Главная » Бизнес » Оценка поставщиков — необходимый инструмент закупок

Оценка поставщиков — необходимый инструмент закупок

С января 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ «О Закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — 223-ФЗ). Этот закон призван обеспечить прозрачность закупок компаний с государственным участием, унитарные предприятия, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения и др. (см. Статья 1 ФЗ от 19.07.2011 № 223-ФЗ). Косвенно вступление в силу 223-ФЗ приведет к тому, что к процессу закупок подключатся поставщики со всей страны, поставщики, с которыми заказчик ранее никогда не работал. География и количество поставщиков резко увеличатся. Этот процесс ставит заказчиков в непростую ситуацию, в которой непонятно, на что ориентироваться, по каким критериям оценивать предложенные варианты, как выбирать лучшего поставщика.

К счастью, 223-ФЗ предоставляет заказчикам некоторую свободу выбора — заказчик может самостоятельно формулировать и применять критерии отбора, в случае если они не приводят к необоснованным ограничениям конкуренции. Это контрастирует с ситуацией в госзаказе, где единственным критерием оценки надежности поставщика является наличие записи о нем в реестре недобросовестных поставщиков. Это привело к тому, что крупные госконтракты зачастую выигрывают компании, не имеющие ни опыта, ни ресурсов для их своевременного и качественного выполнения. Именно поэтому критики Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон 94-ФЗ) называют его главной проблемой именно невозможность обеспечить высокое качество закупки.

Несмотря на возможность введения критериев отбора, не все закупщики, подпадающие под действие 223-ФЗ, могут качественно провести отбор поставщиков. У заказчиков по 223-ФЗ зачастую нет опыта проведения закупочной деятельности в соответствии с законодательством, они боятся ошибиться с выбором поставщиков. Необходимость провести закупку рождает большое количество вопросов, на которые заказчику необходимо самостоятельно найти ответы: как и по каким критериям выбрать поставщика? Как обезопасить себя от ненадежных поставщиков? Чтобы решить эти вопросы, каждый заказчик вынужден ориентироваться на какие-то свои, субъективные критерии, таким образом, основной проблемой в данном случае становится отсутствие единой общепризнанной системы оценки. Ярким примером необходимости использования единой модели оценки надежности поставщиков служит закупочная деятельность в соответствии с 223-ФЗ в сфере ЖКХ, где от качества закупок зависит очень многое, например, функционирование целого города. Ведь если закупка и поставка необходимого оборудования, например, труб будет сорвана, то город останется без тепла и воды. Подобных примеров в сфере ЖКХ немало, после чего начинается бесконечный процесс — долгие судебные тяжбы, выбор новых поставщиков. Чтобы исключить такие ситуации, необходимо предоставить организациям возможность самостоятельно осуществить отбор поставщиков, предложить им инструменты этого отбора и возможность отклонять неподходящих поставщиков.

Лучшим вариантом решения проблемы выбора надежных поставщиков могла бы стать методика оценки от независимого авторитетного источника. Например, методика, разработанная крупной аудиторской компанией с мировым именем. Идеальным же вариантом станет расчет надежности поставщиков, который будет автоматизироваться на электронной торговой площадке. Данный вариант будет наиболее удобен заказчику —при оценке предложений потенциальных поставщиков он сможет видеть и учитывать их рейтинг надежности, он сможет выбрать из предложенных на электронной площадке подходящих поставщиков, отсеивая тем самым неподходящих. Примером подобных критериев отбора могут стать рейтинг финансовой устойчивости, негативные отзывы и др.

Поиски решения проблемы оценки надежности поставщиков ведутся уже давно, есть зарубежные разработки по этой теме, однако, в России проблема так и не решена. Пробным ее решением стал совместный проект компании Deloitte и группы площадок OTC.RU, который был представлен в октябре в рамках VIII Ежегодного форума крупного бизнеса «Эксперт-400». Согласно предложенной методике, поставщики делятся на категории надежности в зависимости от степени удовлетворения заложенным параметрам. Данная методика нацелена на повышение прозрачности параметров надежности поставщиков, а также на автоматизацию трудоемкого процесса оценки.

Однако, надо понимать, что предложенный проект — лишь первый шаг на пути к решению проблемы. На создание универсальной модели, которую можно будет предоставить заказчику, понадобится немалое количество времени. Необходимо учесть пожелания всех участников закупок и создать рабочий механизм оценки, который можно будет предложить опробовать заказчикам. Только после практического применения подобной модели заказчиками можно будет сказать, что существует решение проблемы оценки надежности поставщиков.

Разработка подобного универсального механизма станет по-настоящему долгожданным решением. Однако, важно детально разработать модель, максимально доступно донести ее до заказчиков и использовать все инструменты верно, соблюдая предложенные правила.

ОТС.RU — проект компании ЗАО «Внебиржевые рынки» в партнерстве с ООО «РТС-тендер», включает в себя группу торговых площадок для осуществления торгово-закупочной деятельности. В группу ОТС.RU входят следующие электронные площадки: ОТС-tender, ОТС-agro, ОТС-finance/. Все площадки разработаны на основе биржевых технологий РТС.



Comments are closed.

Так же в номере