Главная » Стратегии успеха » Молочники в ожидании инвестиций

Молочники в ожидании инвестиций

ТЕНДЕНЦИИ — КРИЗИС

Молочники в ожидании инвестиций

В 2004 году в сибирских регионах произошло общее снижение производства молока в среднем на 8,2%. Местные молзаводы оказались не готовы к работе в условиях дефицита сырья и пошли на сокращение ассортимента продукции. Освободившееся место на полках магазинов заняла продукция Danonе и «Вимм-Билль-Данн».

Не исключено, что эти же компании станут уже в следующем году и инвесторами местных производителей молочного сырья.

Лидером отрасли среди сибирских регионов пока остается Алтайский край. Тем более явно снижение показателей, происшедшее в 2004 году именно здесь. Производство молока снизилось на 6,4%, масла и сыра — на 7,9%. Благоприятные для производства продуктов молочной группы климатические условия Алтая и традиции, доставшиеся в наследство отрасли от советской эпохи, не стали конкурентными преимуществами, обеспечивающими динамичное развитие. Ограниченные финансовые ресурсы местных предприятий, неэффективные системы управления производством и нарастающий дефицит сырьевой базы пока не позволяют региону, позиционирующемуся как одному из лидеров отрасли в Сибири, занять со своей продукцией достойную нишу на отечественном рынке. Участники состоявшегося в октябре IV специализированного конгресса «Молочная промышленность Сибири» (г. Барнаул) пришли к заключению, что перспектива развития отрасли лежит в плоскости дальнейшего расширения ассортимента продукции и наращивания объемов производства.

По словам исполнительного директора Российского Союза предприятий молочной отрасли Владимира Лабинова, несмотря на плавный рост производства, наблюдаемый в стране в последние годы, будущее этой отрасли довольно туманно из-за ограниченного потребительского спроса. Причинами низкого уровня потребления продуктов молочной группы в России эксперты называют произошедшее изменение потребительских предпочтений россиян в пользу немолочных изделий, а также низкий социальный статус основной массы потребителей. Между тем, учитывая неубедительные экспортные перспективы российских производителей молочных продуктов, внутренний потребительский рынок приобретает для них особое значение. Однако продвижение отечественной продукции на этот рынок сдерживается рядом факторов. «По сравнению с европейскими странами россияне в 2-3 раза меньше потребляют молока, масла и сыров. В то же время наблюдается устойчивый рост импорта молочной продукции. Причем рост импорта опережает рост производства в молочной промышленности страны. Сложившаяся ситуация вызывает необходимость принятия мер по защите внутреннего рынка методом тарифного регулирования. И если раньше наш союз выступал против такой протекционистской политики, то теперь ее поддерживает», — подчеркнул Владимир Лабинов.

Одновременно участники конгресса отметили рост инвестиционной привлекательности отрасли, что, несомненно, вызывает некоторый оптимизм. Иностранные инвесторы не только приходят в отечественную молочную промышленность со своими капиталами, но и организуют здесь собственное производство. В этом свете наиболее показателен пример концерна Danonе, который за 12 лет сумел занять лидирующее место в отрасли по объемам реализации продукции в России. Конкурентное преимущество лидеров — компаний Danonе и «Вимм-Билль-Данн» — заключается в лучшей обеспеченности сырьем. Существенные сырьевые запасы, в том числе и сухого молока, в этих компаниях сформировались благодаря политике в работе с производителями молочного сырья: объемы инвестирования со стороны Danonе и «Вимм-Билль-Данн» в хозяйства всех уровней не сопоставимы с той поддержкой, которую в состоянии оказать местные переработчики.

Вместе с тем аналитики полагают, что и для российских предприятий внутренний рынок еще не потерян. Однако отстоять его можно, лишь сделав ставку на качество продукции и эффективный менеджмент. Локальные успехи на этом пути уже достигнуты, о чем свидетельствует опыт вновь образованного предприятия «Росагрокомплекс», развернувшего производство на месте пионерского лагеря и сумевшего стать лидером рынка творожных сырков. Все более жесткую конкуренцию промышленным гигантам из Москвы и Санкт-Петербурга навязывают провинциальные компании — Кировский и Волгоградский молзаводы укрепляют свои позиции на рынке цельномолочной продукции, Воронежский молкомбинат лидирует в производстве плавленых сырков.

На этом фоне состояние отрасли в Сибири и прежде всего на Алтае вызывает у экспертов разочарование. За исключением Рубцовского молочного комбината («Вимм-Билль-Данн»), сумевшего в рекордно короткие сроки увеличить объемы производства сыра до 30 тонн в сутки, иных примеров качественного либо количественного прорыва в молочной отрасли Алтая на конгрессе не прозвучало. Неслучайно один из докладчиков бросил в зал такую реплику: «В десятке крупнейших российских производителей сыров нет ни одного алтайского предприятия. А ведь Алтайский край имеет лучшие в стране традиции сыроделия, производит лучшие сыры, но в недопустимо ограниченных объемах».

По мнению профессора Кемеровского Института пищевой промышленности Льва Остроумова, дальнейшему прогрессу молочной промышленности Сибири препятствует целый комплекс факторов: «Одним из главных тормозов развития отрасли остается дефицит сырья и сезонность его переработки. Сегодня на Алтае на долю частного сектора уже приходится более половины общего объема производства молока, однако процесс организации на молкомбинатах переработки продукции, полученной в этом секторе, находится на крайне низком уровне. До сих пор здесь все делается по старинке. На уровне 1960-1970 годов осталось и качество продукции, поскольку в погоне за объемами производители не уделяют этой теме должного внимания».

«Произошедшее в этом году падение объемов производства молока в регионе обусловлено в том числе повышением рентабельности зернопереработки, на которую и переориентировались производители, — говорит директор департамента пищевой и пищеперерабатывающей промышленности администрации Алтайского края Николай Кустов. — Тем не менее в отрасли наблюдаются и положительные тенденции: увеличивается среднемесячное потребление сыров, активно ведется модернизация производства, качество продукции сохраняет свою высокую конкурентоспособность — из общего объема 70% поставляется за пределы края». Кроме того, одной из наиболее ярких тенденций в отрасли стала концентрация производства. Например, в Алтайском крае за последние годы доля крупных предприятий в общем объеме производства молока и молочной продукции возросла с 63% до 78%. По оценке директора Сибирского НИИ сыроделия Александра Майорова, на положительные перемены в отрасли указывает и то, что в последний год в крае удвоились объемы производства тех видов сыров, которые требуют высокого качества молока и значительных финансовых вложений.

По общему мнению участников конгресса, резервы для дальнейшего роста в отрасли следует искать в том числе и в расширении ассортимента продукции. «Например, необходимо увеличивать производство мягких сыров, однако пока эта ниша сибирскими производителями совершенно не осваивается», — отмечает Лев Остроумов. Разделяет эту точку зрения и директор ГНУ ВНИМИ Владимир Харитонов: «Перспективы развития молочной промышленности напрямую связаны с организацией выпуска продуктов для различных социальных и возрастных групп, а также с разработкой продуктов здорового и функционального питания». Тогда как Владимир Лабинов базовую причину медленного развития отрасли видит в иной плоскости: «К сожалению, молочное производство еще не стало полноценной сферой бизнеса. И до тех пор, пока здесь не будут приняты на вооружение рыночные принципы, мы будем отставать от зарубежных конкурентов».

Производство основных видов продукции животноводства
в хозяйствах всех категорий Алтайского края

Январь-июнь 2004 Справочно
январь-июнь 2003
в % к январю-июню
2002
тыс. т в % к январю-июню 2003
Мясо (скот и птица на убой в живом весе) 69,9 97,0 118,3
Молоко 636,6 93,6 104,7
Яйца, млн шт. 439,9 94,5 106,4
Шерсть, т 408,5 93,1 97,6

Источник: администрация края

Вячеслав САЛАНИН


Comments are closed.

Так же в номере