Главная » Спецвыпуск » Развитие определяет ограниченный круг людей

Развитие определяет ограниченный круг людей

Сибирская лизинговая компания — основной игрок рынка лизинговых услуг в Новосибирске и один из крупнейших в Сибири. Участие в крупнейших инвестиционных проектах регионов Сибирского федерального округа позволяет сравнивать условия развития бизнеса и банковского сектора в разных его регионах. О том, в чью пользу это сравнение, корреспонденту «КС» НАТАЛИИ БАРСУКОВОЙ рассказал гендиректор Сибирской лизинговой компании ДМИТРИЙ МАЛАХОВ.

Фото Аркадия УВАРОВА

— Московские компании, выбирая Новосибирск центром для управления активами за Уралом, нередко объясняют свой выбор динамичным развитием Новосибирска, хорошими условиями для ведения бизнеса в Сибири. Вы как «регионал», изначально развивавший бизнес в Новосибирске, поддерживаете такое мнение?

— Новосибирск — транспортный, логистический центр. С этим не поспоришь, но, к сожалению, на этом преимущество Новосибирска перед другими городами Сибири заканчивается. Сюда съезжаются компании федерального масштаба, однако Новосибирск при своем центральном положении в СФО пока не «дотягивает» до статуса столицы округа.

Ведь статус центрального города подразумевает, помимо географического положения, еще ряд важных факторов. Во-первых, это концентрация денежных потоков. Но в этом плане мы уступаем сырьевым регионам — Красноярскому краю, Томской области, Кузбассу. Во-вторых, немаловажно наличие благоприятных условий для развития бизнеса, однако и здесь Новосибирск ничем не выделяется среди других городов Сибири.

Чтобы эффективно развиваться, необходимы механизмы, работающие на приток в регион новых бизнес-проектов, более активное привлечение деловой элиты, как это делается, например, в Красноярском крае.

— Какие шаги, с вашей точки зрения, может сделать региональная власть Новосибирской области, чтобы развернуть деловую элиту в сторону нашей области?

— Нужна большая лояльность к бизнесу. Новосибирские власти ее проявляют, но, как правило, делают это только в отношении ограниченной части бизнес-сообщества. Поэтому из года в год мы наблюдаем в экономике региона одних и тех же действующих лиц, влияющих на принятие важных для региона решений. В основном это круг так называемых «красных директоров» — давно и прочно стоящих на ногах топ-менеджеров предприятий, вращающихся в МАРП (Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий. — «КС»). Конечно, это опытные руководители, но они уже заняли свою нишу в бизнесе. Нужно понимать, что большинство из них не приносит новых направлений и идей в развитие региональной экономики. Нужно активнее поддерживать новые бизнес-структуры. Без лояльности и открытости со стороны властей сложно двигаться к статусу столицы.

Огромное значение имеет состав команды в органах власти, с которой бизнес составляет диалог. Помните, года два назад в мэрии была сделана попытка сменить кадровый состав — новых молодых людей подтянуть из бизнес-структур? Чем она закончилась? После последних выборов из новой команды остался лишь бывший банкир Андрей Петров (начальник управления финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска. — «КС»), а часть людей, способных мыслить по-новому и грамотно работать с бизнесом, ушла. Жаль, что распалась хорошая команда, которая только начинала формироваться.

— В последние годы в Новосибирск пришли многие московские банки, усилились региональные. Насколько эффективно они работают на развитие экономики региона?

— То, что в Новосибирске открылось и открывается множество иногородних банков, не приносит региону экономического эффекта. Ведь уже сегодня они в избытке, при этом ни клиентская база, ни количество денег существенно не увеличиваются.

Наверное, это столичный менталитет, что московский банк должен быть везде. Если Новосибирск — региональный центр, то нужно и здесь открыться. А зачем? Под какого клиента? «Для имиджа», надо полагать. Мы часто получаем предложения о сотрудничестве от банковского сектора, поскольку являемся для банков реальным механизмом по привлечению новых клиентов. Между тем проблему с клиентами, на мой взгляд, можно решить, если подходить к развитию деятельности более гибко и не ограничивать себя рамками одного региона.

Не исключаю, что со временем часть новосибирских клиентов перетянут банки из других регионов Сибири. Например, банковский сектор Томской области успешно привлекает к себе новосибирские компании. Томский Внешторгбанк кредитует городскую и областную администрации Новосибирска, а также и Алтайскую администрацию. Причина в том, что у них есть ресурсы, но мало клиентов: есть несколько продвинутых компаний (в основном из нефтяной отрасли), которые у них обслуживаются. Приток новой клиентуры могут обеспечить только соседние регионы. Если новосибирские банки хотят развиваться, они также должны вести экспансию в другие регионы Сибири, но большинство из них пока этого не делает.

— А насколько успешно удается вашей компании продвигаться в регионы?

— Начав работать в Томске, Кемерове, мы добились того, что многие компании идут обслуживаться по лизингу в Новосибирск, а не наоборот.

— Можете ли выделить компании или отрасли Новосибирской области, которые наиболее активно развиваются и переоснащаются?

— В силу удачного географического положения хорошо развиваются складское хозяйство, транспорт, терминальная сеть. Процветают такие крупные логистические компании, как «Караван». Очень активно растут и модернизируются торговые сети — опять же благодаря удачной транспортной развязке. А вот пищевая отрасль Новосибирской области выглядит достаточно скромно по сравнению с другими регионами. Основная часть новосибирских переработчиков мяса не торопится модернизировать производство и, как результат, начинает уступать свои позиции на рынке омским и кемеровским производителям.

Наталия БАРСУКОВА


Comments are closed.

Так же в номере