Главная » Стратегии успеха » Бюро даст возможность реабилитироваться

Бюро даст возможность реабилитироваться

ТЕНДЕНЦИИ — БАНКИ

Бюро даст возможность реабилитироваться

Во многих развитых странах банковская система работает только при постоянном контакте с кредитными бюро, накапливающими всю информацию о заемщиках. В нашей стране, и в том числе в Сибири, эти организации пока только формируются. О специфике работы с информацией по заемщикам в Сибири «СУ» рассказала президент Некоммерческого партнерства «Кредитное бюро» ИРИНА ГАЗИЗУЛИНА.

Некоммерческое партнерство «Кредитное бюро» было учреждено в Новосибирске в 2003 году шестью банками: ОАО «Сибакадембанк», ОАО «Банк «Алемар», ОАО «Инвестиционный городской банк», ОАО «Новосибирский Муниципальный Банк», ООО «Коммерческий Банк «Рось» и ОАО «Банк «Левобережный». В настоящее время договоры с «Кредитным бюро» по обмену информацией заключили 22 банка — все региональные кредитные организации, зарегистрированные на территории столицы Сибири, и часть филиалов иногородних банков, а также одна небанковская организация — лизинговая компания. На середину октября в базе Бюро накоплено около 3 млн записей. Из них около 100 тыс. записей, позволяющих идентифицировать наличие «негативной» кредитной истории или неблагонадежность заемщика, 2/3 этой базы — информация по частным лицам.

— Ирина Александровна, ваше Бюро работает с банками, которые находятся только на территории Новосибирской области, или вы собираете информацию о недобросовестных заемщиках по всей территории Сибири?

— Сегодня в Кредитное бюро чаще всего поступают запросы от банков и филиалов, находящихся на территории Новосибирска. Однако к нам стекается информация о заемщиках не только из столицы Сибири, но и из Томска, Омска, Иркутска, Кузбасса, Приморского края, то есть регионов, где имеются филиалы банков, заключивших с нами соглашение по обмену информацией. Наша цель — накопить базу по недобросовестным заемщикам по всему округу. В будущем, после выхода закона, который уже прошел второе чтение, мы планируем собирать всю информацию о заемщиках и формировать полноценные кредитные истории на всех клиентов, обращающихся в банки за кредитом, — как юридических, так и физических лиц. Возможно, в ближайшем будущем мы будем давать рекомендации банкам по допустимому уровню кредитования заемщика, классифицировать заемщиков по степени надежности, формировать рейтинги, делать какие-то прогнозы. Но для этого нужно накопить достаточную «критическую массу» статистической информации. Немного осложняет работу то, что пока с Кредитным бюро не хотят сотрудничать лидеры рынка потребительского кредитования — Сбербанк, банк «Русский стандарт» и «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

— Насколько, на ваш взгляд, эффективна система скоринга при оценке заемщиков?

— Скоринговая система сегодня получила довольно широкое распространение в России. Однако ее использование подразумевает постоянную проверку и корректировку данных, так как даже небольшая ошибка, тиражированная на сотни мелких кредитов, может очень дорого обойтись для банка. По мере накопления информации о задержках погашения кредитов психотип приоритетного заемщика, определенный в скоринге, должен регулярно корректироваться. В российской практике данный метод опробуется сравнительно недолго, каких-то 2-3 года, и порядок ошибок в нем, на мой взгляд, сегодня значительный. В зарубежной практике скоринг-оценку делает кредитное бюро, для этого у него имеется достаточное информационное поле. Данные в бюро поступают из официальных источников, включая государственные службы. У нас это пока в перспективе. В то же время другого эффективного аналога экспресс-оценки заемщика при потребительском кредитовании я назвать не могу.

— Какова статистика о недобросовестных заемщиках?

— По той статистике, которая у нас накопилась на сегодняшний день, из каждых 100 запросов банков по заемщикам, представленных в Бюро на проверку, как правило, по трем имеется информация, которую можно классифицировать как «негативная» кредитная история. Это либо мошенники, либо клиенты, которые уже допускали просрочку по погашению кредитов, и банки сочли необходимым передать эту информацию в Кредитное бюро.

— Из каких источников к вам поступает информация о клиенте?

— Прежде всего это банки, с которыми мы заключили соответствующие договоры о сотрудничестве, а также официальные источники информации. Например, Госкомстат, ГНИ. Какие-то данные публикуются в СМИ. К сожалению, пока этот список невелик. Проектом закона «О кредитных бюро» предусмотрено, что Бюро будет предоставлено право получать информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления и Банка России. Это значительно расширит наши возможности.

Структура и динамика кредитов нефинансовому
сектору НСО по группам заемщиков, %

01.07.03 01.10.03 01.01.04 01.04.04 01.07.04
Доля населения 6,2 9,2 11,7 12,1 13,0
Доля просрочки по кредитам населению 0,4 0,3 0,2 0,3 0,3

Источник: Центробанк РФ
Конъюнктура кредитного и депозитного рынков
в России и НСО, %

01.07.03 01.10.03 01.01.04 01.04.04 01.07.04
По кредитам населению НСО 27,1 31,0 32,2 29,3 27,8
По кредитам предприятиям и организациям НСО 20,2 18,5 18,7 17,9 16,6
«Процентная» доходность по кредитам населению НСО для местных банков 20,7 25,3 25,8 21,4 19,7
«Процентная» доходность по кредитам населению НСО для иногородних банков 22,6 26,6 27,9 24,8 24,0
«Процентная» доходность по кредитам предприятиям НСО для местных банков 13,8 12,8 12,3 10,0 8,5
«Процентная» доходность по кредитам предприятиям НСО для иногородних банков 15,7 14,1 14,4 13,4 12,8
Превышение процентных ставок по кредитам населению над ставками по кредитам предприятиям 6,9 12,5 13,5 11,4 11,2

Источник: Центробанк РФ



Comments are closed.

Так же в номере