 году нам необходимо сделать следующее.

В угольной промышленности — построить шесть новых угледобывающих предприятий и одну обогатительную фабрику. Всего в 2004 году планируем привлечь инвестиции в угольную отрасль в размере 9,5 млрд руб. И тем самым ставим задачу приблизиться к намеченному на 2005 год 150-миллионному рубежу угледобычи. Таким образом, налоговые поступления в бюджет области увеличатся на 570 млн руб. (в 2003 году получено 5,5 млрд руб., в 2004 году ожидается 6,1 млрд руб.).

В металлургии основной акцент будет сделан на реконструкцию и техническое перевооружение наших ведущих металлургических предприятий. На эти цели в 2004 году необходимо привлечь свыше 3 млрд руб. прямых инвестиций.

В химической отрасли предприятиям предстоит сохранить темпы роста объемов производства 2003 года, не потерять рынки сбыта своей продукции и увеличить налоговые платежи в бюджет области.

В малом бизнесе необходимо обеспечить прирост объемов производства и налоговых поступлений не менее чем на 15%. Основной упор нужно будет сделать на развитие инновационного предпринимательства.

Конечно же, мы сохраним всю социальную программу, также будем изыскивать возможности для увеличения количества льгот и выплат для кузбассовцев.

Словом, задачи стоят большие и сложные. Но их решение позволит дать кузбассовцам тысячи дополнительных рабочих мест и обеспечить им достойную заработную плату. А бюджет получит дополнительные налоговые поступления.

Лариса БЕРЕСНЕВА


Comments are closed.

Так же в номере