Главная » ИТ » Новые рубежи: телеком готов совершить технологический скачок

Новые рубежи: телеком готов совершить технологический скачок

Телекоммуникационная отрасль как никакая другая развивается очень высокими темпами. Повсеместное замещение модемного интернета по технологии dial-up на широкополосный доступ по оптоволоконным сетям, произошедшее за последнее десятилетие, позволило не только предоставить абонентам существенно более высокие скорости, но и выработало новую культуру потребления услуг. Редакция «КС» оценила, насколько далеко шагнула эта отрасль сегодня, и попросила участников рынка дать прогнозы относительно того, какие новые технологические тренды ждут нас впереди.

Если еще каких-то десять лет назад возможность выйти в интернет с телефона была чем-то из области фантастики, то сейчас это самое обычное явление. При движении от простого телефона, способного лишь звонить, к умному смартфону с операционной системой и высокоскоростным интернетом, прошло несколько важных промежуточных этапов, включавших в себя появление SMS и MMS, а также мобильного интернета по технологии WAP.

При этом, если раньше появление различных сервисов, например, того же MMS, инициировалось самими производителями вместе с сотовыми операторами, что занимало значительное время, то теперь для популярных операционных систем существуют специальные рынки приложений. Тем самым клиенту не нужно думать, поддерживает ли его гаджет или его оператор тот или иной сервис, поскольку установленная операционная система позволяет однозначно ответить на этот вопрос. За прошедшие годы производители контента подстроились под возможности высокоскоростного интернета, и уже сейчас большинство бизнес-приложений, или, к примеру, услуги видеосвязи, просто немыслимы при низких скоростях доступа. Поэтому при такой парадигме развития рынка мобильный оператор, к сожалению или к счастью, по сути, становится оператором «трубы» (поставщиком только интернета), отдавая контент на откуп сторонним компаниям.

Кроме того, на фоне этого процесса изменяются и сами пользователи, а вернее их потребности. «Еще недавно скачивание «тяжелого» файла в течение нескольких часов было нормальной практикой. Сегодня абоненты привыкли к высоким скоростям передачи данных и все чаще ждут не только быстрой загрузки файла, но и хотят смотреть видео онлайн, в том числе и в формате высокой четкости (HD)», – поясняет первый заместитель генерального директора «ТТК-Западная Сибирь» Дмитрий Васильев. «У клиентов в разы возросла требовательность: они хотят оставаться на связи и иметь доступ к своим друзьям и интересующему их контенту всегда и везде, а еще лучше иметь такую возможность на ладони», – констатирует старший менеджер по связям с общественностью Сибирского региона «ВымпелКом» Наталья Рыжкова.

Кто за кем поспевает?

И на рынке широкополосного и мобильного доступа в интернет уже давно продолжаются гонки скоростей. Уже сейчас в Новосибирске фиксированный доступ в интернет позволяет передавать данные на скорости до 40 Мбит/c, а мобильный – на скорости до 21 Мбит/с, и это далеко не предел. Эволюция сетей связи до грядущего внедрения в России мобильного стандарта 4G (LTE) придаст новый стимул для развития услуг, связанных с передачей данных.

По мнению директора Сибирского филиала «МегаФон» Алексея Тютина, развитие и модернизация своих сетей операторами связи связаны именно с желанием соответствовать имеющемуся контенту в сети, поскольку потребности человека в новой информации всегда идут на один шаг впереди возможностей оператора. «Контент подстраивается под существующие скорости, а скорости пытаются угнаться за требованиями контента», – вторит коллеге заместитель коммерческого директора по розничному рынку «МТС Сибирь» Виктор Сатышев. Благодаря такой циклической зависимости происходит то, что многие абоненты стремятся получить более быстрый доступ в интернет для того, чтобы больше качать, смотреть видео в высоком разрешении и.т. д. В ответ на это растут скорости, на что реагируют разработчики контента, адаптируя свои продукты путем их улучшения и еще большего «утяжеления».

Однако в связи с этим возникает закономерный вопрос: породят ли такие скорости новые виды контента, и как это может эффективно для себя использовать бизнес? Среди возможностей, которые вызовет рост скоростей, в TELE2 отмечают мобильные финансы (создание информационных сервисов для игроков фондового рынка), мобильные видеоконференции/видеочаты, мобильный маркетинг, мобильную медицину, мобильный досуг, мобильную коммерцию.

Вместе с тем основные возможности для бизнеса при росте скоростей кроются в «облачных технологиях». Наличие постоянного и стабильного доступа в интернет позволяет компаниям не устанавливать себе дорогостоящее программное обеспечение (ПО), не использовать собственные серверы, платформы или, в крайнем случае, даже не обладать своей ИТ-инфраструктурой. Благодаря «облачным технологиям» компания может использовать все вышеперечисленное на условиях аренды и платить только ежемесячную абонентскую плату за использование, что дает ей значительные удобства и гибкость. Прежде всего речь идет о высокой скорости внедрения, а также об экономии времени и отсутствии необходимости в поиске дорогостоящих специалистов, от квалификации которых, по сути, и зависит реализация проекта. При такой схеме различные документы компании находятся на удаленных серверах, к ним можно получить доступ в любой момент с любого устройства, а вместо личных встреч можно устроить видеоконференцию. Все это дает улучшенные возможности коммуникаций, документооборота и удаленного доступа. Тем самым, чем выше скорость доступа к интернету, тем менее привязанными к конкретному рабочему месту становятся сотрудники.

Вместе с тем обратной стороной медали при использовании «облачных технологий» является сильная зависимость от параметров работы интернета. Ведь в случае кратковременного его отсутствия теряется связь с данными самой компании, тем самым тормозятся бизнес-процессы, что может привести к самым плачевным последствиям. Таким образом, нахождение данных в интернете может сделать организацию уязвимой. И очень часто в случае неудовлетворенности работой ИТ-инфраструктуры компании в последнюю очередь склонны винить во всем низкую скорость работы интернета. В Cisco соглашаются с тем, что пропускная способность и другие характеристики каналов связи влияют на все вариации «облачных» решений. «Выбор оператора связи для «облачных» услуг – задача непростая, особенно в условиях того, что данный рынок только формируется в России. Все технологии, так или иначе связанные с передачей «тяжелого» контента, непосредственно зависят от характеристик сети центров обработки данных и внешних каналов связи», – поясняет руководитель направления продаж решений для ЦОД компании Cisco Олег Коверзнев. Поэтому, по его словам, для организации работы в таких случаях компании все чаще используют решения, оптимизирующие работу приложений, доступ к которым осуществляется через сеть WAN.

Помимо «облачных» технологий, благодаря росту скоростей более активно развиваются сервисы М2М (Mashine-to-Mashine), которые активно используются для самых разных задач: от классического сбора информации и мониторинга подвижных объектов до безопасности и потребительской электроники. В основном М2М-решения используются логистическими компаниями для контроля и оптимизации своих транспортных издержек. Уже сейчас операторы запускают специальные М2М-платформы, которые позволяют клиентам самостоятельно управлять своими сим-картами в оборудовании.

Среди развлекательных сервисов, ставших возможными вследствие роста скоростей, можно отметить онлайн-игры, мобильные социальные сети, где пользователи могут вести свои дневники, публиковать фотографии, общаться и находить друзей. Кроме того, сотовые операторы в Сибири активно выводят на рынок услуги так называемых видеопорталов, включающих в себя мобильное телевидение. «В ближайшие несколько лет ожидается рост скоростей доступа в Интернет, который будет связан с ростом популярности 3D-видеоконтента в формате высокой четкости (HD). Для онлайн-просмотра видео в формате 3D необходима еще более высокая скорость по сравнению с используемой сегодня для передачи HD-видео», – прогнозирует Дмитрий Васильев.

Рынок контент-услуг

По оценке аналитиков, только благодаря бурному росту рынка смартфонов, ноутбуков и планшетных устройств в 2010 году в мире появилось 700 млн новых пользователей мобильного интернета. Все это находит отражение и в объеме трафика. Так, в Сибирском филиале «МегаФона» ежемесячно констатируют рост трафика в сетях 3G в размере 5–10%. При этом для операторов действует правило Парето: 80% трафика формируют 20% абонентов. Причем зачастую эта концентрация имеет географическую привязку. Так, по наблюдениям «МегаФона», в Сибири трафик всегда формируют ВУЗы, общежития, частный сектор и спальные районы.

Под значительный рост передачи данных подстраивается и контент. По данным J’son&Partners Сonsulting, в 2010 году российский рынок мобильного контента составил $1,42 млрд, продемонстрировав рост на 26% в сравнении со среднемировым показателем роста в 13%. В «МегаФоне» не удивлены такими результатами, поясняя, что для выхода на операторский рынок нужны колоссальные многомиллиардные инвестиции в инфраструктуру, а входной билет на рынок услуг для поставщика сервисов составляет существенно меньше. Сейчас в России большая часть контента приходится на так называемые «тяжелые» виды, напрямую связанные с высокими скоростями и объемами – игры, музыку, видео и мобильное телевидение. В этом направлении уже развиваются мультиплатформенные решения операторов (портал «Трава» у «МегаФона» и «Омлет» у МТС), которые в ближайшем будущем совместно с интернет-магазинами вендоров (платформы Android и Apple) по прогнозам TELE2 могут вытеснить независимых сервис-провайдеров с рынка мобильного контента.

Уже сейчас рынок контент-услуг останется вторым и самым быстрорастущим сегментом индустрии мобильной связи в России, уступая по темпам роста только сегменту передачи данных. Впрочем, последний, в свою очередь, как раз и стимулирует развитие «тяжелого» контента и быстрый рост рынка смартфонов. По данным «Билайна», в августе 2011 года доля продаж смартфонов увеличилась в два раза по отношению к августу 2010 года. При этом владелец смартфона потребляет на 80–90% трафика больше, чем владелец обычного телефона, а владелец планшета – на 50–60% больше, чем владелец смартфона. Тем самым появление новых «гибридных» мобильных устройств (нетбуки, планшеты, ноутбуки с 4G-модемами, GPS-навигаторы с онлайн-инфосервисами), развитие 3D, «интеллектуализация» бытовых устройств, развитие M2M-протоколов дают основания прогнозировать рынку контента стабильное развитие.

Дальнейшие возможности развития телекоммуникаций

Рост скоростей и стабильности доступа к сети сегодня во многом направлен на снижение роли конечного устройства. Вследствие этого пользователи все чаще хранят фотографии и документы в Интернете, а не на жестком диске, слушают музыку и смотрят видео в социальных сетях вместо того, чтобы все это скачивать. С ростом скоростей мобильных сетей можно ожидать начала эры «пост-ПК», когда настольный производительный компьютер будет нужен только ограниченному кругу пользователей, поскольку он является лишь одним из способов выйти в сеть наряду с другими более удобными гаджетами.

С грядущим началом предоставления услуг 4G LTE в «МегаФоне» ожидают роста интереса к различным услугам мобильного офиса, виртуальных сетей VPN и видеоконференций, что позволит многим сотрудникам компаний работать дома. Остальные клиенты смогут пользоваться по сети другими устройствами и подключаться к удаленному рабочему столу.

По прогнозам основателя Microsoft Билла Гейтса, на которые ссылаются в TELE2, в будущем все большую популярность будут набирать системы голосового управления и средства ввода данных через сенсорные дисплеи. При этом традиционные «оффлайновые» приложения частично уйдут на второй план, поскольку работать со многими пакетами можно будет через интернет по схеме аренды программного обеспечения. Также в предстоящее десятилетие следует ожидать дальнейшего расширения функциональности портативных устройств, например, мобильные телефоны смогут гораздо лучше работать с видеоматериалами и интернет-сервисами. Кроме того, прогнозируется слияние персонального компьютера и телевизора и переход на интернет-телевидение. Концепция «интернета вещей» позволит сделать жизнь человека удобнее.

Большой потенциал участники рынка видят в области потребительской электроники (навигаторы с учетом пробок и дополнительным контентом, персональные трекеры, «умные» фотокамеры и.т. д.), а также в сфере здравоохранения (датчики и системы для дистанционного мониторинга состояния пациентов и пожилых людей по различным параметрам – давление, сердцебиение и т. д.). Так, специальные браслеты смогут в режиме реального времени снимать показания давления и даже уровня сахара в крови и отправлять данные в медучреждение, чтобы виртуальный врач смог высылать рекомендации для дальнейшего лечения. При этом пациенту не потребуется обращаться в больницу. В свою очередь дальнейшее совершенствование систем М2М приведет к тому, что благодаря встроенным sim-картам счетчики (электричества, воды и т. д.) будут сами отправлять информацию в соответствующие базы данных.

Также в будущем будет активно продолжаться превращение мобильного телефона в «мобильный кошелек». Одним из первых операторов, кто начал последовательно и довольно кропотливо заниматься развитием таких сервисов, стал «Билайн». В этом году компания запустила новую систему, которая позволяет дистанционно оплачивать практически все услуги и осуществлять самые разные денежные переводы.

Что касается самого контента, то, по прогнозам «МегаФона», в будущем он будет «тяжелый», и счет будет идти на сотни и тысячи мегабайт, уже не имея смысла в помегабайтной тарификации. По мнению Алексея Тютина, перспективным направлением будет услуга под рабочим названием «Три экрана», предназначением которой является объединение просмотра видео на мобильном устройстве, компьютере и телевизоре. «Кроме того, вполне возможно появление внутри операторов своих «фабрик контента», а также стратегические альянсы с телеканалами и издательскими домами. Для медиа-бизнеса эпоха общероссийских «универсальных операторов» также несет как положительные, так и отрицательные последствия. В этом случае потребление контента можно будет отслеживать по количеству загрузок, поэтому непрозрачные рейтинги и завышенные тиражи уйдут в прошлое», – прогнозируют в «МегаФоне».

Кроме того, наиболее острой должна стать проблема управления гигантским трафиком, поскольку ожидается, что к 2015 году его объем вырастет в 1000 раз.

В настоящее время в интернет-среде пока еще действует так называемый «сетевой нейтралитет» – принцип, по которому скорость доступа и тарификация не зависят от типа контента. Противоположностью «сетевого нейтралитета» выступает «сетевая приоритезация», когда оператор может по-разному тарифицировать доступ к различным сайтам или по-разному тарифицировать доступ к различного рода протоколам, например, торрентам и локальным сетям провайдеров («горизонтальная приоритезация»). В настоящее время приоритезация трафика несовместима как с российским законодательством, так и с отраслевыми законами других стран, предполагающих равные условия для всех абонентов сети. Тем не менее в «МегаФоне» уверены, что вопрос ее введения и одобрения со стороны регулятора – это лишь вопрос времени.



Comments are closed.

Так же в номере